Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 01.03.2007

Руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору К.Пуликовский подвел итоги работы в 2006 г. и определил руководителям и инспекторам Службы главные задачи в 2007 г. Часть 1.

01.03.2007 - 15:20
Текст обращения К. Пуликовского на заседании расширенной коллегии, состоявшейся 27-28 февраля 2007 г.

Уважаемые коллеги!

Сегодня нам предстоит подвести итоги работы системы Ростехнадзора в 2006 году, определить задачи на 2007 год и дальнейшую перспективу.

Для оценки нашей работы участники коллегии имеют в комплекте информационно-аналитические материалы по основным показателям деятельности Ростехнадзора.

Главная цель деятельности Ростехнадзора и основа для ее достижения

Деятельность Ростехнадзора в 2006 году осуществлялась с учетом положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и в соответствии с планами действий Правительства Российской Федерации.

Эта деятельность была направлена на достижение главной цели Службы - обеспечение защищенности поднадзорных объектов повышенной опасности, работников, занятых на них, населения, окружающей среды от угроз техногенного характера.

Базовой основой для ее достижения являлись:

мероприятия Комплексного плана работы Ростехнадзора на 2006 год,

основные задачи, определенные постановлением коллегии Ростехнадзора по итогам работы в 2005 году,

решения расширенных оперативных совещаний с руководителями территориальных органов, направленные на повышение эффективности надзорной и контрольной деятельности.

Направления совершенствования структуры Ростехнадзора в 2006 году

Реализация плановых мероприятий, основных задач и решений Ростехнадзора осуществлялась в условиях завершающего этапа формирования территориальных управлений по технологическому и экологическому надзору и оптимизации структуры центрального аппарата Службы.

В 2006 году создана система территориальных органов, в которую входят:

8 - Межрегиональных территориальных управлений технологического и экологического надзора по федеральным округам и по городу Москве,

7 - Межрегиональных территориальных округов по надзору за ядерной и радиационной безопасностью,

1 - Межрегиональный территориальный округ по информатизации и защите информации,

68 - территориальных и межрегиональных Управлений по технологическому и экологическому надзору.

В основном были решены вопросы размещения и материально-технического обеспечения деятельности вновь созданных территориальных органов.

Кроме того, проведены мероприятия по совершенствованию внутренней структуры территориальных органов. В первую очередь речь идет о создании в территориальных органах структурных подразделений или групп по государственному строительному надзору, которые созданы практически во всех территориальных органах, за исключением УТЭН:

по Чукотскому автономному округу (Желтецкий Андрей Петрович),

по Республике Ингушетия (Тутаев Ахмет Макшарипович),

по Республике Северная Осетия-Алания(Кисиев Мурат Шаликоевич)

а также об оптимизации численности инспекторского состава по направлениям энергетического надзора и котлонадзора в части регулирования безопасности тепловых сетей.

В связи с особенностями регулирования безопасности при использовании атомной энергии в 2006 году были сохранены принципы построения межрегиональных территориальных округов по надзору за ядерной и радиационной безопасностью.

Вместе с тем требуют решения вопросы комплексности надзорных и регулирующих мероприятий на объектах использования атомной энергии по направлениям государственного энергетического и строительного надзора и государственного экологического контроля.

Нарушения в работе атомных станций

Коротко об уровне учетных событий (состоянии аварийности, производственного травматизма, нарушений в работе) на поднадзорных предприятиях и объектах.

Всего на объектах использования атомной энергии в 2006 году зарегистрировано 162 нарушения в работе, что на 21 нарушение меньше, чем в 2005 году.

Количество учетных событий на атомных станциях в последние годы держится на уровне 40-42 нарушений в год.

Событий с радиационными последствиями на атомных станциях не зарегистрировано. Радиоактивные сбросы и выбросы в окружающую среду были ниже допустимых уровней.

Нарушения в работе объектов использования атомной энергии

За 2006 год на объектах ядерного топливного цикла аварий с превышением установленных пределов безопасной эксплуатации, облучением населения и персонала выше предельно допустимых доз не было. Произошло 14 нарушений в работе, что на 9 нарушений меньше, чем в 2005 году.

На исследовательских ядерных установках произошло 47 нарушений в работе, что соответствует количеству нарушений в 2005 году. Нарушения в основном были обусловлены автоматическими остановками по причине сбоев в работе оборудования внешнего электроснабжения.

Увеличение количества нарушений в работе исследовательских ядерных реакторов отмечалось на объектах, поднадзорных Северо-Европейскому (Мартынов Валерий Ильич) и Волжскому (Янклович Владимир Маркович) межрегиональным территориальным округам по надзору за ядерной и радиационной безопасностью.

Радиационная обстановка на территории Российской Федерации оставалась стабильной, содержание радионуклидов антропогенного происхождения сохранялось на уровне 2005 года.

Динамика аварийности и травматизма на опасных производственных объектах

В организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, произошло 204 аварии (на 31 аварию меньше, чем в 2005 году). Это самый низкий показатель за последние 15 лет.

В основном это обусловлено снижением аварийности на объектах газораспределения и газопотребления - снижение на 12 аварий; на объектах нефтегазодобычи и магистрального трубопроводного транспорта - снижение на 11 аварий; на объектах, где используются подъёмные сооружения - снижение на 10 аварий.

Вместе с тем рост аварийности был допущен на объектах нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности (с 18 до 21 аварии), на объектах горнорудной и металлургической промышленности (с 11 до 15 аварий); при проведении взрывных работ произошло 2 аварии (в 2005 году не было ни одной).

Наибольший рост аварийности был отмечен на опасных производственных объектах, расположенных на территориях:

Приволжского федерального округа (Вьюнов Владимир Сергеевич) и Республики Татарстан (Петров Борис Германович);

Южного федерального округа (Антониади Дмитрий Георгиевич), Республик Северная Осетия-Алания (Кисиев Мурат Шаликоевич) и Хакасия (Барсуков Семен Гаврилович).

В поднадзорных организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, при осуществлении производственной деятельности погибло 368 человек (на 36 человек меньше, чем в 2005 году).

Распределение количества несчастных случаев со смертельным исходом по видам адзора в 2006 году

Следует отметить, что на фоне общего снижения уровня смертельного травматизма в 2006 году на территориях 24 субъектов Российской Федерации произошло увеличение количества несчастных случаев со смертельным исходом.

Наибольший рост смертельного травматизма допущен на объектах, дислоцированных на территориях:

Читинской области (Барышников Владимир Игоревич) (+ 24),

Республики Татарстан (Петров Борис Германович) (+9),

Тюменской области (Коломийчук Игорь Иванович) (+5).

Это означает, что исчерпывающих мер по предупреждению травматизма многими организациями и нашими надзорными органами принято не было.

Подавляющее количество случаев смертельного травматизма приходится на предприятия горнорудной промышленности и на подъемные сооружения.

При этом на предприятиях горнорудной промышленности произошел значительный рост количества несчастных случаев со смертельным исходом (с 81 до 100 случаев). Рост количества несчастных случаев со смертельным исходом был отмечен также на объектах, где используется оборудование, работающее под давлением (с 9 до 15 случаев).

