Низкий курс иены и оживление национальной экономики позволяют японским компаниям достаточно уверенно заглядывать в будущее.
21.05.2013 - 16:07
После землетрясения и цунами в марте 2011 года работа некоторых металлургических заводов страны была почти полностью парализована. Однако появившиеся в связи с этим слухи о коллапсе японской металлургии оказались сильно преувеличенными. Сегодня отрасль снова идет на подъем, пользуясь благоприятной денежной политикой правительства. Сокращение государственного долга страны фактически за счет эмиссии ослабило национальную валюту, но усилило позиции японских экспортеров стали.
Стремительный рывок
"Японское чудо" – процесс бурного восстановления и развития экономики Японии после Второй мировой войны – в полной мере коснулось и национальной черной металлургии. Ее быстрое развитие продолжалось более двух десятилетий и достигло пика в 1973 году, когда на долю Японии пришлось 17,27% от мирового производства стали. Далее под влиянием череды региональных и глобальных кризисов черная металлургия Японии проявляла некоторую нестабильность по объемам, однако устойчиво выпускала 100–120 млн. т стали в год.
Причем, в части качества металла и выпуска высокотехнологичной стальной продукции (высокого передела) Япония в течение многих лет претендовала и претендует на роль мирового технологического лидера. Гонка за эффективностью, в частности, подталкивалась почти 100%-м импортом металлургического сырья, ресурсами которого Страна восходящего солнца обделена. Отметим, что качество и нужный сортамент металлопроката во многом диктовались спросом со стороны национальной автомобильной промышленности, которая с 80-х годов стала "законодателем мировой моды" на массовые автомобили.
Все успехи металлургов позволили Японии выйти на первое место в мире по выпуску стали, пропустив вперед Китай лишь в 1996 году. Однако доля Японии на мировом стальном рынке плавно снижается уже почти 30 лет. В части рентабельности ее явно теснит китайская сталелитейная отрасль. В части инноваций – металлургия Южной Кореи, где новые домны – вдвое крупнее японских, а доля непрерывной разливки стали (на МНЛЗ и слябовых машинах) уже выше, чем в Японии. Более того, позитивная в целом динамика развития японской металлургии была резко нарушена в марте 2011 года, когда грянули землетрясение, цунами и авария на АЭС "Фукусима" в 200 км от столицы страны.
Правда, вопреки паническим заявлениям японских СМИ о том, что катастрофа "парализовала работу половины металлургической отрасли", на самом деле оказалось, что в наиболее пострадавших регионах страны не оказалось практически ни одного из десятка крупнейших металлургических комбинатов мощностью от 3 млн. до 10 млн. т стальной продукции в год. Исключение – завод Kashima Works (мощностью 5,7 млн. т) группы Sumitomo Metal Industries, где произошел крупный пожар на коксохимическом производстве, оставивший на время без сырья 2 доменные печи. Также прекратили выпуск продукции несколько мини-заводов суммарной мощностью около 0,5 млн. т. В итоге прямая приостановка коснулась только металлургических производств совокупной мощностью менее 8 млн. т стали в год, что составляло не более 6% от суммарного показателя.
В 2011 году производство стали в Японии уменьшилось лишь на 1,8% до 107,6 млн. т, а в 2012-том и того меньше – только на 0,3% до 107,2 млн. т. Многие эксперты ожидают в текущем году расширения экспорта японской стальной продукции, прежде всего, вследствие оживления китайского спроса, увеличения потребления стали в странах АСЕАН, а также в связи с падением курса иены до рекордно низкого за последние три с половиной года уровня по отношению к американскому доллару. Оценочно, прогноз по экспорту на 2013 год составляет 46-47 млн. т, включая нержавеющую сталь. В первом квартале 2013 года Япония увеличила экспорт металлопродукции на 12,9%по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 11,365 млн. т. По мнению некоторых экспертов, дальнейшее падение курса иены выведет Японию в ранг потенциально самого конкурентоспособного экспортера стали не только в Азии, но и в мире.
Конечно, говорить о посткризисном восстановлении японской металлургии, было бы явным преувеличением. Главная проблема, пожалуй, – это падение спроса на металл внутри страны. По прогнозам специалистов World Steel Association (WSA), спрос на сталь в Японии в текущем году снизится на 2,2%, до 62,6 млн. т, а в 2014 году – еще на 0,6%. Среди главных негативных факторов называются снижение потребления стали в автомобильной и судостроительной отраслях, а также растущая передислокация производств ведущих корпораций Японии за рубеж.
Тем не менее, по прогнозам Министерства экономики, торговли и промышленности Японии, озвученным в начале мая текущего года, во втором квартале 2013 года выплавка стали в Японии достигнет 27,58 млн. т и станет рекордной за последние два с половиной года. Правда, потребление стальной продукции со стороны национальной судостроительной отрасли, по оценкам Министерства, упадет на 24,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года из-за глобального перепроизводства, а японские автомобильные компании планируют уменьшить потребление стали на 9,5% по сравнению с предыдущим годом.
