Турецкие производители стали расширяют выпуск в расчете на дальнейшее расширение внутреннего спроса.
30.09.2014 - 12:13
/Rusmet.ru, Олег Зайцев/ В последние годы как турецкая экономика в целом, так и национальная металлургическая промышленность демонстрировали высокие темпы роста. В настоящее время Турция занимает восьмую строчку в рейтинге крупнейших мировых производителей стали, на которую она переместилась несколько лет назад, потеснив Бразилию и Украину. Очевидно, объем выплавки будет продолжать расширяться, однако перспективы национальной металлургической отрасли в настоящее время выглядят неоднозначными.
Турецкий феномен
Большинство аналитиков прогнозируют пусть и небольшой, но рост турецкой экономики в ближайшей перспективе. Так, по данным Института статистики Турции (TUIK), во втором квартале 2014 года валовой внутренний продукт Турции (ВВП) увеличился на 2,1%, хотя на этот период прогнозировался более высокий рост – 2,8-3%. В TUIK полагают, что по итогам 2014 года темпы роста национального ВВП не превысят 2,5%. Тем не менее, этот фактор, а также некоторое улучшение экономической ситуации в мире могут оказать положительное влияние на дальнейшее развитие металлургической отрасли страны.
Действительно, Турция является одной из немногих стран, где сталелитейная промышленность несмотря на глобальный кризис последовательно наращивала выпуск стальной продукции. За последние 10 лет выплавка металла в стране увеличилась почти в два раза: от 18,3 млн. т в 2003 году до 35,9 млн. т в 2012 году. Правда, по итогам прошлого года производство несколько сократилось: в стране было выплавлено около 34,7 млн. т металла, а доля задействованных сталелитейных мощностей снизилась за год от 73 до 69%. Это было обусловлено низкими ценами на сталь на международных рынках, падением курса турецкой лиры по отношению к доллару, сложной политической обстановкой в стране и ростом импорта металла. Но даже несмотря на сокращение производства в 2013 году Турция выплавила на 35% больше металла, чем в предкризисном 2007 году, что представляет собой сегодня нечастое в глобальной сталелитейной отрасли явление. В десятке крупнейших мировых производителей стали эта страна находится на третьем месте по величине темпов роста национальной металлургической отрасли после Китая и Индии.
Вот и сегодня турецкие металлурги тоже пытаются исправить негативную тенденцию с падением выпуска стали пока, наметившуюся в прошлом году. В какой-то мере это им пока удается: по данным World Steel Association (WSA), за первые восемь месяцев текущего года металлургические предприятия Турции увеличили производство стали по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,8%, до 22,83 млн. т.
Преодолеть рецессию, как полагают специалисты, вполне реально. Затраты на производство металла в Турции являются одними из самых низких в Европе. Наконец, до 2017 года в стране предусматривается ввести в эксплуатацию новые мощности по производству 7 млн. т стали в год.
Стабильный же рост спроса на стальную продукцию в Турции в ближайшее перспективе обуславливается высокой деловой активностью в строительном секторе, который потребляет примерно 40% производимой в стране стали. Несмотря на кризис темпы роста этой отрасли постоянно увеличивались в связи с продолжающейся урбанизацией в Турции. По данным Агентства по поддержке и содействию инвестициям (Investment Support and Promotion Agency of Turkey – ISPAT) при Кабинете министров Турции, за последние десять лет в строительный сектор Турции были направлены инвестиции на общую сумму около $32,9 млрд., а к 2022 году этот показатель должен достичь $83 млрд.
В настоящее время в стране в рамках программы по урбанизации реализуется правительственный план по сносу 6,5 млн. старых и ветхих зданий и строительству вместо них современных объектов жилой и коммерческой недвижимости с выполнением жестких требований по сейсмостойкости. Эта программа оценивается примерно в 400 млрд. турецких лир (около $180 млрд.) и рассчитана до 2025 года, а для ее реализации потребуются значительные объемы стальной продукции.
Кроме того, не меньшие объемы металла нужны будут и для реализации таких инфраструктурных проектов, как строительство третьего Стамбульского аэропорта (крупнейший в мире) стоимостью почти $10 млрд. и пропускной способностью около 150 млн. пассажиров в год, высокоскоростной автомагистрали North Marmara Highway, третьего моста через Босфор, а также прокладка высокоскоростной железнодорожной магистрали стоимостью почти $10 млрд.