Крупные аварии и групповые несчастные случаи 2006 года

Наибольшее количество несчастных случаев со смертельным исходом (49) произошло в организациях по добыче драгоценных металлов, что связано с групповым отравлением при пожаре 07.09.2006 в шахте "Объединенная" ООО "Дарасунский рудник" ОАО "Русдрагмет".

Нарушения правил безопасности стали возможными из-за низкой квалификации специалистов и руководителей инженерной службы рудника, отсутствия системы производственного контроля на руднике.

Государственный горнотехнический инспектор Шабанов Николай Викторович, закрепленный за рудником, не принимал своевременных мер. Нарушения приобрели системный характер.

Экономический ущерб от аварии составил 11 млн. 477 тыс. 400 руб.

В настоящее время горные работы на шахте "Центральная" ООО "Дарасунский рудник" не ведутся. Вся рабочая и проектная документация по ведению горных работ изъята прокуратурой Читинской области. В подземные горные выработки допускаются только рабочие для обслуживания насосных установок и замера количества воздуха, поступающего в шахту. Недропользователем - компанией ОАО "Русдрагмет" до сих пор проект реконструкции шахты и ведения восстановительных работ не разработан, план ликвидации аварии не переработан и не согласован с Читинским МУТЭН Ростехнадзора.

По результатам аварии заместитель руководителя Читинского МУТЭН Ростехнадзора Якимов Юрий Иннокентьевич предупрежден о неполном служебном соответствии, начальник Балейского горнотехнического отдела Шукстов Николай Федорович освобожден от занимаемой должности, государственному инспектору Шабанову Николаю Викторовичу объявлен выговор.

Следует отметить, что весьма важно не просто найти недостатки в работе шахты, но и заставить ее владельца - управляющую компанию ОАО "Русдрагмет" (руководитель С.Жиряков, председатель Совета директоров компании - И.Кулаков), представляющую интересы российско-британского холдинга "Хайленд Голд Мининг ЛТД", устранить недочеты, выявленные инспекторами Ростехнадзора.

В целях недопущения в дальнейшем подобных случаев руководители организаций горнодобывающей промышленности должны в течение 2007 года провести замену фильтрующих самоспасателей на изолирующие, и до 1 марта 2007 года оснастить горные выработки датчиками обнаружения начальной стадии возникновения подземных пожаров, а также обеспечить устойчивую оперативную связь между объектами горных работ и УТЭН по Читинской области.

В четвертом квартале 2006 года, во всех организациях, ведущих отработку месторождений полезных ископаемых подземным способом, а также на всех угольных предприятиях были проведены целевые проверки противопожарной защиты. По выявленным, в результате проверок нарушениям, выданы предписания.

В 1 квартале 2007 года запланировано проведение повторных проверок для контроля исполнения предписаний.

Причины несчастных случаев и аварий на горнодобывающих предприятиях носят общий характер: низкая трудовая и технологическая дисциплина среди исполнителей работ, отсутствие технических средств для обеспечения безопасных условий технологических процессов, недостаточная квалификация управленческого персонала низового звена специалистов.

Ситуация усугубляется недостаточной эффективностью работы системы производственного контроля за состоянием промышленной безопасности при ослаблении требовательности и непринятии мер дисциплинарного и административного воздействия к нарушителям норм и правил, соответственно, как со стороны руководителей горнодобывающих организаций, так и со стороны сотрудников государственного горного надзора.

Так, например, пренебрежение вопросами безопасности при разработке Нижнекамского месторождения калийных солей под водоносными горизонтами привело к масштабной аварии.

19 октября 2006 года на первом калийном руднике в Березниках был зафиксирован повышенный приток рассолов, сопровождающийся увеличением уровня сероводорода. 28 октября "Уралкалий" принял решение прекратить работу рудника первого рудоуправления и вывести людей, обслуживающих насосное оборудование, на поверхность.

Несмотря на принимаемые меры процесс затопления рудника стал неуправляемым. Рудник выведен из эксплуатации.

Основными причинами аварии явились:

- недостаточная изученность геолого-геофизических процессов при разработке калийно-магниевых солей;

- недостаточный уровень организации и осуществления производственного контроля за состоянием промышленной безопасности;

- низкая производственная дисциплина работников;

- нарушение регламентов ремонтных работ.

В результате в регионе сложилась весьма сложная ситуация.

Учитывая сложившееся положение на подконтрольных предприятиях и необходимость решения проблемных вопросов при разработке Верхнекамского месторождения калийных солей, в 2007 году необходимо сосредоточить внимание, усилия и ресурсы на повышении эффективности надзорной деятельности, обратив особое внимание на вопросы:

- сохранения рудной базы и обеспечения безопасности жизнедеятельности г.г. Березники и Соликамск;

- надзора за наиболее потенциально опасными производствами и объектами.

В соответствии с решением Правительственной комиссии по недопущению негативных последствий аварии на первом руднике ОАО "Уралкалий" наша Служба проводит ежедневный мониторинг ситуации в городе Березники Пермского края в районе затапливаемого рудника. Прежде всего, осуществляется контроль состояния жилых домов, производственных объектов и объектов железнодорожной инфраструктуры.

Ростехнадзор также начал изучение процессов, происходящих внутри аварийного рудника и на земной поверхности, на основании которых можно будет прогнозировать дальнейшее развитие событий.

Угольная отрасль

За 2006 год на предприятиях угольной отрасли были смертельно травмированы 68 человек.

Причинами аварий на шахтах является нарушение проветривания, недопустимая загазованность горных выработок, в том числе и вследствие отключения контрольных приборов.

Главными причинами сложившегося положения с обеспечением промышленной безопасности в угольной отрасли являются:

- отставание в реконструкции и техническом перевооружении предприятий, старение основных фондов;

- низкий уровень профессиональной подготовки специалистов и рабочих в угольной промышленности, обусловленный падением престижности шахтерской профессии и отсутствием притока молодежи на производство;

- свертывание научных исследований и разработок по вопросам вентиляции и дегазации глубоких шахт, разрабатывающих газоносные пласты угля, склонные к внезапным выбросам угля и газа, горным ударам; борьбе с пылью и пылевзрывозащите горных выработок; противопожарной защите шахты.

Угольная промышленность в наибольшей степени характеризуется тяжелыми, вредными и опасными условиями труда.

Задачей Управления государственного горного и металлургического надзора, всех территориальных органов Ростехнадзора, осуществляющих надзор на угледобывающих предприятиях, является реализация программы мер, направленной на повышение эффективности государственного горного надзора, включая своевременную разработку необходимого нормативного обеспечения.

Одним из направлений этой деятельности является формирование комплексной системы мероприятий в рамках разработки и реализации федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года", по которой на Ростехнадзор планируется возложить функции государственного заказчика.

Металлургия

На предприятиях металлургической промышленности складывается критическая ситуация с заменой не отвечающих требованиям безопасности оборудования и технических средств безопасности.

