Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов отказались от малого, чтобы сохранить большее. "UGMK.INFO (Украина)". 23 ноября 2012
23.11.2012 - 10:12
О влиятельности днепропетровских миллиардеров Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова уже давно ходят легенды, но они никогда не были фаворитами донецкого клана. Поэтому после победы Виктора Януковича на президентских выборах многие эксперты поспешили списать "Приват" в утиль, считая эту группу одной из наиболее уязвимых.
Поначалу так оно и было: прошлые годы ознаменовались массовыми проверками предприятий "Привата". А этот год начался с противостояния между Коломойским и главой Мининфраструктуры Борисом Колесниковым за авиаперевозки. Так, весной 2012 года госпредприятие "Украэрорух" обвинило подконтрольный Коломойскому "АэроСвит" в накоплении многомиллионной задолженности за аэронавигационные услуги. А чуть позже авиарынок был ошарашен новостью о банкротстве сразу трех "приватовских" авиакомпаний Skyways и City Airline (обе — Швеция), а также Cimber Sterling (Дания). Жирной точкой в этой цепи неприятных новостей стал годовой отчет "АэроСвита", из которого следовало, что по итогам 2011 года чистый убыток компании вырос почти в 3,5 раза — до 1,4 млрд. грн.
Кроме того, "Приват", несмотря на все прогнозы, так и не смог купить одного из крупнейших туроператоров — компанию TEZ Tour. В начале года появились новости о том, что один из основателей TEZ планирует продать свою долю и якобы основной претендент — именно Игорь Коломойский. В марте украинские эксперты уже рисовали апокалипсические картины создания некоего монопольного авиационно-туристического холдинга. Но летом стало известно, что тот самый совладелец TEZ Tour Левент Айдын продал свою долю российским партнерам, а Игорь Валериевич остался за бортом.
Как оказалось чуть позже, авиационно-туристические неудачи "Привата" были с лихвой компенсированы победами в других секторах. Так, летом этого года "Приват" попросил власти ввести ограничения на ввоз ферросиликомарганца, тем самым создавая тепличные условия для Никопольского, Запорожского и Стахановского ферросплавных заводов. Эта просьба пока не была услышана правительством, зато позже Кабмин утвердил рабочую группу по снижению тарифов на электроэнергию в электрометаллургической отрасли, к которой относятся все три упомянутых предприятия. Данная группа пришла к выводу, что ферросплавщики имеют право на льготы, в результате чего ток для них начал отпускаться по тарифам ниже, чем для населения.
Приятным дополнением к этой новости стало проведение сделки, в рамках которой "Приват" расширил информационное влияние: в июле медиагруппа "1+1" приобрела одесский телеканал "Риал Истейт-ТВ", обладающий лицензией на цифровое вещание в многоканальной телесети MX-3. Таким образом, Коломойский и Боголюбов решили проблему своего канала "2+2", который до этого не имел доступа к "цифре".
Кроме того, как выяснили "k:", именно в пользу структур Игоря Валериевича Фонд госимущества в начале года продал киевское государственное предприятие "Изумруд", располагавшее в Киеве участком в 4,69 га и владевшее 23 зданиями. Тот факт, что ГП с 2007 года деятельности не осуществляет, заставил экспертов говорить о том, что "Приват" в данном случае интересовала только киевская земля. Впрочем, "Изумруд" является еще и одним из двух специализированных предприятий по огранке алмазов и производству ювелирных изделий в Украине. И, согласно приватизационным условиям, покупатель должен сохранить профиль деятельности и инвестировать в закупку алмазного сырья и обеспечение производства ювелирных изделий $18 млн. Так что вполне вероятно, что нового собственника интересует все же огранка алмазов. Тем более что потенциально завод может производить до 2 млн. штук мелких бриллиантов в год, что в стоимостном выражении готовой продукции соответствует $150 млн. в год или $250–300 млн. в год при производстве бриллиантов средних и крупных размеров.
