Адвокат Лоренс Рабиновитц, представляющий интересы Березовского на процессе в Лондоне, похоже, отработал часть гонорара. В последний день допроса ответчик Абрамович признался, что у Бадри Патаркацишвили была доля в "РусАле"
Алюминиевая война стала одной из самых ярких и драматичных страниц истории российского бизнеса 90-х и начала нулевых. В феврале 2000 года, когда отгремели первые бои, британская компания Trans World Group (TWG) — во главе которой стали братья Черные (Лев и Михаил) и выходцы из Индии братья Рубены (Давид и Саймон) — продала пакеты акций Красноярского и Братского алюминиевых заводов (КрАЗа и БрАЗа) акционерам "Сибнефти" и "ЛогоВАЗа". Заодно Абрамович, Березовский с партнерами приобрели контрольные пакеты Ачинского глиноземного комбината, а также Новокузнецкого алюминиевого завода (НкАЗа) у компании МИКОМ Михаила Живило.
"Приобрести алюминиевые активы у [Льва] Черного, [Василия] Анисимова, Рубенов меня уговорил Патаркацишвили. Я обсудил идею с Евгением Швидлером", — рассказал Высокому суду Роман Абрамович.
На активы АГМ и НкАЗа претендовал и Олег Дерипаска, владеющий "Сибалом", и все ждали новой корпоративной войны. Однако этого не произошло: 14 марта в лондонском отеле Dorchester между акционерами "Сибнефти" и "Сибала" была достигнута договоренность о создании холдинга "Русский алюминий".
Кстати, говорят, что Борис Березовский явился на ту встречу с опозданием на час и в халате.
В апреле новая компания заявила о себе. Доли в "Русском алюминии" распределились следующим образом: 50% принадлежало Дерипаске, 25% — Абрамовичу и по 12,5% Березовскому и Патаркацишвили. Причем все, кроме Дерипаски, были связаны договором, что не будут продавать свои акции без согласия остальных.
Но осенью 2003 года Абрамович, нарушив этот пункт, продает свой пакет Дерипаске за 1,75 млрд долларов.
В четвертый день допроса Романа Абрамовича в Высоком суде Лондона адвокат Березовского выудил из него признание, что сделка с Дерипаской полностью покрыла расходы Абрамовича на покупку Братского, Красноярского, Новокузнецкого алюминиевых заводов и АГК.
Между тем, доля Березовского и Патаркацишвили в алюминиевых активах резко обесценилась после того, как контрольный пакет оказался в руках Дерипаски. Год спустя они продали свои 25% Дерипаске всего за 450 млн долларов.
Собственно, в сумме выставленного Березовским иска в 5,6 млрд долларов эта "потеря" тоже учтена.
Добившись этого признания, адвокат Березовского Рабиновитц идет дальше. Ссылаясь на запись, сделанную в декабре 2000 года в VIP-зале парижского Ле Бурже, он пытается заставить Абрамовича признать, что его доверитель и Патаркацишвили были совладельцами этих активов.
И в девятый день допроса Абрамович с оговоркой признает, что друг и партнер Березовского Бадри Патаркацишвили был формальным владельцем блокирующего пакета "РусАла".
Рабиновитц предъявил проект письма, которое, как предполагает сам Абрамович, было частью переговоров его команды с командой Дерипаски, сообщает Forbes. Адресовано письмо Наталье Худык, исполнительному директору "Русского алюминия". В нем шла речь об изменении структуры сделки по продаже акций "РусАла", и Абрамович предупреждал партнера по сделке, что Патаркацишвили назовет бенефициарного владельца блокпакета (25%) алюминиевой компании, и "как он скажет, так и будет".
Гонорар адвокатов Березовского может составить 100 млн фунтов стерлингов (160 млн долларов), но только если они выиграют дело. Юристы ведут судебную тяжбу по правилу "нет победы, нет оплаты", передает РИА "Новости".
Рабиновитц демонстрирует также соглашение о том, что с марта 2000 года Патаркацишвили является единственным и окончательным бенефициаром 25% акций "РусАла".
Теперь становится понятно, почему Роман Абрамович купил Патаркацишвили самолет в подарок. "Бадри попросил самолет и я согласился", — сказал Абрамович, признавшись, что самолет был куплен "в дополнение" к 115 млн долларов комиссионных, которые были выплачены Патаркацишвили позднее — в 2004 году. По словам Абрамовича, за посредничество в приобретении алюминиевых активов Патаркацишвили получил 585 млн долларов.
На вопрос, почему Абрамович всегда утверждал, что только он был владельцем 50% "РусАла", он отвечает: "Это было сделано временно, без этого было невозможно оформить Бадри выплату".
"По сути, в Лондоне нам рассказывают, как доблестные олигархи грабили Россию, и как они дальше выясняли отношения по поводу доли в награбленном. Это первое. Второе: они оба выглядят как преступники, — рассказал в интервью BFM.ru политик Борис Немцов. — Березовский, собственно, не смог возразить ничего по поводу того, что он занимался коррупционными вещами, лоббированием интересов Абрамовича, а Абрамович ничего не мог сказать на то, что он выполнял деликатные поручения Путина, собственно, и по поводу Первого канала, и по поводу вообще отстранения Березовского от бизнеса в России. Я должен сказать, что этот процесс во многом исторический, потому что он раскрывает истинные взаимоотношения между олигархами". -- BFM.RU.ru