Однако, в то же время, японский строительный сектор в текущем квартале намерен увеличить использование стальной продукции на 5,8%, до 4,92 млн. т. Бесспорно, главные свои надежды на восстановление национальной сталелитейной отрасли японские металлургии связывают с ростом активности в строительном секторе, усилия которого направлены на ликвидацию последствий землетрясения и цунами 2011 года и увеличение темпов роста жилищного строительства.
Наряду с этим, металлурги также выражают уверенность в том, что содействовать увеличению потребления стали в стране поможет пакет мер по стимулированию национальной экономики на общую сумму в $226 млрд., принятый кабинетом нового премьер-министра Японии Синдзо Абэ в январе текущего года. Этот пакет мер, получивший в честь нового японского премьера название "Abenomics", направлен на привлечение частных инвестиций в японскую промышленность, повышение конкурентоспособности японских копаний на глобальном уровне, развитие местной инфраструктуры. "Мы приветствуем новую правительственную политику и выражаем уверенность, что она окажет положительное влияние на всю японскую экономику и черную металлургию в частности", – заявил по этому поводу пресс-секретарь крупнейшей сталелитейной компании Японии Nippon Steel & Sumitomo Metal Corp (NSSMC).
Слабая иена
Между тем, как полагают аналитики, ведущим металлургическим компаниям Японии удастся в обозримой перспективе восстановить ту долю мирового рынка стали, которая была ранее потеряна ими в пользу китайских поставщиков. Не последнюю роль в этом будут играть слабая иена (за последние семь месяцев она просела более чем на 20% по отношению к доллару) и валютная политика кабинета Абэ. "Продолжающееся падение курса иены способно существенно изменить картину современного металлургического сектора Азии, превратив Японию в самого конкурентоспособного производителя металла, особенно на азиатском рынке. С нашей точки зрения, самым уязвимым является китайский экспорт", – отмечают в своем докладе Трина Чен и Шинь Янада, аналитики Credit Suisse Group AG.
По мнению этих экспертов, если иена опустится до 120 за доллар (сейчас ее курс составляет порядка 102-103 за доллар), то японские экспортеры стали по сравнению с другими поставщиками стальной продукции в Азии смогут получать доход от $50 до $65 на каждой тонне металла. "Падение иены дает ведущим японским производителям конкурентное преимущество перед их основными соперниками в лице китайской Baosteel и южнокорейской Posco. Слабая иена будет стимулировать экспорт японской стальной продукции в Юго-Восточную Азию и в Европу, которая традиционно потребляет высококачественную сталь, используемую в автомобилестроении", – говорит Ши Шенву, менеджер по экспорту китайской сталелитейной корпорации Wuhan Iron & Steel. По его словам, объем предложения стальной продукции на азиатском региональном рынке является ныне избыточным, и не в последнюю очередь из-за действий японских компаний, которые в этом году увеличили экспорт стали благодаря "дешевой" иене.
Тем временем, крупнейшие сталелитейные корпорации Японии планируют в текущем году уменьшить свои издержки на $2,7 млрд. в связи с падением цен на металл из-за глобального перепроизводства стали и снижения прибыльности металлургических предприятий. Так, по данным Кацухико Оты, исполнительного вице-президента NSSMC, компания намерена добиться экономии на масштабах в размере около $1,5 млрд. Вторая по величине металлургическая корпорация Японии JFE Holdings планирует сократить в текущем году расходы на $1 млрд., а Kobe Steel – примерно на $250 млн. Один из путей уменьшения издержек, по мнению представителей этих компаний, заключается в использовании более дешевой низкосортной руды и угля.
По мнению специалистов, традиционный для сталелитейных компаний Японии метод преодоления трудностей за счет снижения издержек путем рационализации производственных процессов и сокращения персонала уже не приносит желаемых результатов. В японской металлургии сегодня идет трудный поиск способов дальнейшего повышения эффективности производства и оптимальных направлений решения проблем. Одним из вариантов ответа на эти вызовы стало, в частности, недавнее слияние Nippon Steel и Sumitomo. Металлургический рынок страны зримо меняет свою конфигурацию.
Впрочем, по данным опроса, проведенного Bank of Japan среди руководящего персонала ведущих сталелитейных компаний страны в апреле текущего года, японские металлурги в целом позитивно оценивают перспективы отрасли на ближайшую перспективу. "Конечно, проблемы все еще остаются. Мы озабочены, к примеру, избыточными мощностями по производству стали в Азии, передислокацией автомобильных производств японских компаний за рубеж, что наносит серьезный ущерб нашему бизнесу, а также рецессией в судостроительной отрасли. Однако во многих других секторах экономики, в частности, в строительстве и машиностроении, наметился реальный рост спроса, что внушает надежду на то, что ситуация в сталелитейной отрасли Японии будет полностью восстановлена", – заявил в ходе опроса официальный представитель одной из крупнейших японских металлургических компаний. -- Русмет