Продолжается эксплуатация мартеновских печей и устаревших технологий разливки стали в ОАО "Нижнетагильский металлургический комбинат", ОАО "Выксунский металлургический завод", ОАО "Уральская сталь" и ряде других.

В коксохимическом производстве на ряде предприятий износ основных фондов составляет около 80%, а отдельные цеха амортизированы полностью.

По требованию территориальных органов Ростехнадзора в 2006 году из эксплуатации выведено несколько объектов, находившихся в аварийном состоянии.

Имеют место упущения в осуществлении лицензионной деятельности. До настоящего времени не исключены случаи эксплуатации опасных производственных объектов без лицензий на право осуществления соответствующих видов деятельности. Так, только по Ленинградской области в течение 2006 года выявлено 8 таких организаций, аналогичные случаи имели место и в других областях Российской Федерации.

В то же время, после проведения структурных изменений в отдельных УТЭН надзор за объектами металлургии перестал осуществляться вообще. Например, в УТЭН по Омской области (Бальчугов Сергей Филиппович), где эксплуатируется 9 таких объектов.

Важной сферой деятельности Службы является охрана недр.

Основными направлениями этой деятельности являются:

- надзор за полнотой и комплексностью отработки запасов полезных ископаемых, недопущением оставления запасов, извлечение которых в последствии будет затруднено или невозможно;

- надзор за складированием в спецотвалы попутно извлекаемых полезных ископаемых для их использования в будущем;

- надзор за вовлечением в разработку ранее сохраненных запасов полезных ископаемых.

Экономическая эффективность деятельности территориальных органов Ростехнадзора по охране недр за счет отчислений в бюджет платежей за пользование недрами, а также штрафных санкций за сверхнормативные потери и нарушения налогового законодательства при пользовании недрами по предварительным данным составила 2,5 млрд. рублей.

Наибольшая экономическая эффективность достигнута управлениями технологического и экологического надзора по Кемеровской (Малахов Андрей Николаевич), Магаданской (Карлаш Александр Анатольевич), Оренбургской (Омон Борис Владимирович) областям; Печерским (Карелин Николай Николаевич), Енисейским (Закревский Михаил Павлович), Иркутским (Варлыгин Виталий Сергеевич), Читинским (Барышников Владимир Игоревич) межрегиональными управлениями, Межрегиональным территориальным управлением по Уральскому федеральному округу (Королев Андрей Николаевич).

Следует отметить, что Генеральной прокуратурой Российской Федерации с участием прокуроров субъектов Российской Федерации в ходе проведения проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды, обеспечении экологической безопасности и недропользовании в сфере функционирования предприятий нефтегазодобывающего комплекса выявлены существенные нарушения в контрольно-надзорной деятельности органов горного надзора в части несоблюдения нефтегазодобывающими компаниями требований федеральных законов и условий лицензионных соглашений по обеспечению рационального освоения предоставленных в пользование участков недр, превышения установленных объемов добычи, отсутствия оформленных в установленном порядке горных отводов, недостоверного учета добываемых природных ресурсов, недостаточность реализации предоставленного законодательством права инициирования досрочного прекращения права пользования недрами.

Как и в прошлые годы, остро стоят проблемы, связанные с ликвидацией (консервацией) горнодобывающих предприятий и объектов.

Особенно сложно протекает процесс ликвидации (консервации) предприятий, которые остаются "бесхозными", в результате банкротства, эксплуатирующих их организаций.

Основными задачами в области пользования недрами и охраны недр являются:

- устранение выявленных Генеральной прокуратурой Российской Федерации недостатков в контрольно-надзорной деятельности органов горного надзора;

- совершенствование нормативных правовых актов в области недропользования (в части разделения полномочий государственного горного надзора и геологического контроля).

Последствия многих аварий на поднадзорных Ростехнадзору опасных производственных объектах могли быть и более трагичными. Надеюсь, что в докладах начальников отраслевых управлений центрального аппарата Службы будет дан подробный анализ и оценка состояния промышленной безопасности.

Динамика смертельного травматизма на объектах энергонадзора

В 2006 году при эксплуатации электростанций, электроустановок, электрических и тепловых сетей произошло 218 несчастных случаев со смертельным исходом (в 2005 году их было 303). Однако количество несчастных случаев при эксплуатации тепловых сетей увеличилось с 6 случаев в 2005 году до 13 случаев в 2006 году.

При существенном (на 45%) общем снижении количества несчастных случаев со смертельным исходом при эксплуатации электростанций, электроустановок и электрических сетей в целом по России в 16 субъектах Российской Федерации произошел рост случаев смертельного травматизма от поражения электрическим током, из них 7 субъектов РФ находятся в Приволжском федеральном округе (Вьюнов Владимир Сергеевич).

Наибольший рост смертельного травматизма от поражения электрическим током был допущен на объектах, расположенных на территориях:

Кемеровской области (Малахов Андрей Николаевич) (+5 случаев),

Вологодской области (Богомолов Эдуард Валерьевич) (+4 случая)

Оренбургской области (Омон Борис Владимирович) и

Республики Чувашия (Некряченко Сергей Генрихович) (+3 случая).

Основные направления совершенствования энергонадзора

Перед государственным энергетическим надзором стоит чрезвычайно важная государственная задача - обеспечить эффективное осуществление надзорных и контрольных мероприятий в условиях реформирования РАО "ЕЭС России" (образования большого количества отдельных компаний по генерации, передаче и реализации электрической и тепловой энергии).

Необходимо также обеспечить реализацию основных принципов энергосберегающей политики государства посредством действенного контроля за эффективностью работы энергоустановок, и безусловным соблюдением требований нормативно-технических документов.

Основные показатели надзорной и контрольной деятельности в 2006 году

Коротко о показателях надзорной и контрольной деятельности.

В настоящее время в Службе в основном сохраняется специфика форм и методов осуществления надзора на опасных производственных объектах, на объектах энергетики, на объектах использования атомной энергии, а также экологического надзора, которые ранее использовались в Госгортехнадзоре России, Госатомнадзоре России, Минэнерго России и МПР России.

В 2006 году общее количество проведенных обследований опасных производственных объектов сократилось на 6 % по сравнению с 2005 годом.

При этом в целом по Службе фактический усредненный показатель выявления нарушений в ходе надзорной деятельности по направлению промышленной безопасности составил 7, 8 относительных единиц (в прошлом году этот показатель был на уровне 7,5) . Другими словами около 8 пунктов предписаний мы имели в среднем на одно контрольное обследование. Но это в среднем.

В четырех территориальных органах (в УТЭН по Калининградской (Жидков Игорь Константинович) и Мурманской (Фундератов Юрий Васильевич) областям, по Республике Ингушетия (Тутаев Ахмет Макшарипович) и Чукотскому автономному округу (Желтецкий Андрей Петрович) этот показатель в 1,5 - 2 раза ниже.

Второй год по всем УТЭН, дислоцированным на территории Дальневосточного федерального округа (Полещук Александр Николаевич) (за исключением УТЭН по Приморскому краю (Кожемяков Алексей Владимирович), данный показатель также ниже среднего по системе.