Благоприятная ситуация складывается и в автомобильной промышленности Турции. В настоящее время эта страна является крупнейшим производителем автобусов в Европе. В стране функционирует ряд автосборочных предприятий известных мировых автомобильных брендов, в частности, Toyota, Ford, Hyundai, MAN, Renault, Fiat, Mercedes, Isuzu и др. Примерно 20% стали, используемой в производимых в Турции автомобилях, выпускается на местных сталелитейных предприятиях.
По оценкам специалистов турецкой Ассоциации производителей автомобильного транспорта (Otomotiv Sanayi Dernegi – OSD), в текущем году суммарный выпуск автотранспортных средств в Турции ожидается в пределах 1,15-1,25 млн. против 1,12 млн. годом ранее. Основным источником роста станет увеличение экспорта на 3-9%, до 850-900 тыс. автомобилей.
Улучшение ситуации в автомобилестроительной отрасли приведет к росту потребления плоского проката в стране. Таким образом, как прогнозируют эксперты, дальнейший рост строительного сектора и автомобилестроения, а также машиностроения и отрасли по выпуску бытовой техники в Турции приведет к росту потребления стали в стране в течение ближайших двух лет до 33 млн. т в год против 31 млн. т в прошлом году.
"Дорожная карта"
Ликвидировать диспропорции между потреблением и производством стальной продукции в Турции, а также стимулировать увеличение выпуска металла в стране призвана утвержденная турецким правительством в конце прошлого года "дорожная карта" по развитию национальной металлургии на ближайшую перспективу.
"Турция должна превратиться в центр торговли высококачественным металлом и стальной продукцией с добавленной стоимостью. Наша металлургия – вторая после автомобилестроения отрасль по объемам экспорта. Недавно мы открыли несколько учебных заведений, которые будут заниматься вопросами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в секторе металлургии и освоения внешних рынков стали с целью повышения конкурентоспособности Турции, в частности, в секторе производства стальной продукции", – говорит Намик Экинчи, Президент Ассоциации турецких экспортеров стали.
По мнению аналитиков турецкой Ассоциации производителей стали и национального Агентства по поддержке и содействию инвестициям, в ближайшие несколько лет тенденции развития турецкой металлургии будут определять ее растущая конкурентоспособность на мировом рынке, увеличение спроса на металл внутри страны, восстановление мировых экспортных рынков, а также наметившаяся стабилизация в глобальной экономике и мировой металлургии.
В целом, положительные прогнозы развития металлургической отрасли Турции на ближайшую перспективу обусловлены, бесспорно, и декларируемыми национальными сталелитейными компаниями планами по реализации новых металлургических проектов.
Из главных выделим намерение крупнейшего производителя длинномерного проката в Турции компании Kardemir к концу текущего года ввести в строй новый сталеплавильный комплекс мощностью 1,2 млн. т в год. Приступить к тестовой выплавке стали здесь предполагается в октябре, а начать коммерческое производство – в ноябре. Согласно планам компании, оборудование будет выведено на полную мощность в 2015 году, что увеличит объемы выплавки стали примерно до 3,2 млн. т. На тот же 2015 год на Kardemir намечена реализация еще двух проектов - установка комбинированной МНЛЗ (1,5 млн. т слябов и квадратной заготовки) и проволочного стана мощностью 700 тыс. т в год.
На конец текущего года запланирован и вывод на проектную мощность стана горячей прокатки мощностью 1,7 млн. т на заводе компании Habas, а в 2015 году она планирует построить машину непрерывного литья заготовок (МНЛЗ). По мнению экспертов, выход завода на рынок плоского проката окажет значительное влияние на политику как местных, так и зарубежных поставщиков данной продукции.
На комбинате Isdemir планируется модернизация стана горячей прокатки № 1 (3,5 млн. т в год) с увеличением его мощности ориентировочно на 20%, до 4,2 млн. т, а также предполагается освоение производства рулонов толщиной 1,2 мм. Как предполагается, работы по модернизации стана горячей прокатки на комбинате Isdemir займут около 2,5 лет. По словам представителя компании, "в настоящее время ведутся консультации, сроки реализации проектов будут определены в зависимости от исхода переговоров". -- Русмет