Сергей Дарькин: "Масштабные стройки закладывают хорошую основу для будущего наших детей". "Дейта". 21 мая 2009
26.05.2009 - 12:46
В ближайшие годы в крае будут реализованы проекты, масштаб инвестиций которых превышает затраты на саммит АТЭС. Подробнее об этом рассказал губернатор Приморского края
- Сергей Михайлович, недавно вы были в Японии в составе делегации во главе с председателем правительства Владимиром Путиным. Во время визита, на пресс-конференции для японских СМИ, вы объявили журналистам о планируемых затратах на строительство нефтехимического комбината в Приморском крае - 14 миллиардов долларов. Эта цифра многих повергла в шок!
- Действительно, это крупнейший инвестиционный проект, который мы реализуем совместно с компанией "Роснефть". По данным компании на строительство комбината будет потрачено 14 миллиардов долларов США. Нефтехимический комбинат будет строиться в Находке, в две очереди. Первая очередь строительства начнется с сентября этого года и продлится до 2013 года, вторую очередь планируется начать в 2013 году и завершить к 2017 году. Строительства подобного комбината в нашей стране не было 40 лет. Создается производство, оснащенное самыми передовыми технологиями. Очень много компаний претендуют на участие в этом проекте, в том числе японская компания "Мицуи", южнокорейская компания "Самсунг". Новейшие технологии, внедренные на нефтехимическом комбинате, позволят производить высокорентабельные конкурентоспособные продукты. Причем не просто дизель, бензин или мазут, речь идет о создании химической продукции, например, для производства пластика, запчастей для автомобилей и других вещей.
Вокруг таких крупных производств, как правило, создается много предприятий малого и среднего бизнеса. Они производят продукцию на базе той продукции, которую выпускает химический комбинат. В итоге строительство нефтехимического комбината существенно скажется на развитии территории. Важно, что компания "Роснефть" ведет этот проект, заботясь о социальной защищенности строителей и работников будущего производства. Мэр Находки выделил в городе хорошие места для строительства жилья для сотрудников "Роснефти", строителей нефтехимического комбината. Кроме жилья будут построены детские сады, школы и другие объекты инфраструктуры.
Вообще я уже не раз заявлял, что размер инвестиций из федерального бюджета, бюджетов крупнейших государственных нефтяных и газовых компаний в экономику Приморского края до 2020 года составляет порядка трех триллионов рублей! Строительство нефтехимического комбината – это крупнейший и один из самых значимых для Приморского края проектов, но это не единственный наш масштабный проект. В реализации других проектов будут задействованы различные города Приморья. Планируется, что к 2020 году в экономику края будет инвестировано примерно 2 триллиона рублей, к 2030 году - минимум 3 триллиона рублей. К 2012 году рост валового регионального продукта увеличится в 1,5 раза, к 2020 году - в 4 раза. То есть мы будем получать зарплаты и пенсии в 4 раза больше.
- Очевидно, что эти проекты принесут значительную пользу экономике края, а что они дадут каждому жителю Приморья в ближайшем будущем?
- Инвестиции, которые пошли в край, позволили нам создать новые рабочие места. Кстати, на сегодня в Приморском крае на 1155 человек снизилось количество безработных. В целом экономика края стабилизировалась. Мы один из немногих субъектов РФ, где доходы в краевой бюджет увеличились на 2 процента. Чем увереннее чувствует себя наша экономика, тем больше средств мы можем тратить на социальные программы, поддержку пенсионеров. В этом конкретная польза для жителей края. Самое главное – масштабные стройки закладывают хорошую основу для будущего наших детей. Именно поэтому один из ключевых объектов подготовки к саммиту АТЭС – это Дальневосточный Федеральный Университет на острове Русский. Его открытие даст начало эре современнейшего, одного из лучших в мире, приморского образования. Выпускники Дальневосточного Федерального Университета смогут найти себе достойную работу не только на приморских предприятиях, но и в компаниях с мировыми именами. К 2012 году будут построены Дальневосточный Федеральный Университет и жилье для студентов и преподавателей. В дальнейшем планируется сделать здесь хорошую рекреационную зону для жителей всего Дальнего Востока.
