Доклад заместителя Министра промышленности и энергетики Андрея Реуса на заседании Правительства РФ "О развитии металлургической промышленности".
21.11.2006 - 17:05
В моем докладе будут обозначены перспективы и проблемы развития отрасли, которую не надо, что называется, "спасать". Российская металлургия твердо стоит на ногах и уверенно движется вперед. В то же самое время, государство может дать новый импульс развитию и повышению конкурентоспособности российской металлургии в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.
Металлургия - базовая отрасль промышленности. Уровень ее развития должен отвечать стратегическим задачам обеспечения качественной продукцией российской экономики и стабильного позиционирования на внешних рынках. Сегодня можно констатировать увеличение спроса на металлопродукцию со стороны практически всех отраслей-потребителей: автомобильной промышленности, авиастроения, судостроения, сельскохозяйственного, транспортного и энергетического машиностроения. Одним из крупнейших потребителей металлопродукции являются естественные монополии, поэтому их инвестиционные программы серьезно влияют на внутренний спрос (Слайд 1).
Очевидно, что задача по обеспечению соответствия между структурой внутреннего спроса и возможностями металлургической промышленности требует комплексного решения на основе межотраслевой координации, на базе уже принятых и разрабатываемых среднесрочных и долгосрочных стратегий отраслевого развития, которые мы заслушиваем на заседании.
В связи с этим практика двусторонних контактов и контрактов должна быть дополнена многосторонним взаимодействием между металлургическими компаниями и потребителями металлопродукции, в том числе, и это особенно важно – естественными монополиями при участии государства, как системного координатора.
Это потребует перехода к новым, современным формам более глубокого и детального прогнозирования и стратегического планирования, необходимых для решения задачи снятия инфраструктурных ограничений долговременного экономического роста.
Сегодня доля металлургии в ВВП страны составляет около 5%. Доля комплекса в промышленном производстве России находится на уровне 18%, в налоговых платежах во все уровни бюджетов 9%. Металлы и изделия из них на протяжении последних лет сохраняют второе, после ТЭК, место в товарной структуре российского экспорта (Слайд 2).
Отрасль одной из первых приступила к реализации программ реструктуризации производства и сокращения неэффективных мощностей, что позволило увеличить производство конкурентоспособной продукции, снизить издержки и негативное воздействие на окружающую среду, уменьшить социальные проблемы.
Современная металлургия – это сфера компетенции крупного бизнеса. В настоящее время в черной металлургии России сформировалось 9 крупных компаний и корпоративных групп, в цветной – 5.
Процесс консолидации отрасли практически завершен. Взятый курс на вертикальную и горизонтальную интеграцию, включая создание транснациональных компаний, – это эффективный путь к повышению конкурентоспособности, поскольку он позволяет усилить контроль над издержками, привлекать серьезные финансовые ресурсы, укрепить свои позиции на внешних рынках и делает компании менее чувствительными к колебаниям рыночной конъюнктуры. Конкуренция возрастает и достаточно жестко по этой схеме.
Металлургическая промышленность является одной из отраслей специализации России в современном международном разделении труда. На сегодняшний день Россия занимает 1-е место в мире по производству никеля (Слайд 3), 2-е по алюминию и титану (Слайд 4), 4-е по стали (Слайд 5). По экспорту металлопродукции мы вторые в мире.
В предыдущие два года Минпромэнерго координировало реализацию Комплекса мер и Плана мероприятий, принятых ранее Правительством.
Действия, предпринятые Правительством по защите внутреннего рынка, отмене импортных пошлин на основные виды высокотехнологичного оборудования, оказанию политической поддержки проектам российских компаний по приобретению активов и участию в приватизации металлургических предприятий за рубежом, уменьшению ограничений, действующих на внешних рынках в отношении российской металлопродукции и другие мероприятия, способствовали тому, что в последние годы российская металлургия демонстрирует положительные результаты:
продолжается рост производства (в 2005 году по сравнению с уровнем 2000 года производство основных видов продукции металлургического комплекса выросло в пределах от 10 до 35 процентов)(Слайд 6);
превышен по некоторым цветным металлам (алюминий, медь, цинк, свинец) уровень производства 90-го года (Слайд 7), по черным металлам (стальной прокат - 86%) это произойдет в обозримом будущем (Слайд 8),
прибыль увеличилась в 2,1 раза;
инвестиции – в 2,8 раза (Слайд 9);
экспорт (в стоимостном выражении) в 2,2 раза;
уровень рентабельности производства составил в среднем 23% (Слайд 10);
рост средней заработной платы - около 15% в год.
