Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 29.06.2012

Отступать некуда. Впереди ВТО. "Finam.Ru". 28 июня 2012

29.06.2012 - 11:54
Дедлайн по ратификации подписанного в декабре 2011 года протокола о вступлении России во Всемирную торговую организацию заканчивается 23 июля. Насколько оправданы антиглобалистские настроения пессимистов, и есть ли дорога назад?

Такая далёкая и близкая ВТО

Всемирная торговая организация, образованная в 1995 году, стала преемницей послевоенного Генерального соглашения по тарифам и торговле. ГАТТ был создан с целью минимизировать препятствия для экспортеров и импортеров, унифицировать правила свободного рынка для стран-участниц соглашения в рамках "режима наибольшего благоприятствования". В 10-е годы 21 века ВТО объединяет более полутора сотни стран. По мнению профессора Института экономики РАН Бориса Хейфеца, благодаря присоединению России, шестой экономики по объему ВВП, организация сможет контролировать до 97% мировой торговли.

На прошлой неделе новостные ленты запестрили заголовками о том, что якобы вступление России в ВТО оказалось под угрозой. 20 июня депутаты от КПРФ и "Справедливой России" направили запрос в Конституционный суд. Они считают, что подписанное соглашение опасно для экономики России и противоречит главному закону страны. Представители трех партий - коммунистов, эсеров и ЛДПР собираются голосовать против ратификации протокола. По мнению лидера "Справедливой России" Сергея Миронова, решение о присоединении к ВТО было принято слишком рано, необходимо было продлить обсуждение, чтобы обезопасить отечественный бизнес от иностранной конкуренции. Тем не менее, как утверждает глава российской делегации на переговорах по вступлению в ВТО Максим Медведков, в случае наиболее апокалиптического сценария рост ВВП России после присоединения замедлится всего на 0,5%. К тому же, по его словам, этого не произойдет, и эффект для экономического роста скорее будет положительным в среднесрочной и долгосрочной перспективах. "У нас очень много мифов о ВТО, это практически как в Древней Греции", - иронизирует Медведков.

Аналитики Всемирного банка также настроены позитивно: они прогнозируют рост производительности предприятий, доходов населения и заработных плат - от 5% в среднесрочной до 15% в долгосрочной перспективе. По более осторожным оценкам аналитиков РЭШ и Ernst&Young, в среднесрочной перспективе выгода для России от присоединения к ВТО составит 0,5% от объема потребления, рост реальной заработной платы квалифицированных рабочих также будет незначительным - на 0,5%, неквалифицированных - еще более скромным - всего на 0,1%.

Нейтральные и позитивные оценки, представленные в последних исследованиях, тем не менее, дополняются отдельными сносками и репликами со знаками минус. Большинство экспертов сходятся во мнении, что под ударом окажутся российское машиностроение, сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность. Cогласно аналитическому обзору от РЭШ и Ernst&Young "Оценка последствий вступления России в ВТО", наиболее сильное падение выпуска ожидается в целлюлозно-бумажном и деревообрабатывающем производствах. В среднем по стране выпуск сократится на 6,74%, но в отдельных регионах ситуация грозит оказаться гораздо хуже: дальневосточные целлюлозно-бумажные предприятия могут снизить выпуск продукции почти на 26%.

"Мы должны уже сегодня обеспечить успешные продажи новых продуктов на перспективу, особенно в преддверии ужесточения ситуации на рынке в связи с вступлением в ВТО", - считает вице-президент группы "ГАЗ" Елена Матвеева. Таким образом компания объясняет решение направить чистую прибыль за 2011 год на развитие и не выплачивать дивиденды. Специалисты считают, что разовое снижение пошлин до 25% - начального уровня связывания - после вступления в ВТО упростит импорт новых иномарок. В качестве защитной для российских автопроизводителей меры планируется ввести утилизационный сбор. Госдума уже одобрила закон в первом чтении, а достигнутое соглашение о переходном периоде даст отечественному автопрому небольшую фору - подготовиться к постепенному снижению тарифа до 15%. "При вступлении в ВТО не стоит сразу ждать молниеносного демпинга цен на иномарки, особенно на подержанные авто. Но цены так или иначе снизятся, пусть и не с такой сильной прогрессией", - полагает аналитик ИК "Русс-Инвест" Мария Шишкина. Она позитивно оценивает возможности "АВТОВАЗа" вписаться в новые реалии рынка. По ее мнению, компания держит правильный курс, пытаясь увеличить конкурентные преимущества своей продукции в свете грядущего ВТО. С другой стороны, аналитик считает, что болезненно вступление в ВТО переживут производители грузовых автомобилей. В частности, Шишкина отмечает, что "КАМАЗу" придется конкурировать не только с продукцией ведущих западных игроков, но и с импортом подержанных китайских грузовиков.