- Сергей Михайлович, как вы считаете, федеральный центр удовлетворен ходом подготовки к саммиту АТЭС?
- Итоги моей встречи с председателем правительства Владимиром Путиным и визита в наш край Сергея Степашина показали, что федеральный центр вполне устраивает ход подготовки объектов к саммиту. Сейчас мы ведем около 40 строек. Начали реконструкцию аэродрома. Будет построено новое здание аэровокзала, серьезная сеть автомобильных дорог. Мы все-таки рассчитываем, что удастся осуществить строительство дороги Де Фриз – Патрокл, она может снять проблему пробок во Владивостоке. Что касается развития города, то решением президента России Дмитрия Анатольевича Медведева будет выделено дополнительно 10 миллиардов рублей на обустройство Владивостока. В первую очередь, начнем реконструкцию дорог в центральной части города. Причем будем строить бетонные дороги. Такие дороги не смываются тайфунами и прослужат долгие годы.
В рамках подготовки к саммиту АТЭС во Владивостоке будут построены очистные сооружения. Это огромная, технически сложная инженерная работа. Кроме того, будет рекультивирована свалка на Горностае. Рассматривается вопрос строительства завода по утилизации мусора. Будет построена нитка водовода для обеспечения дополнительной безопасности подачи воды в городе, Пушкинская депрессия, высокотехнологичный медицинский центр, пятизвездочные гостиницы и, конечно, мосты. Как видите, мост через бухту Золотой Рог активно строится. Этот мост свяжет Первомайский район с центром города. Мы не оставляем мысли о строительстве театра оперы и балета, его можно было бы разместить на мысе Чуркин.
- Сергей Михайлович, как вы думаете, почему только сейчас удалось воплотить мечту о строительстве моста на остров Русский?
- В этом колоссальная заслуга первых лиц государства. Вместе с тем, объективно изменилась экономическая ситуация в стране: Россия начинает более активно выходить на мировые рынки, меняется ее роль в геополитике. Сегодня наша страна проявляет большой интерес к развитию отношений с азиатскими странами. Государства Азии развиваются очень бурно. Китай, Индия – в 21 веке они в числе стран-лидеров по темпам экономического роста. Все это позволяет нашей стране рассматривать Владивосток и все Приморье, как точку роста России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Предыдущий год и начало этого были непростыми для Приморья - проблемы, связанные с финансовым кризисом, непростое решение по повышению пошлин на автомобили… По поводу последнего, как вы знаете, принято решение правительства о начале строительства автомобильного завода в Приморском крае, это будет серьезное производство конкурентоспособных автомобилей. Хочется, чтобы у людей было право выбора, были перспективы. Такие перспективы мы создаем. Мы видим: правительство понимает, что кроме экономики надо создавать инфраструктуру, чтобы люди оставались жить и работать в Приморском крае, чтобы дети могли получить здесь хорошее образование и потом устроиться на хорошую работу, чтобы было комфортное жилье, чтобы авиабилеты были доступными. Как бы тяжело сегодня не было, у нас есть шанс вывести Приморье на новую высоту. В целом край проходит финансовый кризис мягко. Конечно, кризисные явления еще оказывают влияние на экономику края. Есть семьи, которых кризис просто поверг в шок. Очень печально, что это коснулось приморцев. Но в других регионах России людей, пострадавших от финансового кризиса, гораздо больше.
- У нас особенно трудная ситуация сложилась в Светлогорье. Какие меры по выходу из этой ситуации сейчас принимает администрация края?