Сегодня это позволяет перейти от оперативного и тактического реагирования на проблемы отрасли к разработке Стратегии развития металлургической промышленности до 2015 года.
Важно отметить, что российская металлургия – это успешный в инвестиционном отношении сегмент экономики. Инвестиции по металлургическому комплексу в 2005 году выросли почти в 1,5 раза по сравнению с 2004 годом и составили 154,6 млрд. рублей (Слайд 11). По прогнозу в 2006 г. инвестиции составят 195 млрд. рублей ( это 126% к уровню 2005 г.).
На большинстве предприятий отрасли уже приняты перспективные инвестиционные программы развития. По этим программам уже на период до 2008 года предусматриваются значительные объемы инвестиций в реконструкцию и модернизацию производств, а также создание мощностей по выпуску конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости.
То есть, отечественные предприятия способны реализовывать крупные проекты, в том числе и за рубежом. Поэтому задача Правительства содействовать инвестиционным процессам, происходящим в отрасли, создавать дополнительные возможности для ее участников. А самое главное: брать на себя решение задач, которые бизнес сам по себе решить не может (например, инфраструктурных) и которые дают значительный мультипликативный эффект.
Как я уже сказал в начале своего доклада, надежным источником развития металлургического комплекса должно стать внутреннее потребление (Слайд 12).
Его рост определяют следующие факторы (Слайд 13):
необходимость технического перевооружения основных фондов отраслей экономики;
реализация новых проектов в промышленности, энергетике, а также реализация национальных проектов;
рост спроса со стороны предприятий, производящих вооружение и военную технику;
прогнозируемое в среднесрочной перспективе импортозамещение отдельных видов машин и оборудования.
В настоящий момент Министерством совместно с металлургическими и машиностроительными предприятиями реализуется программа по освоению новых видов и улучшению качества металлопродукции для автопрома и сельхозмашиностроения, такая же работа ведется в рамках реализации судостроительной и авиационной стратегий, стратегии развития транспортного машиностроения.
Для примера можно рассмотреть вопрос обеспечения строительства газовых и нефтяных магистралей отечественными трубами большого диаметра. Ключевые направления и параметры развития трубопроводной инфраструктуры зафиксированы в Энергетической стратегии России до 2020 года.
Среди наиболее значимых проектов магистральных трубопроводов – Североевропейский газопровод, нефтепровод "Восточная Сибирь – Тихий океан" и газопровод "Ямал-Центр". За последние годы в России созданы мощности по производству современных труб большого диаметра в объеме 4,0 млн.т, в том числе диаметром 1420 мм – 1,5 млн.т, что обеспечивает потребности российского рынка на ближайшие пять лет. При этом производство в России штрипсов – заготовок для производства труб - отстало от потребностей трубных предприятий, закупки по импорту широкого толстолистового проката достигли 1 млн. тонн.
(Данная продукция необходима также для сооружения высотных зданий, крупных мостов, морских платформ, судов, крупных резервуаров и других конструкций и изделий ответственного назначения, включая военную технику).
Необходимо строительство не менее 2-х листовых станов "5000" для изготовления широкоформатных, толстых высокопрочных листов. Понимая точную рыночную перспективу, три металлургические компании объявили о начале или готовности начать строительство подобных станов. Приведенный пример еще раз подтверждает необходимость более полной координации стратегий развития отраслей на основе многостороннего взаимодействия бизнеса и государства.
Безусловно, в металлургии, как и в ряде других отраслей, существует проблема оптимизации структуры производства.
Анализируя технологический уровень основного производства на предприятиях металлургического комплекса, следует констатировать, что только около 50% применяемых технологий соответствует лучшим зарубежным образцам.
