Волгоградская обл.: Можно ли изменить экономическую ситуацию в регионе: точка зрения.
01.02.2012 - 09:30
Своей точкой зрения на состояние дел экономике области мы попросили поделиться депутата областной Думы Владимира Александровича Кабанова, кандидата экономических наук, профессора.
Владимир Кабанов возглавлял Совета директоров тракторного завода в течение 10 лет, являлся первым заместителем главы администрации области, был председателем Волгоградской областной Думы, сопредседателем областного Совета директоров области.
В начале – о главном. На мой взгляд, в области есть все условия для успешного ведения экономики: наш регион является абсолютно самодостаточным для развития всех основных отраслей народного хозяйства: машиностроение, металлургия, оборонная промышленность, электро- и теплоэнергетика, строительная индустрия, легкая и пищевая промышленность, развито сельское хозяйство. Область богата природными ресурсами: нефтью, газом, бишофитом, калийными удобрениями, фосфоритами, песками и другими природными ископаемыми.
Взглянув на результаты работы по итогам 2011 года в разрезе отраслей народного хозяйства региона, можно с уверенностью сделать вывод, что как и в прежние годы, основным источником формирования бюджета области являются промышленные предприятия. На их долю приходится более 65 процентов отчисления налогов в региональный бюджет. Однако все они находятся далеко не в одинаковых экономических и технологических условиях, а также условиях обеспеченности рабочими и инженерно-техническими кадрами.
Условно все промышленные предприятия я бы разбил на 3 группы.
К первой группе, отвечающей современным требованиям, можно отнести следующие предприятия:
На мой взгляд, именно эти предприятия по своему техническому состоянию, уровню менеджмента, кадровому потенциалу и конкурентоспособности на рынке, в большей степени чем другие, готовы к жесткой борьбе в условиях новой волны экономического кризиса и требований рынка. (В силу специфики предприятий энергокомплекса автор сознательно не рассматривает эти группы предприятий).
Ко второй группе предприятий я бы отнес следующие производства:
Волгоградский завод буровой техники;
ПО "Баррикады";
Сталепроволочно-канатный завод;
Волжский подшипниковый завод;
ОАО "СИБУР" г. Волжский;
ОАО "Волтайр-пром";
Камышинский "Газпром-кран";
группа предприятий ВАТИ;
ОАО "Себряковский комбинат асбестоцементных изделий" и некоторые другие предприятия, успех деятельности которых во многом определяется либо госзаказами, либо заказами отечественных монополий, либо во многом зависит от экологических требований к их продукции (например, последний в моем списке). Кроме того, на данных предприятиях в значительной степени используется устаревший парк станков и производственного оборудования, имеются проблемы с дефицитом рабочих профессий.
К третьей, наиболее сложной группе, требующей особого внимания всех властных структур, я бы отнес следующие предприятия:
ОАО "ВГТЗ";
ОАО "Судостроительный завод";
ОАО "Химпром";
ОАО "ВЗТДиН";
ЗАО "Красный Октябрь";
ОАО "Урюпинский крановый завод";
ЗАО "Волжская резинотехника";
ОАО "Волгоградмебель".
Чем характерна эта группа: все перечисленные предприятия (может быть за исключением 2-х последних) совсем недавно были градообразующими, своего рода монстрами, не только с богатой историей, но и в цехах которых трудились тысячи волгоградцев. От состояния дел в этих коллективах во многом зависели судьбы целых районов и городов. Да и сегодня, случись что с "Химпромом" и "Красным Октябрем" – недалеко до серьезных социальных взрывов. Во все годы власть пыталась максимально влиять на ситуацию на заводах и фабриках области, поддерживая их в рабочем состоянии. Однако непризнание необходимости, до последнего времени, проведения промышленной политики в России, привело к тому, что в 90-е и начале 2000-х годов произошли серьезные структурные изменения в стране и регионах. Особенно это касается таких отраслей как машиностроение, судостроение легкая и оборонная промышленность. Именно в это время, несмотря на попытки местных властей, и особенно директорского корпуса, были практически потеряны целые предприятия: моторный завод, заводы "СК" и "Латекс" в г. Волжском, текстильный комбинат в г. Камышине, крановый завод в Урюпинске, заводы электронного машиностроения. На улице без зарплаты и пособий остались тысячи людей.
Знаю из собственной практики работы: при всех сложностях и трудностях во многом судьбу предприятий решают не только инвестиции, экономические законы и преференции, действующие в регионе, но и личные деловые качества, отношения первых руководителей региона с собственниками и акционерами предприятий.