- В Светлогорье, к сожалению, кризис просто выявил те стратегические проблемы, которые уже были. Эти проблемы связаны, в первую очередь, с плохим менеджментом предприятия. Фактически его собственники не занимались предприятием. Администрация края не имела права вмешиваться в деятельность "Русского вольфрама", мы и сейчас не сильно вмешиваемся в его работу. Вместе с тем, нам пришлось решать проблемы предприятия: оказана материальная помощь работникам, деятельность собственника находится под строгим контролем. Мы заставляем его заниматься предприятием, а по большому счету это неправильно. Собственник должен быть эффективным! У "Русского вольфрама" есть ряд проблем, которые еще надо решать. Надеюсь, что в ближайшее время предприятие заработает на полную мощь. Кроме того, в Светлогорье планируется создание двух лесоперерабатывающих предприятий и производство современного оборудования. Это позволит создать в поселке новые рабочие места. Мы уже создали 49 новых рабочих мест на общественных работах.
Повторюсь: я считаю, что проблема Светлогорья в менеджерах, которые там руководили. Вот в Красноармейском районе есть горно-рудное предприятие "Восток", там руда добывается уже в шахте (это более дорогой способ добычи) и сама фабрика более старая, но работает! Предприятие успешно продает вольфрам на мировом рынке. Кроме того, здесь создано новое производство по лесопереработке. Вот это - "Восток". Предприятие располагается в таком же поселке, как и Светлогорье, но его руководство не только грамотно занимается организацией работы предприятия, но и заботится о социальной инфраструктуре поселка. Взяли шефство над школой, котельной, есть профилакторий для рабочих. Вот два предприятия, два разных подхода. Конечно, мы будем восстанавливать нормальную работу "Русского вольфрама", стабилизировать жизнь в поселке, но я считаю, что влияние государства на частный сектор экономики должно быть минимальным.
- Сергей Михайлович, в Комсомольск-на-Амуре вы принимали участие в совещании, которое проводил Владимир Владимирович Путин. Известно, что есть планы по созданию в Приморье кластера по судостроению и судоремонту. В каком состоянии этот проект?
- Создана объединенная судостроительная корпорация, в нее входит центр судостроения, все военные судоремонтные заводы, которые располагаются на территории края, "Звезда", "Дальзавод". Это такой мощный кластер, который создало государство. Проблема в том, что у этих предприятий маленькая загрузка. Объективно, у нас уменьшился флот, в первую очередь, военно-морской флот, и объемы судоремонта упали. Похожая ситуация с ремонтом судов рыбного и торгового флота. Сегодня главная задача объединенной судостроительной корпорации – это формировании заказов для предприятий кластера. Кроме этого, правительство, Министерство промышленности и торговли поддерживают идею создания в Приморье современной судостроительной верфи для строительства крупнотоннажного флота. В том числе танкеров для перевозки газа, нефти и других специализированных судов высокого класса. Сейчас ведутся переговоры с Южной Кореей, Сингапуром о создании такой верфи. Правительство намерено инвестировать деньги в ее строительство. На базе какого завода это будет осуществлено - решит разработчик проекта.
Мне приятно, что правительство готово усилить финансирование нашего флота, в первую очередь, Тихоокеанского флота. Флот сможет больше средств тратить на ремонт судов, это приведет к большей загруженности судоремонтных предприятий. К сожалению, еще есть вопросы по отработке механизма взаимодействия Министерства обороны и объединенной судостроительной корпорации, связанные с оплатой госзаказов на ремонт. Из-за этого работники заводов не получают зарплату. Обращаю внимание, что причина задержек - задолженность Министерства обороны за выполненные заказы или задержка авансов за заказы. Задолженности краевого бюджета перед предприятиями и рабочими у нас нет. Во время совещания в Комсомольске-на-Амуре заместитель министра обороны пообещал мне, что в ближайшее время они выплатят зарплаты работникам приморских номерных заводов. Эта проблема известна правительству, надеюсь, в ближайшее время ее удастся решить. В крае задолженность по зарплатам составляет 80 миллионов рублей. Сумма большая, но по сравнению с общей суммой зарплат - это меньше полпроцента. То есть в этом вопросе мы навели порядок и будем в дальнейшем контролировать своевременную выплату зарплаты.