Степень износа основных фондов в производстве черных металлов составляет в среднем около 50%, в цветной металлургии – более 40%. По целому ряду производств требуется серьезная модернизация оборудования, проведение природоохранных мероприятий. Металлургические предприятия в связи с недостаточным качеством выпускаемого отечественного технологического оборудования вынуждены его импортировать. В связи с этим, необходимо продолжать работу по изменению ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для металлургической промышленности, не производимое в России.
Отрасль отличается высокой ресурсоемкостью: она использует 30% электроэнергии от общего потребления в промышленности, 25% природного газа, 10% нефти и нефтепродуктов. Доля в грузовых железнодорожных перевозках – 23%.
Конкурентоспособность продукции металлургической промышленности во многом предопределяется стоимостью продукции и уcлуг отраслей-монополистов: электроэнергетики, газовой промышленности, железнодорожного транспорта (Слайды 14 и 15).
Решение имеющихся проблем может быть найдено при заключении долгосрочных соглашений между субъектами естественных монополий и крупными потребителями по уровню цен и тарифов, в том числе при реализации инвестиционных проектов. Необходимо также разработать механизмы стимулирования железнодорожных перевозок продукции металлургии на дальние расстояния, в том числе экспортной металлопродукции через Дальневосточные порты.
Прозрачность тарифообразования и предсказуемость изменения тарифов создадут нормальные предпосылки для перспективного финансового и инвестиционного планирования деятельности предприятий отрасли.
Вы знаете, с 1 сентября в силу вступили новые Правила функционирования оптового и розничных рынков электроэнергии. Они ориентированы на эффективную работу рынков.
Вступил в фазу реализации эксперимент по биржевой торговле природным газом в рамках модели "5+5". Проведение эксперимента предусматривает улучшение доступа потребителей к газотранспортной системе России. Подписан приказ Минпромэнерго России по определению площадки для проведения торгов, первые торги прошли уже в ноябре).
Кроме этого, металлургические предприятия испытывают трудности, вызванные отсутствием или недостаточным развитием региональных инфраструктур для запуска новых проектов.
Поэтому крайне важно увязать планы вводов металлургических и энергетических, особенно сетевых, мощностей и возможности энергомашиностроения и строителей.
Одним из путей решения проблемы инфраструктурных ограничений является использование механизма Инвестиционного фонда.
Так, в настоящее время Правительственной комиссией по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение, одобрены два крупных инвестиционных проекта в металлургическом комплексе России. Первый инвестиционный проект - "Комплексное развитие Нижнего Приангарья" - предусматривает строительство ряда новых предприятий, в том числе алюминиевого завод мощностью 600 тыс. тонн в год. Реализация этого проекта напрямую зависит от развития и строительства новых инфраструктурных объектов, прежде всего достройки Богучанской ГЭС.
Целью второго инвестиционного проекта "Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области" является строительство в рамках государственно-частного партнерства железнодорожной инфраструктуры, необходимой для освоения крупных месторождений на юго-востоке Читинской области.
При этом финансирование освоения месторождений полиметаллических руд (Лугоканское, Култуминское, Быстринское и Бугдаинское) и строительство обогатительных комбинатов осуществляется исключительно за счет средств частного инвестора – ОАО "ГМК "Норильский Никель".
Необходимо и впредь стимулировать устранение инфраструктурных ограничений развития металлургической промышленности в новых промышленных регионах. (Наиболее перспективными регионами промышленного роста могут стать Приполярный Урал, Забайкалье, Кемеровская область, динамичное развитие которых будет практически полностью зависеть от развития соответствующей инфраструктуры).
Месторождения практически всех дефицитных видов минерального сырья в России имеются, но их запасы в новых экономических условиях хозяйствования не привлекательны для инвесторов. Критическая ситуация с геологоразведкой привела к тому, что отрабатываемые и списываемые с баланса запасов объемы руд не покрываются приростом запасов. Это ведет к неуклонному снижению рудно-сырьевого потенциала металлургии. За последние 10 лет детально не разведывались и не утверждены запасы ни по одному крупному месторождению твердых полезных ископаемых.