Приведу лишь один пример.
Установив прочные, постоянные деловые контакты с руководством образовавшегося в 2006 году РАО "Железные дороги", администрации области в очень короткий период времени удалось решить важнейшие для региона задачи: провести электрификацию пути "Волгоград – Котельниково", "Волгоград – Саратов", произвести модернизацию крупнейшей в России сортировочной станции им. М. Горького, провести реконструкцию десятков железнодорожных переездов, остановочных пунктов, приобрести несколько современных электро- и дизельпоездов, решить вопрос о строительстве подъездных путей к строящемуся комбинату компанией "Евро-Хим" в Котельниковском районе и многое другое. Компанией РАО "ЖД" было вложено в область только за 2007-2010 гг. более 12 млрд. рублей.
Аналогичные примеры характерны для сотрудничества области с компаниями "ЛУКОЙЛ" и "Трубная металлургическая".
Еще раз подчеркну, ситуацию на таких предприятиях как "ВГТЗ", "Химпром", "Красный Октябрь" и других можно исправить только при постоянных и личных контактах первых лиц области и собственников этих предприятий.
В значительной мере следует изменить отношение и оказать максимально возможную поддержку еще двум группам предприятий: строительной индустрии и предприятиям легкой и пищевой промышленности.
Безусловно, и здесь есть свои лидеры: взять, к примеру, ОАО "Себряковский комбинат асбестоцементных изделий (президент компании В.С.Сивокозов), Урюпинскую трикотажную фабрику (генеральный директор Т.М.Гаврилова), ЗАО "НП "Конфил" (генеральный директор О.В.Цубенко). Прекрасная работа этих коллективов во многом объясняется профессиональными качествами руководителей, их умением выстраивать отношения и находить поддержку у руководства области и областного Совета директоров.
Кстати, несколько слов о роли этого, очень важного на территории нашего региона, органа. Областной Совет директоров выполнял, выполняет и должен выполнять свою главную задачу: формировать внутрирегиональные кооперационные связи, формировать региональную тарифную политику, защищая ее от растущих аппетитов энергетических монополий, влиять на рынок профессий, занятости и, особенно, в части подготовки рабочих и инженерных кадров. В этой связи необходимо не только и не столько обсуждать эти вопросы на Совете директоров, сколько соединить воедино возможности и желания директорского корпуса с Советом директоров вузов, руководителями ПТУ, колледжей, техникумов и начинать строить подготовку кадров в местных учебных заведениях по заявке на ближайшие 5-10 лет, исходя из прогноза потребностей предприятий. Конечно, необходимо оживить работу областного Совета по инвестициям, научно-технического Совета, пересмотреть их персональные составы, имея в виду присутствие там лиц, не только по формальнодолжностным принципам, но и тех, кто имеет для этого необходимые профессиональные знания и опыт работы.
Таким образом, определив точки роста региональной экономики, сконцентрировав на них лучшие научные, производственные кадры, выстроив управленческие функции в исполнительной власти, в короткие сроки можно и необходимо внести изменения в действующие на территории основные экономические законы в целях реализации задач, которые позволят региону стать по-настоящему привлекательным и понятным для инвесторов.
Усиление внимания к предприятиям стройиндустрии необходимо потому, что их работу сдерживают очень большие бюрократические препоны в городах и районах области. За последние годы в стрессовом состоянии побывали все строительные компании, многие из них работают по всей стране, но только не в нашей области. В итоге, строительство жилья в городах резко снижается и в объемах, и в качестве, опыт строительства на селе (пример Старополтавский район), малых городах (г. Михайловка) не получил должной поддержки. Здесь необходим глубокий анализ положений дел, а во главе этой строительной пирамиды должен стоять опытный профессионал – строитель.
Что касается легкой промышленности, то именно благодаря системной работе подразделения областной администрации, которое возглавляет многие годы Г.Мезенцева, мы имеем сегодня немало крепких предприятий, поддерживать работу которых, безусловно, следует и дальше.
