Второй ключ от Америки. "ИА "Минпром (Украина)"". 4 апреля 2011
04.04.2011 - 11:18
В марте группа "Приват" добавила в свою ферросплавную копилку еще одну бирюльку – американский завод CC Metals & Alloys. Это уже второй весомый актив Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова в США. В результате их заокеанские мощности по выпуску ферросплавной продукции увеличатся примерно вдвое, а заградительные пошлины на ввоз в США украинских ферросплавов потеряют всякий смысл.
Американское Министерство торговли обложило силикомарганец происхождением из Украины пошлиной в размере 163% от таможенной стоимости еще в 1994 г. Более чем десятилетие этот барьер был практически непреодолим для отечественных ферросплавщиков. Против некоторых их потенциальных конкурентов США тоже применяли ограничительные меры, но их размер был значительно меньше. Для россиян, например, 74%, для бразильцев – 65%, даже для китайцев – 150%. Украинцев же, что называется, приговорили к высшей мере. Это одна из причин, по которой отечественные ферросплавщики особо и не совались за океан. Они больше боролись за домашний рынок, за Европу.
Вторая причина – это длившийся до середины 2000 передел собственности в ферросплавной отрасли Украины. Пока группа "Приват" не консолидировала под своим началом все марганцевые и ферросплавные активы страны, включая Никопольский завод ферросплавов (за который у И.Коломойского шел очень жаркий спор с Виктором Пинчуком), прорыв на американский рынок она не считала первостепенным делом. До последнего времени украинские заводы просто игнорировали процедуры американского Минторга, вследствие чего санкции против них автоматически продлевались. Следующая дата пересмотра заградительных пошлин – сентябрь 2011 г. К этому времени украинская сторона должна подготовить соответствующий пакет документов, доказывающих ее невиновность, провести маркетинговое исследование местного рынка и т. п. Но, скорее всего, и этой осенью американские чиновники не дождутся в своих кабинетах гостей из Украины. Те уже неплохо обосновались в США, проникнув сюда через другую дверь. И даже имеют к ней целых два ключа.
Чтобы соблюсти формальности, в конце 2010 года Украинская ассоциация производителей ферросплавов (УкрФА) все-таки обратилась в Вашингтон с просьбой упразднить надоевшую 163% пошлину. Но на самом деле вопрос стремительно теряет свою актуальность. Приват еще четыре года назад наладил производство ферросиликомарганца непосредственно в Штатах. Теперь, если надо, он сможет его существенно нарастить. Таким образом, группу Коломойского-Боголюбова значительно больше волнует ввоз добываемой ею марганцевой руды на американский континент. А он пока свободен.
До сих пор основным получателем марганцевого сырья был ферросплавный завод Felman Production в Западной Вирджинии, который приватовские структуры приобрели еще в 2005 в фазе его банкротства, а запустили после реконструкции в 2006. Ранее завод производил ферросилиций, но украинские владельцы перепрофилировали его на выпуск более востребованного на американском рынке ферросиликомарганца, обустроив заодно дополнительную точку сбыта для продукции Марганецкого и Орджоникидзевского ГОКов. Впрочем, не только их. Владея россыпью рудников по всему миру, группа "Приват" может позволить себе жонглировать рудными потоками. Например, в США удобнее везти сырье из Африки. Но в любом случае стороной, принимающей приватовский товар на американском берегу, выступает снабженческо-сбытовая компания Felman Trading. Теперь же она оказалась и в роли конечного покупателя CC Metals & Alloys.
Последняя не публикует свою финотчетность, поэтому о ее стоимости можно судить лишь по прогнозам американских отраслевых аналитиков. А они оценивают новую покупку Привата в довольно широких пределах: от 100 до 500 млн долл. Нынешние мощности CC Metals & Alloys позволяют производить около 100 тыс. тонн готовой продукции в год. В ее линейке пока доминируют ферросилиций и магнезитовые ферросплавы, но при необходимости это можно изменить. К тому же завод удачно размещен географически – в Калверт-Сити (штат Кентукки), что сравнительно недалеко и от Питтсбурга, одного из центров американской металлургии, и от портов северо-восточного побережья США. Бывший президент CC Metals & Alloys Эд Бредняк остается работать в компании, но уже на должности операционного директора и, естественно, под чутким руководством Felman Group.