В целом по Службе практически каждое второе обследование сопровождалось применением той или иной формы административного воздействия к нарушителям требований промышленной безопасности.

Следует отметить произошедшее в 2006 году существенное изменение в характере мер воздействия на нарушителей.

Так число приостановок работ сократилось почти в 6 раз.

При этом в 2 раза увеличилось количество штрафных санкций, что привело к увеличению общей суммы штрафов в 2,3 раза.

В 2006 году каждое 53 нарушение, выявленное в ходе проверок по промышленной безопасности, пресекалось нами с применением административных санкций (штрафов) (в 2005 году - каждое 68).

Тем не менее, в ряде территориальных органов требовательность и принципиальность находятся на весьма низком уровне - даже не за каждое 100 нарушение нарушители привлекаются к ответственности.

Такое положение дел характерно при проведении инспекций на территориях Новгородской (Рубан Николай Васильевич), Тульской (Лунев Александр Викторович), Астраханской (Гостюнин Юрий Викторович), Иркутской (Варлыгин Виталий Сергеевич) и Амурской (Воропаева Альбина Александровна) областей, в Хабаровском крае (Кононец Анатолий Иванович), на Камчатке (Зуев Валерий Алексеевич) в Республике Кабардино-Балкария (Отаров Курман Магомедович).

На объектах использования атомной энергии в 2006 году было проведено 9403 инспекции (в 2005 году - 9432 инспекции). В ходе проверок было выявлено 6691 нарушение (в 2005 году - 6761 нарушение) требований норм и правил в области использования атомной энергии и 1547 нарушений (в 2005 году - 1712 нарушений) требований условий действия лицензий.

По результатам выявленных нарушений было применено 123 санкции, таким образом меры административного воздействия применялись только в одном из 66 выявленных случаях нарушений требований на объектах использования атомной энергии.

16 материалов передано в следственные органы. Однако по 8 случаям отказано в возбуждении уголовных дел, то есть в 50% случаев в 2006 году мы получили отказ. В 2005 году мы получили отказ в возбуждении уголовных дел только в 17% случаев передачи материалов в следственные органы.

Эти данные свидетельствуют о существенном снижении качества материалов, передаваемых в следственные органы. В первую очередь это касается Сибирского МТО (Прилепских Владимир Дмитриевич), в котором по всем 7 поданным в следственные органы материалам был получен отказ.

Общая сумма штрафов, наложенных на физических лиц составила - 145 тысяч рублей, а общая сумма штрафов, наложенных на юридических лиц составила - 655 тысяч рублей.

С таким уровнем требовательности и принципиальности тяжело добиваться повышения эффективности деятельности нашей Службы и повышения её влияния на обеспечение социально приемлемых уровней безопасности на поднадзорных объектах.

На низкий уровень требовательности органов Ростехнадзора неоднократно в течение 2006 года обращали внимание органы Генеральной прокуратуры в ходе проверок соблюдения законности и обеспечения правоприменительной практики практически по всем направлениям надзора.

Но ситуация исправляется крайне медленно. Я требую от моих заместителей, руководителей отраслевых управлений и территориальных органов принять исчерпывающие и самые решительные меры.

В целях использования наработанного положительного опыта и устранения недостатков, имеющихся по данному вопросу, необходимо срочно доработать и принять единое Положение о расследовании аварий на поднадзорных Службе объектах.

Оценивать проделанную работу я буду по итогам работы за I полугодие текущего года. Будет рассмотрена работа каждого отраслевого управления и территориального органа.

По вопросам экологии Служба осуществляет государственный контроль по 4 направлениям:

- за деятельностью по обращению с отходами,

- за охраной атмосферного воздуха,

- за исполнением требований законодательства об экологической экспертизе,

- за соблюдением общих экологических требований.

В 2006 году в целом в сфере экологического надзора было проведено 54789 проверок, на 9 % больше, чем в 2005 году. В ходе проверок было выявлено 68615 нарушений. То есть в среднем при каждой проверке выявлялись 1,3 нарушения. При этом в 18913 случаях приняты различные административные меры. Таким образом, меры административного воздействия принимались по каждому 4 нарушению.

Взыскано штрафов на сумму 150 миллионов 300 тысяч рублей, что в 3 раза больше чем в 2005 году.

Предъявлено исков о возмещении вреда на сумму 854 миллиона 973 тысячи рублей, что в 5,6 раза больше чем в 2005 году.

Организация государственной экологической экспертизы.

Для организации и проведения экологической экспертизы по объектам федерального и регионального уровня было принято в целом более 57 тысяч 800 материалов.

По объектам федерального уровня было утверждено 297 заключений экспертных комиссий. Из них положительное заключение получили 268 (то есть 90 % от общего числа утвержденных заключений).

На региональном уровне утверждено более 49 тысяч положительных и две с половиной тысячи отрицательных заключений, что составляет 5 % от общего числа утвержденных заключений.

Задачей 2007 года по данному направлению является совершенствование нормативно-методической основы деятельности в области государственной экологической экспертизы с целью создания условий для роста ВВП и социально-экономического развития страны.

Хочу подчеркнуть, что те сложные и трудоемкие задачи, которые стоят перед Службой по экологическому направлению, невозможно решить без конструктивного участия других федеральных органов исполнительной власти, в первую очередь МПР России, Минэкономразвития России, и содействия со стороны Департамента социального развития и охраны окружающей среды Правительства Российской Федерации. Однако Управление государственного экологического контроля не смогло в 2006 году наладить с ними эффективного взаимодействия, что привело к задержке принятия ряда постановлений Правительства Российской Федерации.

С учетом передачи части полномочий в области охраны окружающей среды органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в 2007 году Управлению государственного экологического надзора необходимо принять конкретные шаги, чтобы совместно с МПР России обеспечить создание единой системы органов государственной власти, осуществляющих государственный экологический контроль, а также организацию и проведение государственной экологической экспертизы.

Статс-секретарю - заместителю руководителя К.Л. Чайке необходимо обеспечить взаимодействие этих органов путем подготовки и внесения в Правительство Российской Федерации проектов соответствующих нормативных правовых актов.

Кроме того, с учетом исключения проектной документации из состава объектов государственной экологической экспертизы, Управлению государственного экологического надзора в целях обеспечения охраны окружающей среды в Российской Федерации необходимо совместно с МПР России переработать и обеспечить утверждение предусмотренных Федеральным законом "Об охране окружающей среды" Требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду, включив в них требования Ростехнадзора к материалам оценки воздействия на окружающую среду проектов намечаемой хозяйственной деятельности.

При этом территориальным органам Ростехнадзора необходимо организовать тесное взаимодействие с территориальными органами находящейся в ведении МПР России Федеральной службы по надзору в сфере природопользования с целью организации информационного обмена и проведения совместных комплексных проверок хозяйствующих субъектов.

Осуществление государственного строительного надзора

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года № 54 на Ростехнадор были возложены дополнительные полномочия по осуществлению государственного строительного надзора.

В целях обеспечения их реализации в центральном аппарате и территориальных органах Ростехнадзора созданы подразделения, ответственные за осуществление государственного строительного надзора.

