Без лишних посредников. "ИА "Минпром (Украина)"". 15 октября 2012
15.10.2012 - 13:47
Исторически сложилось так, что в СНГ доминирует Россия, хотя и другие крупные страны тоже имеют свое влияние и особые интересы. Это заметно на примере Узбекистана, Азербайджана и др. В этом плане одним из "нероссийских" союзников Киева на постсоветском пространстве может стать Казахстан – крупный региональный игрок с мощной промышленной и сырьевой базой. Вместе с этим государством Украине будет легче и эффективнее противостоять экспансионизму Москвы.
Когда заходит речь об СНГ, то, прежде всего, вспоминается РФ и ее влияние. Действительно, ввиду своих размеров и экономических возможностей именно эта страна остается безусловным лидером в Содружестве. Вместе с тем, напоминают эксперты, некоторые крупные члены СНГ, равно как и Украина, имеют свои особые экономические и политические интересы и стремятся посильно их продвигать. К числу таких государств относится и Казахстан, несмотря на то, что он входит в промосковский Таможенный союз и продолжает декларировать свою верность идеалам разносторонней интеграции с РФ.
Аналитики отмечают, что подобные центры влияния по-прежнему заинтересованы в выстраивании в СНГ явных или скрытых противовесов Москве (ради чего в свое время формировалась и такая структура как ГУАМ). В подобной политике замечены Узбекистан, Азербайджан, Молдова. Да и та же Беларусь, которая, несмотря на сильное проникновение российского капитала, на высшем уровне не оставляет попыток вести самостоятельную политику хотя бы по отдельным направлениям: развитие машиностроения, добыча полезных ископаемых, приватизация.
Что касается Астаны, то она располагает достаточным индустриальным и вообще ресурсным потенциалом, чтобы сохранять реальную экономико-политическую самостоятельность не только на постсоветском пространстве, но и вообще на мировой арене. К примеру, реальный ВВП Казахстана в 2011 году составил 167 млрд долл. (для сравнения, отечественный ВВП за тот же период – 141,5 млрд долл.). "При этом в структуре казахстанского ВВП растет доля промышленности: в 2011 году она достигла 34-35%, в т.ч. обрабатывающей – 12-13%, – уточняет экономист и политолог Виталий Кулик. – В украинской экономике это 20%, но у нас же – классическая индустриальная страна. Такой позитивный эффект достигнут казахстанцами во многом за счет целенаправленного привлечения прямых иностранных инвестиций в индустриальный сектор. Кроме того, позитивную роль, как ни странно, сыграло и создание Таможенного союза: если раньше несырьевых инвесторов сдерживала низкая емкость отдельно взятого национального рынка с населением всего 16 млн чел., то теперь проблема частично снята за счет доступа к общему рынку ТС емкостью 170 млн чел.".
Специалисты добавляют, что ведущие отрасли промышленности Казахстана – это цветная и черная металлургия, химпром, машиностроение, легкая и пищевая индустрия, а также нефтепереработка и производство стройматериалов. В стране созданы СП с "АвтоВАЗом", Chevrolet, 3M (средства индивидуальной защиты), LG, Samsung, Bosch, Panasonic и др. Кроме того, в Казахстане представлена международная группа ArcelorMittal (МК "АрселорМиттал Темиртау" ежегодной мощностью до 5 млн тонн стали). Если же говорить о природных ресурсах, то Казахстан занимает по их запасам шестое место в мире. Минерально-сырьевая база включает свыше 5000 месторождений общей прогнозной стоимостью около 46 трлн долл., включая углеводороды, цветные и редкие металлы, железные руды. Например, в стране действует один из ключевых евроазиатских поставщиков железорудного сырья – Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное ПО с совокупными запасами в 1660 млн тонн, входящее в сырьевой холдинг ENRC.
Исходя из этого, убеждены эксперты, экономическое сотрудничество с Астаной может развиваться по самым разным направлениям. Об этом, в частности, свидетельствует структура и объем двусторонней торговли, который, включая услуги, в 2011 году достиг 4,4 млрд долл., хотя пока что и не вышел на докризисный уровень в 5 млрд долл. А в І полугодии 2012 года торговля составила 1,3 млрд долл., увеличившись относительно января-июня-2011 на 61,5%.
В т.ч. отечественный товарный экспорт в Казахстан в прошлом году составил 1,857 млрд долл. На первом месте в структуре экспортных поставок в стоимостном выражении в 2011 году были ж/д локомотивы (20,7% в структуре, или 385 млн долл. – рост в сравнении с 2010 годом на 27,8%), на втором – изделия из черных металлов (трубы, метизы; 17,5%, или более 324 млн долл. – рост в 1,5 раза), на третьем – ядерные котлы и другое оборудование для АЭС (10,5% экспорта – 195 млн долл., рост на 44,3%). Тогда как группа УКТ ВЭД №72 "Черные металлы" заняла в экспортной структуре всего 1,6% (на 29 млн долл.), хотя и здесь прирост в годовом сопоставлении достиг 58,1%.
Если же брать казахстанский импорт, то в нем основную часть составили энергоресурсы – 82,1% на 1,375 млрд долл., что почти в 2,5 раза больше, чем годом ранее. Ничего удивительного: в Казахстане активно добывается газ и нефть, включая высококачественную легкосернистую.