Маркетологи этой группы очень оптимистично подсчитали, что потенциально два их завода способны покрыть до половины нужд американского рынка в ферросплавной продукции. Так, по данным Felman Group, спрос в США на ферромарганец составляет порядка 460 тыс. тонн в год, на силикомарганец – 440 тыс. тонн, на ферросилиций – 210 тыс. тонн. В общем получается немногим более 1 млн тонн. Пока дуэт CC Metals & Alloys и Felman Production способен отхватить лишь пятую часть этого пирога. Каждый из заводов уже готов выдавать на-гора продукции до 100 тыс. тонн с хвостиком. Однако для дальнейшей экспансии и наращивания мускулов потребуются серьезные инвестиции. Изменение формата на первом американском приобретении обошлось группе "Приват" примерно в 10 млн долл. Но занимавшиеся им специалисты Стахановского и Запорожского ферросплавных заводов, не мудрствуя лукаво, кардинальную реконструкцию не выдумывали, а просто перепрограммировали три фельмановские печи на новый ассортимент продукции. Никаких новых мощностей украинские хозяева там не пристраивали.
Вероятно, деньги, под собственную версию американской мечты (стать №1 в ферросплавной отрасли США, а не только родной Украины) у И.Коломойского и Г.Боголюбова нашлись бы. Но только в том случае, если они именно этот проект признают для себя приоритетным. Ведь у кассы Привата собралось и много других жаждущих инвестиций. Коренной переделки требует Кременчугский НПЗ, искушения и траты сулит грядущая приватизация украинской электроэнергетики, а возможно, и Укрнафты. На все эти объекты приватовская верхушка давно положила глаз. Хотя в глобальном смысле ферросплавный вектор группы развивается наиболее органично. Весь остальной ее бизнес завязан почти исключительно на Украине. А это сопряжено и с определенными политическими рисками. Место "украинского Ходорковского" до сих пор вакантно.
Правда, костяк ферросплавных мощностей Коломойского-Боголюбова находится в Украине – и от этого никуда не денешься. Но в этой же сфере у них есть активы и в Грузии, Румынии, Польше, опять же в США. В целом днепропетровские предприниматели сосредоточили в своих руках уже около 20% мирового производства ферросплавов. По крайней мере, по потенциалу. Да и по запасам марганцевых руд позиции Привата тоже выглядят внушительно – примерно 12% от всех на планете. Кроме Украины, группа ведет добычу в Грузии, Гане, Австралии. И акценты ее ферросплавной активности все чаще смещаются как раз за рубеж.
Несколько лет назад Приват отдал, образно говоря, полцарства, чтобы на белом коне въехать в мировую ферросплавную богему. Распродав коксовые и металлургические активы в Украине, на вырученные деньги (не все, конечно, но 1 млрд долл. пришлось потратить) группа купила крупную австралийскую горно-добывающую компанию Consolidated Minerals. Та занимается добычей железной руды, меди, цинка, но главная ее ценность – солидные запасы марганцевой руды с высоким содержанием марганца (48%) и низким содержанием вредных примесей. За прошлый год было добыто свыше 1 млн тонн этой руды (рекордный результат для компании). И в 2010 году Consolidated Minerals уже в интересах своих украинских владельцев предприняла попытку недружественного поглощения третьего по величине марганцедобытчика в Австралии – компании OM Holdings. Атака была отбита, но это не означает, что господа Г.Боголюбов и И.Коломойский умерили свои амбиции. Они просто взяли паузу.
Но увлечение боссов иностранными проектами вызывает подспудную ревность у украинских предприятий группы, понимающих, что они теряют статус "любимой жены падишаха". А значит, в случае ухудшения рыночной конъюнктуры или возникновения других рисков, угроза оптимизации расходов нависнет в первую очередь над ними. Это уже реально почувствовал в текущем году Запорожский завод ферросплавов, где на протяжении января-февраля были остановлены 15 печей, а часть рабочих переведена на 4-дневный режим работы. Такие действия дирекция объясняет подорожанием электроэнергии и проблемами с арендой одной из подстанций. Но концептуально можно говорить о том, что во внутрикорпоративной конкуренции между приватовскими производителями ферросплавов ЗФЗ сегодня является самым слабым и незащищенным звеном. -- ИА "Минпром (Украина)"