Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 17.07.2013

Иракские надежды Пинчука. "ИА "Минпром (Украина)"". 17 июля 2013

17.07.2013 - 10:32
Трубно-колесная компания "Интерпайп" Виктора Пинчука пытается компенсировать потери от торговых ограничений на рынках СНГ и Северной Америки за счет Ближнего Востока, который является мировым центром нефтегазодобычи. Большие надежды менеджмент "Интерпайпа" связывает с Ираком. В этой стране компания смогла пройти аттестацию у South Oil Co. и открыла офис регионального менеджера в крупнейшем экономическом центре Басра. Здесь же располагается и штаб-квартира SOC. Сотрудничество с ней гарантирует надежную прописку на местном рынке.

Сбыт загнали в угол

Помогать в этом В.Пинчуку будет местная Al Nukhba Oil Field Services, которая берется обеспечивать в т. ч. и систему безопасности для украинской компании. Результаты от нового сотрудничества в "Интерпайпе" ожидают увидеть уже во втором полугодии. А они сейчас очень нужны. Поскольку по итогам января-июня предприятия компании в целом показали спад.

Нижнеднепровский трубопрокатный завод сократил выпуск на 13,08% к аналогичному периоду 2012 года, до 188 тыс. тонн, "Интерпайп Нико Тьюб" – на 4,61%, до 204,8 тыс. тонн. Это отражает ситуацию в целом по предприятиям "Укртрубпрома", за полугодие сократившим производство на 24,5%, до 847,7 тыс. тонн. Только Новомосковский трубный завод "Интерпайпа" в июне сумел выйти из негативного тренда. Если за 5 месяцев здесь было снижение на 3,3%, то уже за полугодие получился прирост на 1,07%, до 122,5 тыс. тонн.

При этом по итогам 2012 в отрасли также наблюдался спад: тогда снижение было на 9%, до 2,015 млн тонн. Причины негативных процессов в отрасли не новы. Украинских трубников фактически выдавили с российского рынка местные производители, причем правительственные постановления о квотировании импорта украинских труб принимались не только из экономических соображений. Присутствует здесь и элемент политического давления на официальный Киев со стороны Кремля.

Также не без политического фактора решались и решаются вопросы в столицах среднеазиатских республик о поставщиках труб большого диаметра для местных нефтегазопроводов. Хотя вряд ли В.Пинчуку легче от того, что, продлевая заградительные пошлины 17,7% на импорт труб "Интерпайпа" в ЕС до 2016 года включительно, Еврокомиссия в 2012 руководствовалась исключительно соображениями защиты своих производителей.

"Истечение срока мер в отношении поставщиков из Украины и России, вероятно, приведет к продолжению или возобновлению демпинга и ущерба", – отмечалось в сообщении ЕК. Одновременно вот уже несколько лет буксует проект масштабной модернизации украинской газотранспортной системы, предусматривающий среди прочего замену линейной части трубопровода.

Кроме того, развитие добычи сланцевого газа и морской нефтегазодобычи, о которых много говорят в украинском правительстве, – дело даже не послезавтрашнего дня. По самым скромным оценкам она может стартовать не раньше, чем через 5 лет. Так что и внутренний спрос оставляет желать лучшего. Например, у НДТЗ по итогам 2012 на отгрузки украинским потребителям пришлось всего 23% от общего объема. Примерно та же картина по остальным предприятиям компании В.Пинчука.

В связи с этим ему ничего не остается, кроме как искать счастья на Ближнем Востоке и за океаном. Так, у того же НДТЗ в 2012 году поставки в Сирию, Иран, Ливию, Египет, Алжир и страны NAFTA, включая США, Канаду и Мексику, выросли на 50% к предыдущему периоду. Сертификаты качества Американского института нефти API у заводов "Интерпайпа" имеются вот уже несколько лет, объемы нефтегазодобычи в США, Мексике и Канаде тоже впечатляют.

Только успевай, казалось бы, тянуть трубы на стане да отгружать потребителю... Действительно, поначалу отгрузки в США росли, но идиллия длилась недолго из-за быстрой реакции местных производителей. В начале июля нынешнего года они обратились к властям с просьбой об антидемпинговом расследовании в отношении трубного импорта, в т. ч. из Украины.

И хотя пока власти не приняли окончательное решение, "Интерпайпу", возможно, придется пойти на самоограничения во избежание антидемпинговых санкций. Такая практика ранее уже применялась компанией в ЕС и РФ. Поэтому ближневосточный регион остается для В.Пинчука по сути единственной возможностью сохранить загрузку трубных мощностей на более или менее пристойном уровне.

