Но пасаран! "ИА "Минпром (Украина)"". 19 июля 2013
19.07.2013 - 10:18
Кризис всегда порождает протекционистские настроения, и американские производители стали развернули масштабную кампанию против нарастающего импорта металла из Китая и Японии. В свою очередь власти США задумались о возведении железного занавеса перед азиатским стальным импортом.
Китайский подкоп
Исходно китайские компании планировали начать экспансию на американский рынок стальной продукции с попыток приобрести доли в сталелитейных заводах, но, в отличие от российских конкурентов – "Северстали" и "Евраза" – реализовать эти планы они не смогли. Бесперспективность такого подхода четко продемонстрировал грандиозный скандал, разгоревшийся в 2010 году вокруг попытки Anshan Iron and Steel Group инвестировать в проект сталелитейного завода стоимостью 175 млн долл., который американская компания Steel Development собиралась построить в штате Миссисипи. Предполагалось, что доля Anshan в этом проекте составит 14%. Казалось бы, участие китайцев в строительстве завода мощностью 350 тыс. тонн, который появится на рынке емкостью 120 млн тонн стальной продукции, не может причинить каких-то неудобств действующим производителям. Тем не менее эти планы породили бурю протестов.
Стальное лобби выступило против сделки под лозунгом, что инвестиции китайских государственных компаний в сталелитейную промышленность США представляют угрозу национальной безопасности. Местные производители утверждали, что они тесно сотрудничают с правительством во многих национальных проектах, поэтому акционерное участие китайских государственных компаний в сталелитейных предприятиях откроет им – и правительству Китая – доступ к государственным тайнам.
Около 50 юристов из сталелитейных штатов (во главе с сенаторами – республиканцем Тимом Марфи и демократом Питом Висклоски) призвали Администрацию президента и Комитет по иностранным инвестициям в США внимательно изучить эту сделку. По их мнению, в результате создания этого СП Anshan получит доступ к информации об инфраструктурных проектах, имеющих отношение к национальной безопасности, а также к новым технологиям, которых в Китае нет. А на уровне масс-медиа активно муссировалась идея, что не следует превращать страну в тренировочную площадку для освоения китайцами новых американских технологий. В итоге Anshan отступилась. И китайские производители просто экспортируют сталь в США, где она весьма и весьма конкурентоспособна.
За 2011-2012 годы китайский импорт на американский рынок увеличился на 60%, а за первые 4 месяца 2013 его прирост составил еще 33%. Характерно, что основная часть этих поставок предназначена для проектов строительства зданий и мостов. По соображениям экономии американские подрядчики предоставляют контракты именно китайским фирмам. В июне в Wall Street Journal появилась статья, критикующая Tutor Perini Corp., генподрядчика по ремонту моста Verrazano-Narrows в Нью-Йорке, за использование в этом проекте китайской стали, когда местные производители вынуждены снижать загрузку мощностей (по состоянию на 15 июня американские заводы были загружены на 76,7%, годовой спад составил 2,1%). И это – отнюдь не единичный случай. Китайские строительные и инжиниринговые компании активно расширяют свое присутствие в США.
По данным New York Times, в одном только Нью-Йорке китайцы выиграли тендеры на субподряды по проектам модернизации системы тоннелей, моста Александра Гамильтона и строительству новой станции метро Metro-North около стадиона Yankee. А штат Калифорния принял решение сэкономить 400 млн долл. и дал шанхайской Zhenhua Heavy Industries подряд на производство и сборку основных деталей моста Bay Bridge, который соединит Окленд с Сан-Франциско. Заказ на гигантские стальные плиты Zhenhua предоставила Anshan, а другая китайская компания, Shanghai Pujiang Cable Co., изготовила для этого моста несущий трос длиной в милю. Кстати, как сообщает агентство Bloomberg, Zhenhua Heavy Industries завершит работы с опережением графика на пять месяцев. Ожидается, что новый мост Bay Bridge будет открыт уже в текущем году.
Характерно, что владельцы всех этих проектов не используют государственное финансирование, чтобы на них не распространялось действие закона Buy American Act ("Покупай американское"), в соответствии с которым во всех правительственных проектах должны использоваться материалы, произведенные в США. Поэтому контракт на калифорнийский проект выиграло в 2006 году СП двух американских компаний, American Bridge и Fluor Enterprises, предложение которых предусматривало, что основная часть стальной продукции для моста будет закуплена за рубежом. А Metropolitan Transportation Authority (MTA) выпустило облигации, чтобы финансировать проект Verrazano-Narrows. По словам представителей MTA, компания сначала пыталась найти подрядчика, который использовал бы американскую сталь, но единственное такое предложение поступило от фирмы Structal-Bridges, и это предложение вдвое превышало цену, названную Tutor Perini.