Определен перечень поднадзорных объектов, количество которых составляет 6135 объектов капитального строительства.

За период с 1 февраля 2006 года проведено 1345 проверок, составлено 525 протоколов об административных правонарушениях и выдано 450 предписаний.

На 2007 год главной задачей Управления государственного строительного надзора была и остается организация строительного надзора в свете Федерального закона № 232 от 18 декабря 2006 года "О внесении изменений в Градостроительный кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

При этом особое внимание необходимо обратить на организацию и осуществление единого государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства с учетом того, что в состав его включены иные виды государственного надзора, такие, как санитарно-эпидемиологический надзор, пожарный надзор и экологический контроль.

С учетом проведения Росстроем единой экспертизы проектной документации Управлению государственного строительного надзора совместно с Управлением государственного экологического надзора необходимо обеспечить обязательность включения в состав документации при проведении государственной экспертизы материалов оценки воздействия на окружающую среду, подготавливаемых с учетом соответствующих требований со стороны Ростехнадзора.

Одной из важнейших задач на 2007 год является разработка Положения о Надзорной деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, которого с нетерпением ждут в регионах.

При этом особое внимание необходимо обратить на те отрасли экономики, где уровень аварийности и травматизма не снижается.

Кроме того, в Положении необходимо отразить расширение сферы нашей деятельности в части контроля и учета случаев травматизма, связанных с частичной или полной потерей трудоспособности работников поднадзорных организаций. Это важное направление надзорной деятельности Службы, так как большую долю затрат по инвалидности берет на себя государство.

Сведения о выявленных административных правонарушениях

В настоящее время в Кодексе об административных правонарушениях 39 статей касаются нарушений, относящихся к сфере деятельности Ростехнадзора.

В 2006 году было возбуждено и рассмотрено 81 500 дел об административных правонарушениях. Наложено 96 240 административных штрафов. К административной ответственности привлечены 69 267 должностных лиц и 8 672 юридических лица.

В ходе правоприменительной практики выявлен ряд проблем, которые затрудняют деятельность территориальных органов Службы.

В частности, при выявлении нарушений требований промышленной безопасности, совершенных лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отсутствуют и по этой причине не применяются санкции об административном приостановлении их деятельности. В результате чего граждане и индивидуальные предприниматели, имеющие в собственности опасные производственные объекты и нарушающие требования или условия лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности, при эксплуатации опасных производственных объектов максимум могут быть подвергнуты лишь штрафу в размере от 2 до 3 тысяч рублей.

Для решения данной проблемы необходимо выйти с законодательной инициативой о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях в части увеличения ответственности за данные правонарушения от 20 до 30 тысяч рублей или предоставить право должностным лицам Ростехнадзора применять санкции в виде административного приостановления деятельности на срок до девяносто суток (по аналогии с другими санкциями статей КоАП).

Требуется также пересмотр и уточнение правоприменительных полномочий по соответствующим статьям Кодекса об административных правонарушениях в отношении осуществления государственного экологического контроля и государственного строительного надзора.

Следует отметить, что соответствующие предложения о расширении прав и обязанностей должностных лиц Ростехнадзора по применению статей Кодекса об административных правонарушениях Службой в 2006 году уже направлялись в Министерство юстиции Российской Федерации для включения в проект федерального закона. В 2007 году необходимо активизировать работу в этом направлении.

Законотворческая деятельность и нормативное регулирование

В 2006 году Службой были рассмотрены, в том числе даны предложения и замечания по 48 законопроектам, 215 проектам постановлений и 32 проектам распоряжений Правительства Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ о передаче органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации ряда полномочий в области государственного экологического контроля, в 2006 году Службой были подготовлены предложения по совершенствованию действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, был разработан пакет нормативных правовых актов по вопросам охраны окружающей среды и государственного экологического контроля.

В плане реализации положений Градостроительного Кодекса Российской Федерации Службой подготовлен и утвержден ряд постановлений Правительства Российской Федерации, связанных с осуществлением строительного надзора.

В соответствии с Программой разработки технических регламентов, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 года № 781-р, Служба участвует в организации разработки 112 технических регламентов, что требует активизации и концентрации усилий управлений центрального аппарата на повышении эффективности работы по своевременной разработке, согласованию и внесению в Правительство Российской Федерации предусмотренных Программой проектов технических регламентов.

Отрицательным моментом в законопроектной работе Службы является тот факт, что по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности не были внесены в Правительство Российской Федерации в установленные сроки, по причине неурегулированных разногласий между заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России), 4 Положения о лицензировании, касающиеся взрывчатых материалов промышленного назначения, и одно - по продаже электрической энергии гражданам. Ответственным за разработку положений управлениям центрального аппарата необходимо принять исчерпывающие меры по снятию имеющихся разногласий и выполнению поручения Правительства Российской Федерации.

В соответствии с Планом разработки руководящих документов в 2006 году были подготовлены и утверждены 65 руководящих документов и 152 изменения в действующие руководящие документы Службы, завершен десятилетний период создания комплекта федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, насчитывающий около 90 документов.

Показатели администрирования платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Большой комплекс работ был выполнен Службой по администрированию поступлений в бюджеты Российской Федерации всех уровней в части платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Общая сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду по всем уровням бюджетной системы составила 13,5 млрд. рублей при плане - 12,4 млрд. рублей.

При этом Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2006 год" было установлено поступление в федеральный бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду в объеме 2,5 млрд. рублей. Фактическое поступление составило 2,8 млрд. рублей или 112 % от запланированного годового объема поступлений.

Перевыполнение плана напрямую связано с усилением контроля платы за негативное воздействие на окружающую среду со стороны территориальных органов Службы. В ходе контрольных проверок ими был выявлен ряд нарушений, связанный с неправильным применением ставок, и многочисленные факты нарушения учета образования и движения отходов производства и потребления, а также условий их размещения, что приводило к снижению платежей.

Эффективность контроля и регулирования в части негативного воздействия на окружающую среду во многом зависит от координации деятельности и взаимодействия УТЭН и ФГУ "ЦЛАТИ".

Хорошо организовано взаимодействие с ФГУ "ЦЛАТИ" в УТЭН по Самарской (Боблак Виктор Александрович) и Ивановской (Канаев Александр Юрьевич) областям, а также в УТЭН по Республике Татарстан (Петров Борис Германович).

Нет должного взаимодействия с ФГУ "ЦЛАТИ" в УТЭН по Оренбургской (Омон Борис Владимирович) и Тверской (Медведев Юрий Борисович) областям и в УТЭН по Республике Марий Эл (Галиев Нурсает Салихович).

Несмотря на перевыполнение плана Службой в целом, ряд управлений по технологическому и экологическому надзору не выполнили план 2006 года по сбору платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Это УТЭН по Воронежской (Алпатов Борис Петрович), Ярославской (Криворотов Владимир Геннадьевич), Вологодской (Богомолов Эдуард Валерьевич) и Калининградской (Жидков Игорь Константинович) областям, Читинское (Барышников Владимир Игоревич) и Енисейское (Закревский Михаил Павлович) межрегиональные управления.