Среди драйверов: рост нефтедобычи в Египте и Алжире, а также ее возобновление в Ливии. Кроме того, "Интерпайп" надеется на внедрение добывающими компаниями новых технологий, которые с одной стороны повышают эффективность использования скважин, с другой – требуют большего расхода труб при бурении. Но это все Северная Африка, а тон задают страны Персидского залива.

Нефтяной джинн

И тут среди них выделяется Ирак. С одной стороны, западные компании опасаются его из-за внутренней нестабильности. Сообщения о терактах с десятками погибших в новостном потоке из этой страны – обычное дело. С другой стороны надо признать, что перспективы открываются весьма заманчивые.

Нефть из Ирака транспортируются в основном танкерным флотом, поэтому трубопроводная инфраструктура не очень развита. И прогнозировать большие объемы продаж ТБД здесь не приходится. Зато можно смело рассчитывать на компрессорные, бурильные и обсадные трубы, используемые при нефтегазодобыче.

Она в Ираке началась еще в 1920 годах и сначала находилась в руках иностранных компаний. Но с 1976 отрасль перешла под контроль государства. Вскоре после этого был установлен национальный рекорд: в 1979 году добыча нефти составила 167 млн тонн. Из них 157 млн тонн пошли на экспорт.

Но после поражения в ирано-иракской войне Багдад лишился доступа к значительной части перевалочных терминалов в Персидском заливе. В результате добыча сократилась до 40-50 млн тонн в год. Через 10 лет этот показатель достиг 140 млн тонн – благодаря строительству нефтепроводов в Турцию и к Красному морю. Из них 120 млн тонн экспортировалось. Далее война Ирака с Кувейтом в 1991 опять опустила отрасль до 14 млн тонн.

Тогда же на экспорт иракской нефти Совет безопасности ООН под давлением США наложил эмбарго. Потом оно было снято, но Ираку разрешили экспортировать нефть не более чем на 1,6 млрд долл. в год в денежном эквиваленте, причем только по трубопроводу. Новый спад произошел в 2003 после вторжения войск США. Тогда среднесуточная добыча упала до 267,4 тыс. тонн.

Далее нефтяной джинн опять вырвался из бутылки, в которую его упрятали внешние агрессоры. И начался новый подъем. В августе 2012 показатель повысился на 50%, до 401,1 тыс. тонн в сутки, что стало максимальным значением за последние 10 лет. При этом по темпам прироста нефтедобычи Ирак обогнал все остальные страны Персидского залива. Это стало возможным благодаря вводу в эксплуатацию 2 новых нефтеналивных терминалов. Ожидается, что к 2015 году среднесуточная добыча нефти в Ираке вырастет до 534,8 тыс. тонн.

Что же касается газодобычи, то здесь к ней еще даже не приступали. Несмотря на наличие подтвержденных запасов более чем в 3 трлн куб. м, пока в Ираке добывается только попутный нефтяной газ, порядка 1 млрд куб. м в год. Когда же наконец до газа тоже дойдет очередь, понадобятся не только трубы нефтегазового сортамента, но и ТБД. И к тому времени желательно быть на местном рынке своим в доску – чтобы получить заказы на поставку элементов линейного газопровода.

По нефтедобыче перспективы Ирака тоже впечатляющие. В стране насчитывается 78 коммерческих месторождений с запасами 31,018 млрд тонн. Из них в разработке сейчас находятся только 25, а 27 готовятся под добычу в ближайшем будущем. До остальных 26 руки у местных и зарубежных компаний, которые вернулись в Ирак, руки дойдут не скоро. При этом детально изучена только половина территории страны.

Себестоимость нефтедобычи в Ираке просто смешная – порядка 15 долл./тонн, по данным консалтинговой компании IHS. Отсюда вывод: производитель труб, который сможет наладить тесное сотрудничество с местными нефтяниками, без работы и без прибыли однозначно не останется.

До настоящего времени поставки в Ирак от украинских трубников носили локальный характер. Например, экспорт бесшовных стальных труб, к которым относятся и бурильные, в январе-апреле 2012 составил 1 тыс. тонн, за тот же период нынешнего года – 1,18 тыс. тонн. Это соответственно 0,42% и 0,49% от общего объема отгрузок по внешнеторговым контрактам для данного вида труб.

Бесшовные стальные трубы в Ирак за январь-апрель 2012 продавались в среднем по 1168 долл./тонн, тогда как средняя экспортная цена по ним была 1468 долл./тонн., т. е. при продажах в эту страну украинским производителям приходилось идти на дисконт. Не изменилась ценовая политика и в нынешнем году. За 4 месяца экспортная стоимость для Ирака была 1120 долл./тонн, а в среднем для бесшовных труб – 1495 долл./тонн. -- ИА "Минпром (Украина)"

Новости по этой теме

В Новости

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>