А вот где нужно особенно поработать, так это в направлении развития сети пищевых и перерабатывающих производств. Если сравнивать положение дел и поддержку со стороны властных структур нас и наших соседей, в этих направлениях многому надо поучиться у краснодарцев, ростовчан, ставропольцев. Есть и местный опыт, например, ОАО "Еланский маслосыркомбинат", ОАО "Маслодельно-сыродельный комбинат" Михайловский, ОАО "Сан-Инбев", ОАО "Молсыркомбинат" Волжский, Волжский хлебозавод. Однако нам явно не хватает предприятий мясомолочной переработки в виде компактных производств в отдаленных районах области, и, конечно, предприятий по переработке и консервированию овощной продукции. Большая часть прибыли от работы действующих в области предприятий овощной продукции не идет в областной бюджет, а падает на счета перепродавцов.
Наконец, надо все-таки найти в себе силы и отладить механизм реализации арбузов и их переработки. Лучшие специалисты, глубоко владеющие делом, есть и в сельхозуниверситете, и на опытных станциях. Кстати, в действующем комитете по сельскому хозяйству администрации области "яблоку" и "арбузу", при численности его более 100 чел., действительно негде упасть. Это притом, что яблоневых садов и арбузов у нас в области производится больше, чем в других регионах России! Парадокс!
Мы располагаем примерами, когда в нелегкие времена лихих 90-х начале 2000-х годов в области появились новые современные производства: это "Волжский автобусный завод", ЗАО "НП Конфил", ООО "Урюпинский МЭЗ", Фроловский ЗАО "Волга-ФЭСТ", ЗАО "НПО Волга-Биофарм", ОАО "Сады Придонья" и другие. Все они являются результатом совместной работы отличных менеджеров, прекрасных коллективов и исполнительной и законодательной власти области.
Один из лучших коллективов области Национальная продовольственная группа "Сады Придонья" является, пожалуй, ярким примером теснейшего сотрудничества администрации области на всех периодах ее развития. Об этом неоднократно заявлял ее президент Андрей Павлович Самохин. Успех компании состоит в умелом менеджменте, наличии выверенных кратко- и долгосрочных бизнес-планов, умелой работе с кадрами, деловыми партнерами, властными и государственными структурами.
Анализируя тяжелейший период времени для волгоградских предприятий, прихожу к выводу, что с наименьшими потерями, с хорошими результатами оказались те предприятия, которые возглавляли наиболее профессиональные команды управленцев. Именно от умения руководителя не только решать проблемы и правильно построить работу внутри возглавляемого им коллектива, но и работы с "внешним миром" во многом зависит конечный результат.
Вспомню еще двух руководителей: ОАО "Химпром" Леонида Кутянина ОАО "Красный Октябрь" Алексея Фоменко. Сколько руководителей было после них, уже никто и не вспомнит. Казалось бы, заводы не изменились, люди те же, только при них все было иначе – шла нормальная работа. Их знали, уважали, помогали. Они не держали власть "за дураков", они выстраивали отношения с энергетиками, партнерами, фискалами. Они были директорами-политиками! Именно директорский корпус внушил областной администрации, что нужна в регионе промышленная политика. Может быть и поэтому в 2007 году президент страны В.В.Путин провел в г. Волгограде заседание "О промышленной политике в России", где впервые в послеперестроечное время высшие руководители нашей страны вслух пользовались данной терминологией. Уж слишком долго, на всех уровнях, тема эта считалась чуть ли не вредной рыночной экономике. И надо сказать многие поддались на эту уловку и теперь, там, где об этом подзабыли, очень сожалеют.
Итак, первое, совершенно очевидное для развития региона – это наличие региональной концепции развития промышленности. Причем сегодня она должна, на мой взгляд, носить ярко выраженный кластерный характер. В свою очередь кластеры должны формироваться, прежде всего, на базе действующих производств и их кооперационных связей. Для нашей области это, прежде всего, предприятия химической, нефтехимической, машиностроительной отрасли, электронной, текстильной и легкой промышленности.
Формирование фармакологического и текстильного кластеров по сути уже началось, но, на мой взгляд, они носят пока узковедомственный характер, то есть в процесс непосредственно вовлечены только заинтересованные организации и ведомства. Но куда важнее сформировать вокруг них благоприятную обстановку со стороны местных муниципалитетов, региональных и местных законодателей, федеральных и фискальных структур. По сути именно при формировании региональных кластеров должны четко просматриваться механизмы и элементы государственно-частного партнерства. Совершенно очевидно, что в этом направлении база заложена неплохая: областной Думой принят Закон "О государственно-частном партнерстве в Волгоградской области", в комитете экономики администрации области создан отдел государственно-частного партнерства. По инициативе комитета экономики и ее руководителя проведены серьезные семинары-совещания с участием специалистов "Центра развития государственно-частного партнерства", на которых обсуждены основные бизнес-проекты в области промышленности и сельского хозяйства области.
