Японская металлургия в условиях действия "абэномики".
30.05.2014 - 13:40
Япония является вторым по величине в мире производителем стальной продукции и крупнейшим ее экспортером. Сталелитейная промышленность страны напрямую связана с развитием национальной экономики. Поэтому проводимые в стране структурные реформы пока неоднозначно сказываются на перспективах развития японской металлургии.
Посткризисное восстановление
По данным японской Федерации производителей чугуна и стали (Japan Iron and Steel Federation – JISF), в Японии в 2013 году было выплавлено 110,57 млн. т стали – рекордный показатель за последние пять посткризисных лет (из них 22,5% – в электродуговых печах, а 77,5% – в кислородных конвертерах). Очевидно, можно констатировать, что японская металлургия оправилась от кризиса. Ведь после того, как в 2009 году производство стали в стране ушло в глубокий минус, сократившись с рекордных за всю историю национальной металлургической отрасли 120,2 млн. т в 2007 году до 87,5 млн. т в 2009-ом, в последующие годы выпуск металла в Японии в целом не падал ниже 107-109 млн. т в год.
Текущие оценки перспектив развития сталелитейного сектора страны весьма неоднозначны. Так, в обнародованном World Steel Association (WSA) в апреле текущего года краткосрочном прогнозе развития мировой металлургический отрасли на 2014-2015 годы (Short Range Outlook 2014-2015) отмечается, что в Японии после увеличения в 2013 году спроса на стальную продукцию на 2,0% темпы роста потребления металла могут несколько замедлиться.
Пока что реализация политики "Abenomics" (по фамилии премьер-министра Японии Синдзо Абэ), направленной на выход страны из режима дефляции, оказывающей в течение последних двух десятилетий негативное давление на экономику Японии, не принесла существенных результатов. В этой связи, как прогнозируют в WSA, потребление стали в Японии в текущем году снизится на 1% и не превысит 64,4 млн. т. Еще одна причина такого пессимистичного прогноза – увеличение потребительского налога с 5 до 8% с апреля 2014 года, что негативно повлияет на основных потребителей металла в Японии – строительную отрасль и автомобилестроительную промышленность. В 2015 году спрос на сталь в стране, как ожидается, увеличится, но незначительно – лишь на 0,5%.
С такими оценками в целом согласны и в JISF. По прогнозу ассоциации, производство стали в 2014/2015 финансовом году (март/апрель) будет несколько меньше по сравнению с предыдущим периодом. По мнению экспертов, наиболее серьезную угрозу для "абэномики" представляет собой повышение потребительского налога. В последний раз его ставка поднималась в Японии в апреле 1997 года (с 3 до 5%), что сопровождалось падением потребительских расходов.
Относительно высокий уровень производства стали в Японии в 2013 году, как утверждают в JISF, был достигнут благодаря значительному росту продаж автомобилей и объектов недвижимости перед их подорожанием с 1 апреля 2014 года. Более высокий потребительский налог снизит покупательную активность японцев. Японское правительство, правда, для компенсации возможных негативных эффектов повышения налога зарезервировало около $50 млрд., однако оно прекрасно понимает ограниченность своей помощи высоким уровнем госдолга.
Как считает председатель JISF Хироши Томоно, смягчить негативные последствия повышения налога может пакет мер по стимулированию национальной экономики на общую сумму в $226 млрд., принятый в прошлом году кабинетом Синдзо Абэ. Он направлен на привлечение частных инвестиций в промышленность, повышение конкурентоспособности японских копаний на глобальном уровне, развитие местной инфраструктуры, что, бесспорно, будет стимулировать спрос на металл.
Кроме того, как прогнозирует Хироши Томоно, увеличению потребления проката будет также способствовать реализация правительственной программы по строительству новых объектов инфраструктуры к Олимпийским играм в Токио в 2020 году. Прирост потребления стали в этой связи должен составить порядка 2-3 млн. т. Однако, по словам председателя JISF, произойти это может не ранее 2016 года.
Новая конфигурация рынка
Тем временем, крупнейшие сталелитейные корпорации Японии планируют в ближайшее время уменьшить свои издержки на $2,7 млрд. в связи с падением цен на металл из-за глобального перепроизводства стали и снижения прибыльности своих металлургических предприятий. Так, по данным Кацухико Оты, исполнительного вице-президента NSSMC, компания намерена сэкономить около $1,5 млрд. за счет интеграции компаний Nippon Steel и Sumitomo Metal Industries, объединившихся в 2012 году. Вторая по величине металлургическая корпорация Японии JFE Holdings планирует сократить расходы на $1 млрд., а Kobe Steel – примерно на $250 млн.