Популярно мнение, что от присоединения к ВТО могут выиграть отечественные производители цветных металлов. Эксперты РЭШ ждут роста выпуска в отрасли на 14,45%. Аналитик "Грандис Капитал" Андрей Кучеров согласен, что ограничение прогрессивной пошлины, согласно правилам ВТО, сыграет на руку компаниям цветмета: "Я думаю, здесь возможен позитивный краткосрочный эффект, и значительно сэкономить на налогах сможет ГМК "Норникель". Но аналитик предупреждает, что пока российский бюджет балансирует на грани дефицита, вопрос выгоды производителей цветмета от вступления в ВТО - палка о двух концах. Он уверен, что налоговая нагрузка на отрасль будет увеличиваться. "Ситуация следующая: нефть падает, бюджет надо наполнять. Налоговая нагрузка будет увеличиваться - на тех, у кого есть деньги. У "Норильского никеля" деньги есть. "РУСАЛ" могут не трогать, потому что у него большие долги, и соответственно, компании могут дать "отдышаться". В перспективе от полугода и выше придумают какой-нибудь дополнительный налог или сбор, например, на пользование ресурсами". Старший аналитик "Велес Капитал" Айрат Халиков прогнозирует, что эффект роста вывозных пошлин для цветных металлургов после вступления России в ВТО будет полностью нивелирован падением курса рубля: предприятия несут большинство издержек в российской валюте, в то время как экспортируют металл за доллары.

Профессор Владимир Оболенский из Института экономики РАН в своей статье о последствиях присоединения к ВТО в "Российском внешнеэкономическом вестнике", говорит о том, что принятые обязательства по сокращению пошлин на магистральные авиалайнеры в краткосрочной перспективе представляют дополнительные риски для отечественного самолётостроения. По его мнению, это значительно отразится на проектах по выпуску Sukhoi SuperJet-100 и MC-21, которые производят предприятия "Объединенной авиастроительной корпорации" ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" и ОАО "ИРКУТ". Примечательно, что в исследовании РАН десятилетней давности "Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО" также поднималась проблема уязвимости отечественного авиастроения. Тогда эксперты пришли к выводу, что если в отрасли не восстановить госзаказ или эквивалентные ему меры, российское гражданское самолётостроение, включая составляющие его градообразующие предприятия, и при, и без ВТО встанет перед проблемой выживания. Недавнее крушение SSJ 100 в Индонезии, по мнению рейтингового агентства Fitch, станет ещё одной причиной слишком медленного развития российской гражданской аэрокосмической отрасли. Аналитики отмечают и без того слабую первоначальную реакцию рынка и небольшие операционные сложности после начала коммерческой эксплуатации лайнера в апреле 2011 года.

Острая полемика в переговорах и обсуждениях присоединения России к ВТО касается вопросов развития и защиты сельского хозяйства. После ратификации протокола РФ столкнется с проблемой субсидирования отрасли. В 2008 году объем поддержки сельского хозяйства составил $6,5 млрд. Согласно достигнутым соглашениям, в 2012 году он ограничен $9 и с 2018 года должен быть снижен до $4,4 млрд. Но только с 2009 по 2011 годы недофинансирование программы социального развития села, как утверждает министр сельского хозяйства Николай Федоров, составило 69 млрд рублей. "Сегодня мы далеко не дотягиваем до $9 млрд в поддержку сельского хозяйства. На уровне $4, $4,5, $5 млрд была поддержка даже в условиях действия приоритетного национального проекта", - заявил министр на парламентских слушаниях по вопросам одобрения протокола о вступлении России в ВТО.