Глубоко убежден, что в решении вопросов приоритетного развития экономики значительно большую роль должны сыграть ученые ведущих ВУЗов региона. В этой связи можно было бы несколько по-иному построить работу по поощрению научных коллективов региона системой грантов. Благодаря инициативе ректора ВолГУ О.В.Иншакова и его коллег, депутатами предыдущего состава областной Думы, за лучшие научные работы были установлены гранты в размере 300 тыс. рублей. На мой взгляд, в целях наиболее тесной увязки важнейших задач в решении развития экономики региона настало время увязать эти гранты с главными ее точками роста: определить приоритеты выработки кластерной промышленной политики.
Кроме того, в своих предложениях я исхожу также из того, что всем, без исключения, предприятиям, в каком бы состоянии они сегодня не находились, в самой ближайшей перспективе предстоит решить важнейшую технологическую задачу, в основе которой должны лежать нанотехнололгии. Их главной составляющей станут наноэлектроника, наноматериалы, нанооборудование, нанометрология, нанобиотехнологии, гелио- и ядерная энергетика. По сути именно в этот период до 2020 года большинство стран планирует переход от экономики массового производства к экономике знаний, в котором важнейшими инструментами станут научно-технический и интеллектуальный потенциал. Именно это обстоятельство определяет ведущее значение для модернизации жизни науки, образования и здравоохранения.
Премьер-министр В.В.Путин заявил о необходимости создания в стране до 2020 года дополнительно 20 млн рабочих мест.
Кто силен в математике, знает демографическую картину и размещение производственных сил в стране, быстро сообразит, что Волгоградской области предстоит подготовить примерно 200-225 тыс. рабочих мест. А сегодня только на "Красном Октябре" и "Баррикадах" (металлургии) к увольнению готовится более 1000 человек. Что нужно сделать исполнительной власти и законодателям, чтобы реально быть готовым к задачам, с которыми придется столкнуться в самое ближайшее время? Как лучше позиционировать область. Для этого нужен диалог, к которому я и хотел бы пригласить сегодня всех тех, кому не безразлична судьба родного края.
Наконец, последнее. Сегодня мы все чаще и чаще будем возвращаться к таким инструментам как промышленная политика, импортозамещение, межрегиональные кооперационные связи, местный протекционизм. И все это надо будет делать по новым правилам игры – правилам страны, вступающей и играющей на поле Всемирной торговой организации.
Поставленным задачам должны соответствовать и подразделения областной, городских и районных администраций. Речь идет не только о том, что пора, наконец, поставить с головы на ноги структуру обладминистрации, в которой сегодня почти половина сотрудников занята контролем, справками, отчетами, сопровождением, чем угодно, только не живой работой с людьми.
Несмотря на широко разрекламируемое почти созданное электронное правительство, объем бумажного оборота вырос за 2 года в разы, прохождение документов даже внутри самой администрации не выдерживает никакой критики. Контролеров больше, чем людей генерирующих идеи, способных общаться на уровне современных требований, тем более способных анализировать и предлагать решения. Допущен явный перекос не в пользу тех, кто должен задавать тон в работе.
Еще один важный аспект – уметь оказывать протекционизм региональным предприятиям. Так было, есть и должно быть всегда. Но делать это нужно корректно, высокопрофессионально, особенно в условиях вхождения России в ВТО. К примеру, если сегодня для местных товаров в магазинах выделены "золотые полки", то как это сделать завтра, чтобы комиссары ВТО не предъявили местным властям штрафы и претензии? Думать и выстраивать эту работу нужно уже сегодня.
Итак, можно сделать следующие выводы:
в регионе должна быть взвешенная, дифференцированная, научно обоснованная промышленная политика для различных групп промышленных предприятий, рассчитанная на среднесрочную перспективу;
региональная промышленная политика на современном этапе должна носить инновационный, кластерный характер, предполагающий максимальный охват внутрирегиональных кооперационных производственных связей;
процессы модернизации предприятий, их инновационный характер требуют быстрого реагирования со стороны местных законодателей, совершенствования действующих местных законов экономического характера;
на фоне происходящих в нашей стране серьезных изменений политической системы необходимо серьезно перестраивать экономические основы общества.
В этой связи следует внести серьезные коррективы в структуру администрации области, а также систему подготовки и подбора кадров в аппараты исполнительной и законодательной власти. -- Сайт Волгоградской областной Думы