Действующая система платежей за право пользования недрами в целях поиска, оценки и разведки месторождений не стимулирует развитие геологических работ.
В связи с этим необходимо активизировать проведение геологоразведочных работ в рамках реализации "Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья".
В долгосрочной перспективе данная задача может быть решена, в том числе путем создания специальных налоговых условий для предприятий, инвестирующих средства в развитие рудно-сырьевой базы и освоение новых месторождений.
Кроме того, несовершенство практики начисления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) существенно – от 3 до 10 раз - повышает налоговую нагрузку на горнорудные предприятия и снижает их инвестиционные возможности. Главная причина - противоречивость в определении объекта налогообложения, которую необходимо устранить. Считаю, что вопрос администрирования НДПИ более важен для компаний, чем его дифференциация (Слайд 16). В протокольном решении ставится вопрос о дифференциации НДПИ, предлагаю внести пункт администрирования НДПИ, а этот более тонкий оставить на дальнейшее обсуждение.
Следует также сказать, что Минпромэнерго считает необходимым свое участие как в принятии решений по вовлечению в промышленное освоение месторождений полезных ископаемых (исходя их балансов производства и потребления), так и при формировании условий проведения торгов на предоставление прав на недропользование с учетом интересов российских производителей (сейчас это осуществляет единолично МПР) .
Инновационная политика в отрасли предполагает принятие мер, направленных на разработку приоритетных проектов и стимулирование внедрения новых техники, технологий и материалов.
В первую очередь это расширение государственного финансирования важнейших НИОКР и долевое участие в инновационных проектах, направленных на повышение конкурентоспособности отечественной металлургии в рамках существующих и вновь разрабатываемых целевых программ. При этом приоритетными являются направления и проекты, связанные с ресурсосбережением, организацией производства новых видов продукции, развитием производства изделий с более высокой добавленной стоимостью. К таким проектам, в частности, относятся производство труб большого диаметра нового поколения, рельсов с улучшенными показателями, производство листа с покрытиями, расширение номенклатуры и объемов производства редких и редкоземельных металлов, твердосплавной и полупроводниковой продукции, обеспечивающих потребности высокотехнологичных отраслей.
Министерство особое внимание уделяет созданию благоприятных условий для реализации инновационных проектов, имеющих особо важное государственное значение. К их числу относится, например, инновационный проект "Разработка и промышленное освоение технологии коррозионной защиты элементов металлоконструкций методом химико-термической модификации".
В сфере международной торговли российские металлурги имеют положительное сальдо торгового баланса (Слайд 17).
Оценивая перспективы расширения внутреннего спроса, следует признать, что защита российского рынка металлопродукции от недобросовестной конкуренции до сих пор является серьезной проблемой.
В 2005-2006 годах Минпромэнерго совместно с Минэкономразвития проводило работу по защите российских производителей металлопродукции на внутреннем рынке и созданию для них равных конкурентных условий.
Крайне важно, чтобы государство своевременно вводило обоснованные меры, направленные на защиту интересов российских металлургических предприятий от демпингового и субсидированного импорта. К сожалению, так происходит не всегда. Например, почти год назад было завершено антидемпинговое расследование в отношении импорта нержавеющего никельсодержащего плоского проката из стран-членов ЕС и рекомендовано ввести соответствующую антидемпинговую пошлину. Однако решение до сих пор не принято, а на территорию страны продолжает поступать демпинговый импорт из ЕС. В сложившейся ситуации Россия может полностью потерять отечественное производство нержавеющего проката.
Не все нас устраивает и в ситуации на внешних рынках.
Российские предприятия-экспортеры сталкиваются с прямым противодействием на мировых рынках высокотехнологичной металлопродукции. Нас фактически загоняют в нишу стран сырьевой специализации.
По состоянию на 1 октября 2006 года в отношении российской металлопродукции (горячекатаный и холоднокатаный лист, трубы, алюминий и др.) существует 38 ограничительных мер в 18 странах мира. (Среди них – ЕС, США, Турция, Австралия, Аргентина, Венесуэла, Мексика, Индия и ЮАР). Смешно сказать, но такие страны, как Мексика, Перу, Венесуэла, Аргентина, до сих пор не признали Россию страной с рыночной экономикой.