При этом многие американские эксперты признают, что дело не только в цене. Например, Билл МакЭлини из National Steel Bridge Alliance сообщил Wall Street Journal, что в США немногие компании имеют опыт работы с плоскими перекрытиями, которые используются в строительстве или модернизации большинства мостов с интенсивным трафиком. По его словам, такие конструкции больше распространены в Китае. Там строят намного больше подобных мостов, соответственно, там больше и производителей подобных материалов. Фактически последние десять лет Китай – мировой лидер в мостостроении.
Тем не менее профсоюзы сталелитейной промышленности развернули кампанию против импорта китайской стали. Они произносят лозунги о низком качестве китайской стали, субсидированном экспорте, экологическом ущербе, связанном с транспортировкой материалов через океан, когда можно доставить их с завода, расположенного в сотне миль от места строительства и т. п. И, разумеется, требуют от правительства защиты национального рынка стальной продукции от "недобросовестных" экспортеров.
Игра в го
Взбунтовались против импорта и американские трубники. Бум в газовой промышленности привел к повышению спроса на нефтегазопромысловые и трубопроводные трубы (OCTG). В основном это – бесшовные трубы, которые американские компании производят в достаточном количестве. Но импорт этой продукции быстро нарастает. По данным American Iron and Steel Institute (AISI), за последние несколько лет поставки увеличились на 111%, причем весь этот импорт американские трубники считают субсидированным. Президент AISI Томас Гибсон заявил, что импорт OCTG из Индии, Филиппин, Саудовской Аравии, Южной Кореи, Тайваня, Таиланда, Турции, Украины и Вьетнама увеличился от 840 тыс. тонн в 2010 году до 1,77 млн тонн в 2012. А в первом квартале текущего года эти страны поставили на американский рынок 426 тыс. тонн OCTG. В этой ситуации группа компаний, включая Maverick Tube Corporation, Northwest Pipe Company, TMK IPSCO, US Steel и Vallourec Star, подала петицию в Министерство торговли США и Комиссию по международной торговле с просьбой провести антидемпинговое расследование деятельности этих экспортеров.
Однако если китайский экспорт можно с уверенностью называть субсидированным (в случае государственных компаний), а поставщиков труб легко обвинить в демпинге (правда, это требует доказательств), то по поводу импорта из Японии американцам, похоже, придется проглотить пилюлю. Негодование американских производителей высокотехнологичной стальной продукции вызывают радикальные экономические реформы в этой стране, поскольку снижение курса йены дает серьезные преимущества их японским конкурентам. По статистике U.S. Census Bureau, в апреле объем японского импорта подскочил на 30%. Правда, в мае он сократился на 22%, но при прочих равных конкурентоспособность японской стали на рынке США резко повысилась, что вызвало естественное беспокойство у местных компаний.
Понятно, что Япония не способна увеличивать экспорт с той же скоростью, что и Китай, где норма прибыли у сталелитейной промышленности составила в прошлом году всего 0,04%, и компании выживают в основном за счет поддержки местных правительств. Кроме того, японцы понимают, что резкий рост экспорта в США грозит им антидемпинговыми расследованиями. Однако, в отличие от Китая, который производит преимущественно базовые категории стали, Япония сильна высокотехнологичной продукцией, например – обработанными материалами для автомобильной промышленности, и этот экспорт представляет серьезную опасность для таких компаний, как US Steel.
Глава Nucor Corp Дэн ДиМикко, агрессивный сторонник ужесточения торговой политики США, заявил агентству Reuters: "Я понимаю, почему они делают то, что делают, но манипулирования валютным курсом для поддержки своего экспорта допускать нельзя". Некоторые американские производители опять начинают ходатайствовать перед Сенатом о принятии закона, который обяжет Министерство торговли провести расследование по вопросу: не является ли манипулирование валютным курсом одним из видов торговой субсидии, что может привести в введению импортной пошлины. Правда, похожие законопроекты Сенат провалил уже дважды – в 2010 и 2011 годах, хотя некоторые юристы обвиняли Китай в умышленном занижении юаня с целью поддержки экспорта. Правда, затем повышение курса юаня по отношению к доллару ослабило их аргументы. Однако Т.Гибсон считает, что теперь действия Японии упрочат позиции сторонников этого закона.
Таким образом, протекционизм обретает все больше сторонников. Вряд ли американское стальное лобби сумеет добиться сплошного закрытия рынка по статье 201, как это было в 2002 году, но на кое-какие меры правительству придется пойти – США традиционно обеспечивают определенную защиту своим производителям. -- ИА "Минпром (Украина)"