Что касается внешнеторговых операций, то по данным JISF, объем импорта металла в Японию в 2013/2014 финансовом году увеличился на 10% и составил 8,6 млн. т. Крупнейшим экспортером является Южная Корея – 4 млн. т (+3% по сравнению с предыдущим финансовым годом). Существенного прироста показателей добились также поставщики из Китая и Тайваня, отгрузив за рассматриваемый период в Японию 1,6 млн. т (+18,7%) и 1,2 млн. т стали (+23,6%), соответственно. При этом, экспорт стальной продукции из Японии в 2013 году снизился на 3% до 42,5 млн. т.
По мнению большинства экспертов, увеличение объемов внешних поставок японского проката в ближайшее время маловероятно. Ведущие металлургические компании страны расширяют свои производственные мощности за рубежом, сфокусировав свое внимание на расширении выпуска автолиста, к примеру, в странах АСЕАН. Суммарная мощность активов крупнейших японских производителей стали NSSMC, JFE Steel и Kobe Steel за рубежом в настоящее время составляет более 10 млн. т, а заводы этих компаний расположены в Таиланде, Малайзии, Индонезии, Индии, Китае, США и Мексике. В текущем году, как ожидается, эти мощности могут быть увеличены до 15 млн. т.
Кроме того, прогнозируется, что к 2016 году более половины объемов автомобильной листовой стали японские металлургические компании будут производить за пределами Японии, а для NSSMC ключевым рынком станет Индонезия – крупнейший производитель автомобилей в Юго-Восточной Азии. Здесь же, в Индонезии, построить первую в стране линию непрерывного цинкования стали для автомобильной промышленности намерена и JFE Steel.
В конце прошлого года NSSMC обнародовала планы по строительству в КНР совместно с ведущей китайской металлургической компанией Baosteel нового завода по выпуску оцинкованного автолиста, главным образом, для японских автомобильных предприятий в Китае. Строительство нового завода производственной мощностью 500 тыс. т в год должно начаться после получения одобрения со стороны китайского правительства, а выпуск первой продукции намечен на 2015 год.
NSSMC прогнозирует для Китая устойчивый спрос на автолист, в частности на новый продукт японской компании SuperDyma – инновационную листовую сталь с антикоррозийным покрытием, состоящим из цинка (более 80%), алюминия (11%), магния (3%) и незначительного количества кремния. SuperDyma обладает более высокими антикоррозийными свойствами по сравнению с обычным продуктом горячего цинкования, что даст возможность увеличить срок службы автомобилей.
Приступить к выпуску SuperDyma планируется и в Таиланде путем расширения мощностей линии цинкования компании NS BlueScope (Thailand), которая является дочерним подразделением корпорации NS BlueScope Coated Products (совместное предприятие японской NSSMC и австралийской BlueScope Steel). Произведенный на модернизированной линии цинкования NS BlueScope (Thailand) продукт SuperDyma будет использоваться не только в автомобильной промышленности, но и в строительной отрасли, а также в секторе производства бытовой техники. Завершить работы по реконструкции этой линии мощностью 320 тыс. т в год, расположенной в таиландской провинции Районг, а также запустить ее в промышленную эксплуатацию планируется в конце 2015 года.
Третий по величине производитель стали в Японии компания Kobe Steel подписала в конце прошлого года с китайской сталелитейной корпорацией Angang Steel соглашение о создании в Китае совместного предприятия по производству и продажам холоднокатаной высокопрочной листовой стали с пределом прочности на разрыв 590 МПа или выше для автомобилестроения. Новое СП, получившее название Kobelco Angang Auto Steel, возведет линию непрерывного отжига мощностью 600 тыс. т в год на площадке металлургического комбината Angang Steel, который будет поставлять совместному предприятию необходимое сырье. Запуск этой линии в эксплуатацию намечен на начало 2016 года, а необходимость ее строительства обе стороны обуславливают тем, что в течение ближайших 10 лет выпуск автомобилей в КНР увеличится на 50%, что приведет к существенному увеличению спроса на качественный автолист.
Какими бы ни были сегодняшние сложности в сталелитейной промышленности Японии, местные металлурги в целом позитивно оценивают перспективы отрасли на ближайшую перспективу. "Конечно, проблемы все еще остаются. Мы озабочены, к примеру, избыточными мощностями по производству стали в Азии, передислокацией производств японских автомобильных компаний за рубеж, что наносит серьезный ущерб нашему бизнесу, а также рецессией в судостроительной отрасли. Однако во многих других секторах экономики, в частности, в строительстве и машиностроении, наметился определенный рост спроса на металл. Это внушает надежду на то, что ситуация в сталелитейной отрасли Японии будет улучшаться", – выражает общее мнение большинства экспертов представитель одной из крупнейших японских металлургических компаний. -- Русмет