Итак, обобщает экс-министр экономики Владимир Лановой, украинские предприятия поставляют на казахстанский рынок в первую очередь продукцию глубокой переработки, с акцентом на готовых машинах и оборудовании. "А это важно для перспектив инновационного развития экономики Украины. Тем более что казахстанские потребители (и корпоративные, и розничные) сейчас стали довольно требовательны к качеству товаров, что заставляет наших поставщиков работать над этим самым качеством", – говорит аналитик.
В последние годы у Киева возникло сразу несколько проектов машиностроительных СП с Астаной. Во-первых, это СП по выпуску вагонов с участием одного из крупнейших отечественных вагонзаводов – концерна "Азовмаш", а также Акмолинского вагоноремонтного завода и Казахстанской железной дороги. Предполагаемая номенклатура – полувагоны, крытые вагоны и цистерны. А Крюковский вагонзавод заключил с казахстанской Пассажирской лизинговой вагонной компанией договор на поставку в 2012 году 42 пассажирских вагонов со специально разработанными купе-трансформерами. "При этом сейчас Астана активно осваивает свой транзитный транспортный потенциал. Так, сооружается трансконтинентальный коридор "Западная Европа – Западный Китай", который для грузоотправителей КНР будет значительно короче традиционного морского пути через Суэцкий канал. А это означает, что в ближайшие годы потребность страны в локомотивах и вагонах будет только расти, и упомянутое СП может быть создано уже в 2013 году", – комментирует специалист по транспортному сектору Антон Шутиков.
Всего в Казахстане уже действует не менее 250 различных СП с участием украинских предприятий. "В частности, это – совместное изготовление региональных грузопассажирских самолетов Ан-140", – отмечает МинПрому посол Казахстана Амангельды Жумабаев. В рамках проекта еще в 2011 году определена сборочная площадка в г.Алматы и учреждена фирма AeroKaz. Потребность страны в новых машинах составляет около 100 единиц. По данным ГП "Антонов", проект нацелен на замену устаревших грузопассажирских Ан-24 и Ан-26, широко эксплуатируемых казахстанскими перевозчиками. Основные узлы может поставлять Харьковский авиазавод, а двигатели – известная компания "Мотор Сич". Допускается и закупка ближнемагистрального пассажирского АН-148 для внутренних и международных авиалиний. А.Шутиков в этой связи напоминает, что прямой конкурент нашего Ан-148/158 – российский Су-100 Superjet – все хуже проявляет себя при реальной эксплуатации на авиалиниях. А это повышает вероятность закупки Казахстаном именно самолетов семейства "Ан".
Ранее казахстанский президент Нурсултан Назарбаев уже озвучил интерес к СП по сборке и производству сельхозтехники. Это могут быть как трактора, так и вспомогательная агротехника и оборудование, по-прежнему выпускаемые отечественными машзаводами. Кроме того, допускается привлечение украинских добытчиков к разработке нефтегазовых запасов среднеазиатской республики, что тоже предварительно утверждено ее руководством. Также Н.Назарбаев пригласил Киев к участию в проекте транспортного коридора "Китай-Европа" с возможностью выхода через территорию Казахстана в Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В свою очередь, и Астана склонна рассматривать Украину как мост в Европу. "Выгодное транзитное положение вашей страны важно для реализации нашей госпрограммы "Путь в Европу", открывает дополнительные возможности для продвижения экономических интересов Казахстана в еврорегионе, особенно с учетом постепенной интеграции Украины в Евросоюз. Ваша страна может стать эффективной площадкой для выхода на европейские рынки товаров и услуг", – сказал А. Жумабаев.
По этому поводу В. Кулик отмечает, что для реализации таких весомых соглашений нужна политическая воля Киева, которая, к сожалению, есть не всегда. Равно как и Кремль продолжает лоббистскую игру против подобных проектов в обход его интересов в СНГ. Вместе с тем экономисты считают такие СП вполне реалистичными, поскольку в них насущно заинтересованы обе стороны. Больше того, по мнению В. Кулика, при благоприятном стечении обстоятельств Казахстан может стать альтернативным источником газа, как это ранее уже было с Туркменистаном. "Да, ввиду интересов Москвы достичь этого будет непросто, но это не значит, что не надо бороться. И в определенный момент конъюнктура может сложиться благоприятно", – надеется эксперт.
Эта вероятность касается не только стратегического газового вопроса, но и всей перспективы "горизонтального" сотрудничества в СНГ в обход России. При успешном развитии это позволит участникам и напрямую выигрывать экономически, и совместно сдерживать экспансионистские устремления Кремля. Используя для этого доступные инструменты, начиная от зоны свободной торговли СНГ и заканчивая согласованной позицией по вопросам международной политики. "Это не означает полного отвержения интересов РФ. Просто диалог с ней по тем или иным вопросам будет эффективнее, если в нем будет одновременно участвовать больше влиятельных сторон. В этом контексте целесообразно развивать взаимодействие не только с Астаной, но и с Ташкентом, Баку, а также Кишиневом и Минском", – подытоживает В. Кулик. -- ИА "Минпром (Украина)"