В Евросоюзе с июля 2006 года действует антидемпинговая пошлина на бесшовные трубы как результат расследования, проведенного на нерыночных принципах. Результат этого приведен на слайде (Слайд 18).
(При условии, что экспорт в ЕС данного вида продукции составлял свыше 260 тыс. тонн в год, такая пошлина, по сути, является запретительной и практически закрывает рынок ЕС для российских трубников.
По цветным металлам Евросоюз планирует ввести новые правила, в соответствии с которыми пошлина на алюминиевую продукцию повышенной готовности вырастет до 7,5% и это повлечет за собой сокращение российского экспорта в ЕС на 20-30%).
В связи с этим существует необходимость активно, на постоянной основе, проводить работу по пересмотру действующих дискриминационных защитных мер в отношении российских производителей со стороны стран-импортеров. Сегодня между собой конкурируют не столько компании, сколько государства. Поэтому важную роль в этой работе должны играть российские торговые представительства и посольства, а также межправкомиссии.
Необходимо использовать и другие формы и форумы для защиты наших интересов.
В настоящее время Минпромэнерго организует работу в рамках диалога Россия - ЕС по промышленной политике и предпринимательству и диалога АТЭС по цветным металлам.
В рамках сотрудничества Российской Федерации с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в частности, в работе Комитета по стали предполагается решение вопроса о предоставлении России статуса полноправного члена.
Хочу также отметить, что никакая модернизация невозможна без соответствующего развития человеческого капитала. Серьезной проблемой для металлургической промышленности в настоящее время является дефицит высококвалифицированных специалистов.
Еще одним важным вопросом для отрасли является разработка системы технического регулирования и стандартизации. В программу разработки технических регламентов сейчас включены 3 специальных "металлургических", я бы сказал, регламента. Я, однако, не исключаю, что придется внести некоторые коррективы при последующей ее доработке. Здесь работа совместно с металлургами еще впереди.
Отмечу, что при экспорте металлургической продукции в страны ЕС, АТЭС, Северной и Южной Америки российские металлурги несут двойные затраты на сертификацию своей продукции (сертификация для российского рынка и сертификация для товара производимого на экспорт).
Изменить ситуацию можно за счет организации взаимного признания результатов подтверждения соответствия между российскими и зарубежными аккредитованными органами по сертификации и лабораториями, занимающимися испытаниями продукции.
Это в первую очередь требует проведение большой работы по гармонизации технических норм, существующих в Российской Федерации, с международными стандартами. Мы сейчас готовы к такой работе, понимая ее долгосрочный характер и необходимый объем усилий государства и бизнеса.
Таким образом, предлагаемые основные меры по развитию металлургической промышленности направлены на:
Стимулирование структурных изменений в металлургическом комплексе с целью развития производств высокотехнологичной металлопродукции.
Устранение инфраструктурных ограничений.
Стимулирование инвестиционной и инновационной активности.
Устранение ресурсных ограничений.
Обеспечение спроса на внутреннем рынке.
Защита отечественных производителей на внешнем и внутреннем рынках.
Повышение конкурентоспособности металлопродукции.
Внедрение ресурсосберегающих и энергоэффективных технологий.
Кадровое обеспечение отрасли.
Реализация Плана мероприятий в 2007-2008 гг. создаст предпосылки дальнейшего динамичного развития отрасли и позволит к 2010 году достичь следующих результатов (Слайд 19):
развитие новых промышленных районов;
модернизация производства;
улучшение инвестиционного климата;
повышение конкурентоспособности;
улучшение экологической обстановки.
Реализация мер по развитию металлургической промышленности России не только повысит эффективность отрасли, но и положительно скажется на развитии металлопотребляющих отраслей, на формировании бюджетов всех уровней, социально-экономическом состоянии металлургических регионов и страны в целом.
Для получения текста "Презентация к докладу" (архив zip) нажмите здесь -- INFOLine, ИА (по материалам Министерства промышленности и энергетики)