Национальная мясная ассоциация считает, что зафиксированные в протоколе обязательства буквально обанкротят свиноводческие производства - доходы компаний этого сектора могут снизиться в 2 раза. Однако не все специалисты настроены так пессимистично. К примеру, начальник отдела портфельного анализа банка "Петрокоммерц" Евгений Дорофеев отмечает, что охлажденное мясо свинины российского производства в последнее время существенно меньше, чем прежде, конкурирует с импортным замороженным, оставаясь на вершине потребительских предпочтений. Аналитик также не ждёт значимых проблем с сохранением потенциала роста "Черкизово" по мере включения России в ВТО. По его мнению, большему риску подвержен сегмент мясопереработки, однако и здесь позиции компании останутся стабильны благодаря развитости бренда. Директор департамента торговых переговоров МЭР Максим Медведков считает, что присоединение к ВТО не только не навредит российским производителям мяса птицы и свинины, а напротив, создаст дополнительные возможности для инвестирования в эти сектора. Он аргументировал свою позицию тем, что в ходе переговоров по мясу птицы и свинине был оговорен гораздо более высокий уровень субсидий, чем ныне действующий. Для поддержки сельхозпроизводителей правительство планирует продлить нулевую ставку налога на прибыль и льготы от уплаты НДС при ввозе племенного скота, эмбрионов и семени до 2020 года. Глава Минсельхоза Федоров считает необходимым стимулировать спрос на российскую сельхозпродукцию за счёт продовольственной помощи малообеспеченным гражданам, поддержки питания отдельных социальных групп, например, питания для школьников.

После вступления в ВТО Россия будет местом захоронения сельхозхлама, утверждает председатель Комитета по промышленности Госдумы, депутат фракции КПРФ Сергей Собко. "В Испании сейчас целые площадки в портах отводятся для различной специальной техники, в том числе кранов подержанных, которые будут практически беспошлинно сюда ввозиться. Значит, все галичинские заводы крановые встанут тут же (прим. ред. - ОАО "Галичский автокрановый завод"). Естественно, что мы будем потреблять всё и освобождать Европу от этой техники", - заявил Собко на июньских парламентских слушаниях в Госдуме. Президент ассоциации "Росагромаш" Константин Бабкин к 2020 году ожидает сокращения доли отечественной сельхозтехники с 52% до 3%. Его прогнозы по настоящему апокалиптичны: прекратят свое существование порядка 100 предприятий по всей стране, будет сокращено более 50 тысяч рабочих мест. Глава ассоциации, которая объединяет около 90 компаний, производящих более 80% продукции российского сельхозмашиностроения, считает также неразумными доводы о том, что после "вступления" у бизнесменов появиться возможность обращаться в суд ВТО. "Поездка в Брюссель с делегацией, оплата работы иностранных юристов, переводчиков - это все сравнимо с месячным бюджетом крупного сельхозмашиностроительного завода", - утверждает он.

Проблема решения споров в организации волнует многих экспертов. Речь идет о простой неподготовленности российских юридических кадров к работе в реалиях ВТО. Медведков на парламентских слушаниях заявил о том, что правительство приняло специальное решение о подготовке в течение двух лет более 400 специалистов для федеральных ведомств по узкоспециальным темам. Следует риторический вопрос: почему это волевое решение принято сейчас, а не два-три года назад? Учитывая механизм разрешения споров в организации, рассмотрение которых тянется в среднем от года до полутора лет, нехватка компетентных юристов является безусловным пробелом системной подготовки к присоединению.