Но все вышеперечисленные достижения «Привата» меркнут на фоне его успехов на рынке нефтегазодобычи. Так, группа смогла добиться от Президента Виктора Януковича визы под законом №4235, которым были внесены изменения в вычисление так называемого корректирующего коэффициента, используемого в расчетах размера ренты — основного налога в украинской нефтедобыче.
Благодаря этому рента уменьшилась сразу на 22– 30%, что позволяет крупнейшим нефтедобывающим компаниям страны («Укргаздобыче» и «Укрнафте») экономить свыше 2 млрд. грн. в год.
Параллельно «Привату» удалось сохранить за собой доходы от перепродажи сжиженного газа, производимого подконтрольными ей «Укрнафтой» и «Укртатнафтой», несмотря на то, что этот рынок монополизировали структуры, близкие к семье Виктора Пшонки и основателю Group DF Дмитрию Фирташу. Кроме того, власти в этом году снова отложили введение новых стандартов качества выпускаемого бензина и дизельного топлива, причем сразу на восемь лет. Так что теперь Игорю Валериевичу не придется думать, что делать с двумя «древними» западноукраинскими НПЗ.
Вполне возможно, что успехи днепропетровских бизнесменов обусловлены их влиятельностью. Но куда реальнее выглядит другая версия успешности Коломойского: якобы он согласился на ситуативное партнерство с бизнес-группой, близкой к Президенту. В пользу этой версии говорит как минимум один веский факт: с недавних пор должность замглавы правления — финансового директора «Укрнафты» занимает Артем Щербань, который, по слухам, дружен с Александром Януковичем. Кроме этого, на главном телепроекте «Привата» канале «1+1» произошли некоторые кадровые изменения, заставившие экспертов говорить о том, что сценарий передачи предприятия «в аренду» или «совместное пользование» с представителями так называемой семьи — не такие уж и домыслы. Если эта версия подтвердится, днепропетровской бизнес-группе не позавидуешь. Ведь классическая модель ведения бизнеса донетчан не предусматривает равноправных партнеров. Правда, пока говорить о таких апокалипсических сценариях, как минимум, рано.
Сейчас гораздо большую угрозу нефтяному бизнесу Коломойского несет покупка «Роснефтью» ТНК-ВР, которая владеет в Украине Лисичанским НПЗ. Сейчас это предприятие простаивает, но если «Роснефть» его загрузит и при этом сохранит высокую долю украинского рынка за Мозырским НПЗ, группа «Приват» окажется в довольно неприятной ситуации — россияне начнут диктовать условия рынку и постараются потеснить не подконтрольных российскому капиталу производителей. В такой ситуации рано или поздно «Приват» должен будет уступить первенство и по числу АЗС, и по мощностям переработки.
DISCOVERY: Длинные инвестиции Константина Григоришина
Уходящий год не стал для группы «Энергетический стандарт» Константина Григоришина периодом бурного расцвета, но все же определенные положительные результаты ею были достигнуты. К одной из наиболее удачливых сделок можно отнести приобретение ею 50% «Винницаоблэнерго». Этот пакет обошелся бизнесмену в 176,2 млн. грн., что выглядит весьма скромно на фоне ежегодных доходов винницкой энергокомпании на уровне 1 млрд. грн. Особенно на фоне коллег из групп «СКМ» и «Лужники».
Но тут стоило бы обратить внимание на другое: Ринат Ахметов и Михаил Воеводин побеждали в приватизационных конкурсах Фонда госимущества как раз благодаря Григоришину. Так, например, «лужниковские» компании ООО «ВС Энерджи Интернешнл Украина» и ООО «Энергетическая Украина ТВ» купили у государства 45% «Черновцыоблэнерго» и 50% «Закарпатьеоблэнерго» суммарно за скромные 210 млн. грн. как раз благодаря тому, что иллюзию конкуренции с ней создавало ООО «Луганское энергетическое объединение» Григоришина. В свою очередь на торгах по приватизации «Крымэнерго» и «Днепроблэнерго» техническое участие структур Григоришина позволило приобрести мажоритарные пакеты акций этих предприятий структурам Рината Ахметова.
