"Норильский никель": новый совет, старые проблемы. "Business-FM". 22 июня 2011
22.06.2011 - 13:53
Годовое собрание акционеров ГМК принесло сюрприз: хоть Александр Волошин и вошел в совет, но его председателем избран выходец из «Интерроса» Андрей Бугров. Таким образом, новый виток конфликта между акционерами не заставит себя долго ждать
Горно-металлургическая компания (ГМК) «Норильский никель» провела 21 июня годовое собрание акционеров. Главной темой собрания стали выборы совета директоров, который, в итоге, неожиданно возглавил член правления «Интерроса» Андрей Бугров. Бывший председатель совета Александр Волошин, номинированный другим крупным акционером ГМК — ОК «РусАл» — на этот раз удовольствовался лишь креслом независимого директора.
При этом в совет не вошел исполнительный директор ГМК, выходец из «Интерроса» Андрей Клишас. Ранее СМИ сообщали о его намерении покинуть компанию, чтобы стать депутатом Госдумы от Красноярского края. Место Клишаса занял независимый директор Энос Банда, глава компании Freetel Capital.
ГМК «Норильский никель» — диверсифицированный горнорудный холдинг, крупнейший в мире производитель никеля и палладия. Основными акционерами компании являются: фонд «Интеррос» (около 30%), ОК «РусАл» (25,13% акций), Trafigura (около 8%), «Металлоинвест» (около 4%). Выручка за первое полугодие 2010 года составила 6,837 млрд долларов.
В совете почти без перемен
В остальном совет остался без изменений. Помимо Бугрова, «Интеррос» в совете представляют Марианна Захарова, Сергей Барбашев, Лариса Зелькова. От «РусАла» в совет вошли Олег Дерипаска и Максим Соков. Менеджмент ГМК будет представлен гендиректором Владимиром Стржалковским. Кроме того, в совет были избраны по одному представителю от миноритарных акционеров: от «Металлоинвеста» — Ардаван Мошири, от трейдера Trafigura — Клод Дофин.
Также в совете присутствуют четыре независимых директора: помимо Волошина и Банды, это генеральный директор Mandalay Resources Брэд Миллс и директор программы корпоративного управления Гарвардского университета Лучиан Бебчук.
Таким образом, «Интеррос» и дружественные ему менеджмент «Норильского никеля» и трейдер Trafigura заняли в новом совете 6 мест из 13 вместо прежних семи. Впрочем, источник BFM отметил, что Банд номинирован аффилированными с ГМК структурами. Таким образом, «Интеррос» не только сохранил, но и укрепил свое влияние на совет директоров «Норильского никеля» за счет «своего» председателя.
«Потеря кресла председателя значительно сокращает возможности «РусАла» в борьбе за контроль над ГМК, — утверждает аналитик «Уралсиб Кэпитал» Дмитрий Смолин. — Именно председатель подписывает все протоколы по деятельности компании и в случае равенства голосов его слово будет решающим».
Еще одним неприятным моментом для «РусАла» стало увеличение кворума прямо во время собрания акционеров. Если в начале собрания присутствовало около 83,5% акционеров, то ближе к его завершению показатель поднялся до 94%. Александр Волошин, комментируя «скачок», отметил, что произошла ситуация, при которой одни акционеры голосуют, зная реальный кворум, а другие — не обладая этой информацией.
По его словам, речь идет о части пакета АДР, номинальным держателем которого является Bank of New York. «BoNY на некоторых собраниях регистрирует весь свой пакет, а на некоторых собраниях — не регистрирует. Это реально влияет на кворум», — резюмировал Волошин.
Конфликтные зоны
Тем не менее, представители «РусАла» выразили удовлетворенность составом совета, поскольку в него вошли кандидаты, выдвинутые алюминиевым холдингом. Помимо Дерипаски, Сокова и Волошина, компания выдвигала Бебчука и «добавила голосов» представителю «Металлоинвеста» Ардавану Мошири.
При этом директор по стратегии и корпоративному развитию «РусАла» Максим Соков отметил, что компания недовольна итогами выборов председателя совета директоров. По его словам, «РусАл» вновь номинировал на пост главы совета Александра Волошина и считает его оптимальной кандидатурой. «В условиях корпоративного конфликта председатель совета должен быть действительно независим и иметь российское гражданство, поскольку «Норильский никель» стратегическая для страны компания», — пояснил BFM Соков.
Топ-менеджер уточнил, что и в перспективе «РусАл» планирует инициировать заседание совета директоров по его переизбранию. Топ-менеджер уточнил, что решения о путях переизбрания председателя совета директоров будет приниматься после консультаций с другими акционерами ГМК. При этом «РусАл» в ближайшее время не намерен созывать внеочередное собрание директоров «Норильского никеля».
По мнению аналитика Альфа-банка Андрея Лобазова, новый совет директоров не принесет мира в компанию, а, наоборот, может стать началом нового витка конфликта. «Инициатива по-прежнему в руках «Интерроса» и возможности «РусАла» влиять на операционную деятельность ГМК весьма ограничены. При этом вряд ли алюминиевый холдинг отказался от плана по объединению компаний, пусть и в долгосрочной перспективе», — указывает эксперт.
По словам Лобазова, первым «полем для столкновения» может стать вопрос о новой долгосрочной стратегии «Норильского никеля». Ранее менеджмент ГМК заявлял о намерении провести зарубежную экспансию и расширить линейку добываемых металлов.
«РусАл» разделяет эти инициативы лишь частично. Как заявил Максим Соков, ГМК нужно сконцентрироваться на российских месторождениях и активах. Вместе с тем «РусАл» поддерживает диверсификацию ГМК, в частности, в сторону увеличения доли меди. «Диверсификация по металлам, особенно в части меди, — это вполне логичный шаг», — считает Соков. Он отметил, что «Норникелю», занимающему лидирующие позиции по производству никеля и палладия, целесообразно усилить свои позиции на рынке меди.
Независимые и без зарплаты
Еще одно «конфликтное поле» — вопрос о компенсации независимым директорам. Сегодня по итогам собрания акционеров было отклонено предложение о введении опционной программы и выплате вознаграждений независимым директорам и председателю совета директоров компании.
Вопрос о выплате вознаграждений поднял «РусАл». Как подчеркивают представители алюминиевого холдинга, конфликт акционеров накладывает на независимых директоров дополнительные риски и поэтому требует дополнительной компенсации. Например, акционерам предлагалось в ходе собрания утвердить годовую выплату независимому директору–председателю совета в размере 2,5 млн долларов. Помимо этого, он мог быть претендовать на премию в 3 млн долларов.
Новоизбранный председатель совета Андрей Бугров отметил, что вопрос вознаграждения независимых директоров может быть решен уже в ближайшие три месяца. Отметим, о себе Бугров заявил, что зарплату он будет получать лишь в «Интерросе». -- Business-FM