Неукоснительное исполнение бюджетных обязательств по федеральному бюджету на 2007 год в части платы за негативное воздействие на окружающую среду является важнейшей задачей Службы.

Разрешительная деятельность

Показатели деятельности по лицензированию

О лицензировании.

В 2006 году на Ростехнадзор были возложены дополнительные полномочия по лицензированию деятельности по продаже электрической энергии гражданам.

За отчетный период Ростехнадзором в общей сложности выдано более 12 тысяч лицензий, в том числе более 10 тысяч лицензий - территориальными органами Ростехнадзора.

Отказано в выдаче 525 лицензий. По решению суда аннулировано и прекращено действие 17 лицензий.

Основанием для аннулирования действия лицензий в области использования атомной энергии послужило выявленное в результате проведенных инспекций невыполнение лицензиатом предписаний, нарушение условий действия лицензий, норм и правил в области использования атомной энергии, а также заявление лицензиата о прекращении лицензируемого вида деятельности; Так, например, Северо-Европейским МТО ЯРБ были применены санкции в отношении ФГУП "КБ "Тяжмаш" (лицензия на конструирование оборудования от 04.08.2003) и в отношении ООО "Тяжпромэлектропроект, Санкт-Петербург" (лицензия на проектирование сооружений в части разработки систем электроснабжения от 05.04.2005).

В области технологического и экологического надзора таким основанием являлось решение суда в связи с невыполнением лицензиатом лицензионных требований и условий, а также прекращение лицензиатом заявленного вида деятельности. В частности, по представлению Чукотского УТЭНа санкции были применены в отношении ЗАО "Северные (рудные) технологии" (лицензии на применение, хранение использование взрывчатых материалов промышленного назначения).

Главной задачей в лицензионной и разрешительной деятельности Службы на 2007 год является передача территориальным органам имеющихся избыточных функций центрального аппарата по данным направлениям деятельности.

В 2007 году Служба рассмотрит также возможность приближения мест проведения процедуры лицензирования и выдачи разрешений к местонахождению лицензиатов и (или) соискателей лицензии. Это означает, что данные вопросы будут рассматриваться в ближайших территориальных органах Ростехнадзора, наделенных соответствующими полномочиями, что позволит исключить излишние поездки в центр и сократить непроизводительные расходы. Особенно это актуально для территорий с низкоразвитой транспортной инфраструктурой и удаленных периферийных районов Российской Федерации.

Направления научных исследований

Нуждается в улучшении положение дел в области организации проведения научных исследований, в том числе в части взаимодействия подведомственных научных организаций с подразделениями Службы.

До настоящего времени нет ни организационной структуры, централизованно на системной основе занимающейся вопросами заказа и использования результатов научно-исследовательских работ, ни руководящих документов, регламентирующих процедуры формирования плана НИР, сопровождения их выполнения, предоставления отчетности по выполненным работам и оценки качества полученных результатов исследований.

Отмеченные обстоятельства не позволили в 2006 году с одной стороны организовать проведение на высоком научно-техническом уровне научных исследований и разработок по экологическим проблемам (при достаточном финансовом обеспечении), а с другой стороны обеспечить необходимыми финансовыми ресурсами проведение исследований по проблемам информатизации и другим направлениям деятельности Службы.

В связи с вышеизложенным мною было принято решение об образовании в Ростехнадзоре Научно-технического совета под председательством статс-секретаря - заместителя руководителя Службы К.Л. Чайки.

Положение о Научно-техническом совете Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, его структура и состав будут утверждены в ближайшее время.

Одной из первоочередных задач НТС является определение приоритетных направлений исследований, выполняемых в интересах Службы, на трехлетний период - до 2010 года. А также разработка документа, регламентирующего организацию научно-технической поддержки деятельности Службы.

В лучшую сторону отличается научно-техническая поддержка регулирующей деятельности Ростехнадзора по направлениям промышленной, а также ядерной и радиационной безопасности, которую осуществляют НТЦ ПБ (Сидоров Вячеслав Иванович) и НТЦ ЯРБ (Гордон Борис Григорьевич).

По экологическому направлению деятельность подведомственных НТЦ осуществлялась без должного руководства и координации со стороны Управления государственного экологического контроля.

Регистрация опасных производственных объектов

В государственном реестре опасных производственных объектов зарегистрировано более 266 тысяч 400 объектов, которые эксплуатируют 113 тысяч 672 организации.

Одной из основных задач ведения государственного реестра опасных производственных объектов является его актуализация путем планомерной перерегистрации опасных производственных объектов.

В 2006 году в целом по Службе процент перерегистрированных объектов составил 69%.

В лучшую сторону по этому показателю можно отметить:

УТЭН по Амурской (Воропаева Альбина Александровна) и Кемеровской (Малахов Андрей Николаевич) областям.

При этом в УТЭН по Республике Ингушетия (Тутаев Ахмет Макшарипович) и в УТЭН по Чеченской республике (Дохтукаев Саид-Магомед Хизриевич) перерегистрация опасных производственных объектов в 2006 году вообще не проводилась.

Задачей 2007 года является доведение уровня перерегистрации опасных производственных объектов до 80-90 %.

В 2006 году была усилена работа по контролю исполнения поднадзорными организациями требований законодательства, в части страхования владельцами опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений ответственности за причинение вреда в результате аварии на этих объектах.

По направлению промышленной безопасности разработка необходимого программного обеспечения в течение ряда лет проводилась в рамках создания Автоматизированной информационной системы по промышленной безопасности - АИС ПБ.

В конце 2006 года проводилась приемка АИС ПБ в промышленную эксплуатацию.

Были выявлены существенные недостатки в работе ряда функциональных задач. Причем отдельные недостатки в течение 2006 года только усилились.

В целях обеспечения изменения положения дел и определения основных направлений развития информатизации и автоматизации деятельности Службы в 2006 году разработана и утверждена "Концепция информатизации Федеральной службы по экологическому, технологическому и экологическому надзору".

Также был проведен аудит состояния информационного обеспечения деятельности Службы, с учетом результатов которого формируется ведомственная целевая программа на период до 2010 года "Создание и развития информационного обеспечения деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (2008- 2010 годы)".

Декларирование промышленной безопасности

В отчетном периоде осуществлялись надзорные мероприятия по соблюдению требований по декларированию промышленной безопасности.

По состоянию на 10 февраля текущего года декларированию промышленной безопасности подлежат 3056 опасных производственных объекта, которые эксплуатируются 783 организациями. В настоящее время разработаны 2833 декларации для 2830 опасных производственных объектов, что составляет 93% от общего количества объектов, подлежащих декларированию, из них в 2006 году было разработано 358 деклараций промышленной безопасности.

Организация эффективного надзора за соблюдением требований законодательства на наиболее опасных (подлежащих декларированию) объектах является важнейшей задачей отраслевых управлений центрального аппарата.