Способность основателя группы «Энергетический стандарт» к договоренностям может принести ему основные дивиденды уже в ближайшем будущем. Ведь ФГИУ давно работает над условиями продажи государственных пакетов «Харьковоблэнерго» и «Черкассыоблэнерго». В обеих этих компаниях у Григоришина есть блокирующие пакеты акций, а значит именно он имеет наибольшие шансы на концентрацию своих долей в этих предприятиях.
DISCOVERY: Ахиллесова пята «Привата»
Общеизвестно, что козырем Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова являются не только влиятельные связи, а и степень их значимости на рынке. К примеру, контроль «Привата» над тысячей автозаправочных станций (а это 20% от существующих в стране АЗС) дает этой бизнес-группе возможность в любой момент всколыхнуть ценами весь розничный рынок. Еще больше влиятельности тандему Коломойский — Боголюбов придают их права собственности на крупнейшее финансовое учреждение страны — ПриватБанк.
Несмотря на это, днепропетровцы легко уязвимы. Причем по иронии судьбы самое слабое их звено — столп бизнеса ПАО «Укрнафта». «Приват» контролирует это предприятие на протяжении последних десяти лет, несмотря на то, что его структурам принадлежит лишь около 42% акций ПАО, а государству — 50% + 1 акция. Осуществлять менеджирование «Укрнафты» удается за счет того, что представители государства с завидным постоянством соглашаются утверждать на пост главы правления кандидатуру днепропетровцев. Последний раз это произошло полтора года назад — в феврале 2011-го на эту должность был назначен Питер Ванхекке, который до этого работал в группе «Ренессанс Капитал», не чуждой бизнес-партнеру Игоря Коломойского по авиакомпании «АэроСвит» Григорию Гуртовому. Сейчас к Ванхекке у государства нет никаких претензий, но они могут возникнуть в любую минуту. Причем их инициатором может оказаться финансовый директор ПАО «Укрнафта» Артем Щербань, который в компании представляет интересы фамильной бизнес-группы.
Сейчас загадка не столько в том, будут ли преданы огласке самые скандальные распоряжения «приватовского» топ-менеджера, сколько в том, когда это произойдет. Ведь эффект от этого будет грандиозным: полная перезагрузка руководства «Укрнафты» и назначение нового топ-менеджмента с подачи кураторов Артема Щербаня. Для Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова эти события будут означать не только потерю оперативного контроля над крупнейшей нефтегазодобывающей компанией страны, а и фиаско на всех смежных уровнях. Речь идет о нефтеперерабатывающих заводах (Кременчугском, Дрогобычском, Надворнянском), которые тут же вынуждены будут остановиться из-за отсутствия сырья. В свою очередь, это вызовет дефицит топлива на упомянутой «приватовской» сети автозаправок, а также заблокирует работу авиакомпаний «АэроСвит», «Донбассаэро» и «Днеправиа», чья экономика напрямую зависит от топлива, поставляемого родственными НПЗ.
DISCOVERY: Переходящее знамя
Очередной сменой собственников нефтегазового холдинга Borisma Ltd. Николая Злочевского ознаменовался 2012 год. Холдинг владеет дочерними добывающими компаниями «Пари» и «ЭСКО Пивнич», крупнейшими активами которой являются восемь месторождений с запасами более 27 млн. т нефти и газового конденсата (в том числе Кайракозовское, Семигиновское и Филипповское). В сложный период 2006–2007 годов эти месторождения принадлежали американской компании SunRise Energy, которая стала собственностью Borisma в 2009 году (сразу после того как Злочевский возглавил Минэкологии Украины). Но летом 2012 года холдинг перешел в собственность операционного кипрского оффшора Deripon Finansial. В большинстве публикаций украинской прессы эксперты настаивают на том, что этот оффшор принадлежит группе компаний учредителей ПриватБанк, некоторые доказывают, что новый владелец активов Злочевского может быть связан с донецкой Межрегиональной газовой компанией. Кто из них прав, покажет будущее. -- UGMK.INFO (Украина)