Профессор факультета мировой экономики и политики НИУ ВШЭ Алексей Портанский заявляет о еще одной проблеме, которая встанет перед экономикой РФ после вступления в ВТО. Эксперт считает, что далеко не все компании знакомы с ситуацией на собственных рынках сбыта. "Перед российским бизнесом встают конкретные задачи, которые должны быть связаны не со страхом, а с умением ставить и отвечать на конкретные вопросы по состоянию конкретного рынка и продукта. Если есть несправедливая конкуренция - надо ее выявлять. Надо научиться выявлять те меры, которые препятствуют нашему экспорту. Вот в чем смысл участия во Всемирной торговой организации. А не в том, чтобы подготовить для себя место на кладбище, вырыть могилу и ждать, когда туда нужно будет лечь", - говорит Портанский.

Одним из самых серьезных последствий вступления России в ВТО аналитики РЭШ и Ernst&Young считают возможный закат моногородов с неконкурентоспособными производствами. В зоне риска находятся подмосковные Рошаль, Малино, Краснознаменск, Пушкино; печально известный Пикалево и Сланцы - в Ленинградской области; Менделеевск и Нижнекамск - в Татарстане; Дальнегорск, Курильск и Арсеньев на Дальнем Востоке. Решать эту проблему, по мнению экспертов, возможно как в рамках государственных программ переобучения и переселения жителей, так и с помощью радикальной реструктуризации градообразующих предприятий - приватизации эффективных подразделений, развития механизмов государственно-частного партнерства.

Альтернативную точку зрения представила директор центра макроэкономических исследований "Сбербанка". Ксения Юдаева не видит во вступлении России в ВТО никакого вызова. "Я считаю, что вызов России совершенно не во вступлении в ВТО. Вызов России - в том, что экономика страны имеет много плохих рабочих мест и мало хороших, которые нужно создавать, чтобы повышать производительность труда", - рассказала эксперт информационному агентству Finam.ru. Юдаева подчеркивает, что все меры правительства по защите отечественных производителей необходимо минимизировать. "Это будет стимулировать реструктуризацию соответствующих отраслей. Нашим отраслям нужны инвесторы, которые поднимут их на мировой уровень, а не защитные меры, которые позволят им просуществовать немножко дольше в той же ситуации, в какой они находятся сейчас. Попытаться ничего не менять и сохранить то, что есть, жить наиболее спокойно и благоприятно... К сожалению, в современном мире покой чреват стагнацией, поэтому нужны стимулы для развития. Нам не нужен консерватизм, нам нужно развитие", - уверена Юдаева. Так же революционно настроен член комитета Госдумы по финансовому рынку Андрей Мурга. Работа в условиях жесткой конкуренции, по его мнению, должна стать стимулом для развития российского бизнеса, повышения производительности труда и его качества, очищения рынка от неэффективных предприятий. "Если, например, картошку мы можем покупать где-то в два раза дешевле и лучшего качества, чем своя, то, может быть, нам нужно заниматься чем-то еще, производить что-то другое, сосредоточиться на прорывных направлениях, где мы по-настоящему конкурентоспособны?" - заявил депутат от "Единой России" на встрече "Инвестирование в России - 2012: итоги первого полугодия и прогнозы на будущее".

"Всему обществу надо быть прожжённым и научиться работать по тем правилам, которые существуют в условиях глобализации мира. Или мы хотим закрыть границы и оставаться на уровне Кубы и Северной Кореи? Вы что сейчас предлагаете, начать какую-то холодную войну со странами ВТО? Что, в панике, драматизируя, посыпать себя пеплом? Я приглашаю вас быть людьми одной команды и объединёнными усилиями защищать интересы России", - заявил Федоров на парламентских слушаниях. Похоже, что отступать действительно некуда, да и незачем. Впереди - ВТО. Маловероятно, что Конституционный суд поддержит антиглобалистские настроения думского меньшинства, предсказуемо распределение голосов депутатов за ратификацию договора. Сегодня президент Владимир Путин в очередной раз дал понять, что присоединение состоится: на 2013-2015 годы в федеральном бюджете должны содержаться меры для адаптации экономики России к реалиям открытого рынка. -- Finam.Ru

Новости по этой теме

В Новости

Всего новостей  164994

ГОД:
МЕСЯЦ:
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>