Единая система оценки соответствия

В связи с передачей Ростехнадзору широкого круга полномочий в области промышленной, экологической и энергетической безопасности, безопасности объектов использования атомной энергии, безопасности гидротехнических сооружений и безопасности в строительстве стало целесообразным унифицировать все процедуры оценки соответствия, применяемые в данных областях, и объединить их в Единую систему оценки соответствия на объектах, поднадзорных Службе, на основе системы экспертизы и аккредитации в области промышленной безопасности.

Такая задача была поставлена перед НТЦ "Промышленная безопасность" в марте 2006 года.

В настоящее время разработаны документы, регламентирующие деятельность участников единой системы оценки соответствия и формирование её организационных структур, за исключением вопросов оценки соответствия в области ядерной и радиационной безопасности и безопасности в строительстве.

14 февраля 2007 года прошло заседание Наблюдательного совета Единой системы, на котором было принято решение об усилении работы в части формирования организационных структур по оценке соответствия в области электробезопасности и экологической безопасности, а также развития Единой системы в области ядерной и радиационной безопасности, безопасности в строительстве.

Экспертиза промышленной безопасности

В настоящее время основу Единой системы оценки соответствия составляет экспертиза промышленной безопасности.

В 2006 году Службой утверждено и зарегистрировано 218052 заключения экспертизы промышленной безопасности, в утверждении 4801 заключения было отказано ввиду несоответствия установленным требованиям.

Экспертиза безопасности объектов использования атомной энергии осуществляется НТЦ ЯРБ (Гордон Борис Григорьевич).

С 2005 года Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности имеет российский и международный сертификаты о соответствии системы менеджмента качества.

Основная часть работ по экспертизе безопасности объектов использования атомной энергии выполнялась в рамках установленной процедуры лицензирования данных объектов.

За последние три года свыше 60% составили работы по экспертизе безопасности модернизации действующих энергоблоков АЭС.

В 2006 году были созданы организационно-финансовые предпосылки для обеспечения независимости Службы при организации проведения экспертизы безопасности объектов использования атомной энергии. Впервые в федеральном бюджете на 2007-2009 годы предусмотрены средства на проведение экспертизы безопасности наиболее ядерно и радиационно опасных объектов, лицензирование которых осуществляет центральный аппарат Службы.

Международное сотрудничество

Деятельность Службы не ограничивается только национальными рамками Российской Федерации. Большая работа проводится и на международном уровне по всем составляющим надзора, отнесенным к компетенции Службы.

В 2006 году Ростехнадзор осуществлял международное сотрудничество в установленной сфере деятельности в рамках международных форумов, многосторонних соглашений и конвенций, а также двусторонних договоров и соглашений.

Ростехнадзор стал полноправным представителем России в международном сообществе, активным проводником государственной политики по отстаиванию национальных интересов России как в свете предстоящего вступления в ВТО, так и в части, касающейся двухсторонних соглашений с зарубежными странами.

Одним из основных направлений деятельности Ростехнадзора было обеспечение председательства Российской Федерации в "Группе восьми" в 2006 году.

В соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации перечнем мероприятий "Группы восьми" и графиком их проведения Ростехнадзор организовал и провел все 6 запланированных мероприятий.

Одной из основных тем российского председательства в "Группе восьми" было обеспечение энергетической безопасности.

Под руководством Ростехнадзора деятельность Группы по ядерной и физической безопасности (ГЯБ) "восьмерки" целиком и полностью отвечала тематике обеспечения энергобезопасности в области развития надежной и безопасной атомной энергетики. Это особенно актуально сейчас, когда не только в России, но и в других странах "восьмерки" (за исключением Германии) наблюдается возвращение интереса к атомной энергетике, а одним из фундаментальных требований к использованию атомных технологий в мирных целях является обеспечение ядерной и физической безопасности.

Задача ГЯБ - обеспечивать приоритет безопасности перед коммерческими интересами владельцев как в странах "Группы восьми", так и в мировом сообществе, оказывать консультативную поддержку руководителям стран "восьмерки", выполнена полностью. Впервые в истории ГЯБ итоговый документ Группы одобрен лидерами стран и включен в состав итоговых документов Саммита.

Вторым знаковым событием не только для Службы и Российской Федерации, но и для всего мирового сообщества явилась Международная конференция руководителей органов регулирования ядерной безопасности стран-членов МАГАТЭ "Эффективные системы ядерного регулирования - проблемы безопасности и сохранности". Это была первая конференция подобного рода в рамках "восьмерки".

В конференции приняли участие руководители органов регулирования ядерной безопасности 58 стран-членов МАГАТЭ, представители семи международных организаций, таких как, Агентство по ядерной энергии ОЭСР, Всемирная ассоциации ядерных операторов, Международное агентство гражданской авиации и др.

В ходе Встречи руководителей органов государственного регулирования экологической и технологической безопасности энергетики Ростехнадзор выдвинул предложение по установлению Партнерских отношений в области экологической и технологической безопасности энергетики, поскольку Партнерские отношения способствуют объединению интересов всех его потенциальных участников, включая государственные органы, международные организации и деловые круги, для обеспечения стабильности и устойчивости энергетики и позволяют стимулировать разработку новых и внедрение имеющихся передовых технологий.

Руководители делегаций стран "Группы восьми" высоко оценили результаты проведенной Встречи руководителей органов государственного регулирования безопасности стран "Группы восьми" и подтвердили готовность участия в реализации российской инициативы по снижению негативного воздействия энергетики на окружающую среду в форме Партнерских отношений.

Относительно других направлений деятельности в рамках "Группы восьми" представляется необходимым в 2007 году активизировать участие Ростехнадзора в Группе по глобальному партнерству "восьмерки", где предстоит многое сделать в области практической синхронизации лицензионного сопровождения промышленных проектов, реализуемых с участием зарубежных организаций.

Ростехнадзор принимает участие в работе Энергодиалога Россия- Европейский Союз в рамках Сводного плана действий федеральных органов исполнительной власти по реализации "Дорожной карты" Общего экономического пространства России и ЕС.

В феврале 2006 года был подписан Протокол о сотрудничестве Ростехнадзора и Генерального директората Еврокомиссии по энергетике и транспорту о сотрудничестве в области надзора за учетом и контролем и физической защитой ядерных материалов.

Одним из значительных событий прошлого года в сотрудничестве с МАГАТЭ было представление Российской Федерацией национального доклада на втором совещании Договаривающихся сторон Объединенной конвенции о безопасности обращения с ОЯТ и о безопасности обращения с радиоактивными отходами. Специалисты Ростехнадзора приняли активное участие в подготовке и представлении в МАГАТЭ этого доклада.

В сентябре 2006 г. в ходе 50-ой Сессии генеральной Конференции МАГАТЭ подписано Соглашение между Ростехнадзором и Шведским инспекторатом по ядерной энергии о сотрудничестве в области регулирования ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии в мирных целях.

Международное сотрудничество России в области экологического надзора осуществлялось на основе многосторонних конвенций и двусторонних международных договоров. Служба обеспечивала эту работу с учетом соблюдения российского законодательства в области охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами, что фактически являлось выполнением на национальном уровне обязательств Российской Федерации, вытекающих из следующих природоохранных договоров:

Конвенция ЕЭК ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния;

Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением;

Венская конвенция об охране озонового слоя и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой;

Конвенция ЕЭК ООН о трансграничном воздействии промышленных аварий.

Следует отметить, что все задачи, связанные с международной деятельностью в области экологического надзора были выполнены полностью в запланированные сроки. В 2007 году необходимо продолжать работу по передаче указанных Конвенций Ростехнадзору, как головному ведомству.

В области технологического надзора в 2006 году международная деятельность Службы была направлена, прежде всего, на гармонизацию российских и зарубежных, прежде всего европейских, требований в области промышленной безопасности, обеспечения безопасности при применении технических устройств на опасных производственных объектах, разъяснение правил и порядка получения разрешений Ростехнадзора на применение импортного оборудования на промышленных объектах.

На пятом заседании Межправительственного совета по промышленной безопасности (МСПБ) государств - участников СНГ, состоявшемся в Кишиневе в сентябре 2006 г. принято решение организовать обмен нормативными документами в соответствии с утвержденным порядком через Ростехнадзор. Была утверждена Концепция взаимодействия государств - учстников СНГ в области обеспечения промбезопасности на опасных производственных объектах. Руководителям рабочих групп предстоит организовать подготовку предложений для разработки программы мер по реализации данной Концепции и согласовать их с Исполкомом СНГ для рассмотрения на очередном заседании МСПБ.

В 2006 году состоялось назначение руководителя Ростехнадзора председателем Российских частей Межправительственных комиссий по экономическому и научно-техническому сотрудничеству с КНДР и Республикой Корея.

В 2006 году Служба развернула работу по координации текущей деятельности российских частей МПК, отраслевых подкомиссий и комитетов, взаимодействующих с российскими министерствами и ведомствами.

В Сеуле, в октябре 2006 г. состоялось очередное 7-ое заседание Российско-Корейской Межправительственной комиссии;

Установлены рабочие контакты с Корейской Международной Торговой Ассоциацией и другими структурами.

В 2007 году предстоит сосредоточить усилия в целях обеспечения возобновления работы после длительного перерыва и проведения 4-го заседания Межправкомиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой (г. Москва, март 2007 года)

Необходимо также обеспечить подготовку и проведение очередного 8-го заседания Российско-Корейской совместной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Россией и Республикой Корея (г. Москва, октябрь - ноябрь 2007 года).

Кадровая политика

Особое внимание уделялось работе с кадрами.

Комплектование штата центрального аппарата осуществляется в соответствии с квалификационными требованиями к уровню профессионального образования, стажу государственной службы и стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Качественный состав руководителей и специалистов центрального аппарата Службы в целом находится на высоком уровне квалификации - 92 % государственных служащих центрального аппарата имеют высшее профессиональное образование по направлению деятельности, а 22 человека имеют два и более высших профессиональных образования. 30 служащих являются кандидатами наук, 3 - докторами наук.

Средний возраст государственного гражданского служащего центрального аппарата Службы составляет 47 лет.

Укомплектованность кадрами в центральном аппарате Ростехнадзора составляет 91 %, а по территориальным органам 85 %.

Неполная укомплектованность государственными служащими наиболее характерна для межрегиональных территориальных округов по надзору за ядерной и радиационной безопасностью. Так, в Центральном МТО по ЯРБ (Снигирев Владимир Александрович) укомплектованность - 78%, Сибирском МТО по ЯРБ (Прилепских Владимир Дмитриевич) - 77%.

В территориальных управлениях по технологическому и экологическому надзору укомплектованность составляет 96 - 97 %.

В целях привлечения на государственную гражданскую службу наиболее квалифицированных специалистов и в соответствии с законодательством о государственной службе в 2006 году в Ростехнадзоре создана Комиссия по проведению конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы.

Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации осуществлялась на плановой основе.

В течение 2006 года в рамках государственного заказа и реализации средств, выделенных Службе, повышение квалификации и профессиональную переподготовку прошли 1429 государственных служащих (для сравнения - в 2005 году эта цифра составляла 986 человек). В 2007 году планируется обучить 2167 государственных служащих Ростехнадзора.

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос об исполнении государственными служащими законодательства о государственной службе в федеральных органах исполнительной власти и их территориальных органах.

Так, в результате проведенной прокуратурой Кемеровской области проверки в Управлении по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области выявлено 49 государственных служащих, которые вопреки требованиям ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" без предварительного уведомления нанимателя выполняли в поднадзорных организациях другую оплачиваемую работу. По выявленным фактам виновные сотрудники были привлечены к дисциплинарной ответственности.

Всем территориальным органам Ростехнадзора необходимо принять меры, направленные на устранение нарушений законодательства о государственной службе, предотвращение и пресечение фактов коррупции.

Финансирование деятельности Ростехнадзора

В 2006 году общая сумма сметы расходов на содержание системы Ростехнадзора составила 3 миллиарда 788 миллионов рублей.

Анализ динамики кассовых расходов за 2006 год показал, что средства федерального бюджета расходуются территориальными органами Службы неравномерно. У большинства территориальных управлений основная часть расходов, около 40%, была произведена в четвертом квартале финансового года.

По итогам 2006 года в лучшую сторону можно отметить планирование расходования бюджетных средств в территориальных управлениях по Тверской (Бужланов Александр Александрович), Орловской (Окороков Валерий Иванович), Мурманской (Фундератов Юрий Васильевич) и Томской (Логинов Вячеслав Михайлович) областям, по Кабардино-Балкарской Республике (Отаров Курман Магомедович), по Республикам Хакассии (Барсуков Семен Гаврилович) и Мордовии (Пыков Василий Михайлович).

По итогам 2006 года общее кассовое исполнение расходной части федерального бюджета составило 99,5 % , что превышает показатели предыдущего финансового года на 2% .

Росфиннадзором были выявлены случаи не целевого использования бюджетных средств. В связи с чем финансирование Ростехнадзора было уменьшено на 1,3 миллиона рублей.

Обращаю внимание руководителей территориальных органов на недопущение не целевого использования выделенных бюджетных средств, а также внебюджетных средств, получаемых на проведение экологической экспертизы.

Формирование бюджета Службы, направленного на решение указанных выше проблем, является важнейшей задачей Финансового управления Службы.

Вот кратко о результатах деятельности Службы в 2006 году.

С момента начала формирования Службы в 2004 году прошло почти 3 года.

Подводя итоги деятельности Службы в целом, можно констатировать, что период становления Службы закончился.

Сформирована оптимальная (применительно к современным социально-экономическим условиям) структура центрального аппарата и территориальных органов Службы.

Утвержден Регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (зарегистрирован Минюстом России 29.08.2006 г. №8174).

Утверждены положения об Управлениях центрального аппарата и территориальных органах Службы.

Утверждены новые уставы подведомственных Службе организаций.

В целях развития исторических традиций деятельности надзорных служб государства Российского, обеспечения преемственности и воспитания патриотизма установлен памятный день Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - "День Службы" - в дату подписания 10 декабря (

Новости по этой теме

В Новости

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>