- Давайте поговорим о другой важной теме – предоставлении субсидий дальневосточникам на авиаперелеты. С 15 мая начали продавать льготные авиабилеты. На ваш взгляд, принятое правительством решение эффективно?
- Напомню приморцам, что когда партия "Единая Россия" шла на выборы, мы брали на себя два обязательства: уменьшить стоимость авиаперелетов до европейской части России и повысить пенсии. Сначала о первом. Правительство впервые выделило деньги на субсидирование авиаперелетов для жителей Приморского края. На это будет потрачено 2 миллиарда рублей. Этих средств хватит примерно на 57 тысяч билетов. Стоимость льготного билета - 7 тысяч рублей из Владивостока до Москвы. Это в два раза меньше обычной стоимости билета. Пока выбрано всего 30 процентов льготных билетов. Думаю, необходимо выходить в правительство с предложением о дальнейшем расширении возрастов, которые могут пользоваться такой льготой. Мы ведем постоянную работу с авиакомпаниями по уменьшению стоимости перелетов в центр России. Благодаря тому, что авиакомпании обновляют авиационную технику, снижается стоимость тарифа – это нормальные конкурентные методы борьбы за тарифы. "Владивосток Авиа" получил аэробус 330, и "Аэрофлот" тоже поставил на линию "Владивосток – Москва" аэробус 330. Вот такой и должна быть конкуренция!
- А что касается повышения пенсий?
- К следующему году правительство пообещало на 50 процентов повысить пенсии для жителей Приморского края. Кроме того, планируется увеличение дотации из краевого бюджета для пенсионеров края. Это решение связано с ростом краевых доходов. Я считаю, что пенсионеры – одни из самых социально незащищенных людей. Пенсии, к сожалению, не покрывают всех расходов, которые необходимы для нормальной жизни. Как губернатор я буду стараться сделать все, чтобы облегчить жизнь наших пенсионеров. Помимо этого мы будем увеличивать дотации жилищно-коммунальному хозяйству, чтобы тарифы на услуги ЖКХ не росли так быстро, как это происходит сейчас.
Мы рассчитываем, что газификация края также приведет к снижению тарифов. Мы рассчитываем, что строительство нефтехимического комбината обеспечит край дешевым мазутом, и это тоже скажется на размере тарифов. Хотя у нас тариф для населения по электроэнергии - самый низкий на Дальнем Востоке. Причем, он дешевый, не потому, что его сдерживает власть, это экономически обоснованное решение.
- Сергей Михайлович, по информации, прошедшей в СМИ, Владимир Владимирович Путин предложил новую схему газификации Приморья. Вы не могли бы рассказать об этом подробнее?
- Мы подписываем соглашение на подготовку проекта строительства магистрального газопровода "Сахалин – Владивосток – остров Русский". В мае-июне начнется строительство ветки от Хабаровска до Владивостока. Остальную инфраструктуру мы будем создавать сами – проводить газификацию приморских городов, районов, поселков. Будем газифицировать весь край. С этого начнется другая экономика Приморья. В крае планируется построить завод по сжиженному газу, гелиевый завод, завод по сжатию газа и нефтехимический комбинат. За этим стоят новые рабочие места, современнейшие технологии, возможности развития малого и среднего бизнеса вокруг кластера. Мощный кластер газохимии будет работать, в том числе, для рынков Китая, Японии, Южной Кореи. Как мне кажется, самая большая проблема в том, что приморцы не привыкли пользоваться газом, но и эту проблему мы решим.
- Напоследок такой вопрос: вы как-то говорили, что сложная экономическая ситуация - это хороший шанс для приморских производителей продуктов питания.
- Это традиционная для нас отрасль производства, которую мы всегда будем развивать и поддерживать. В этом году из краевого бюджета на нужды сельского хозяйства будет выделено около 675 миллионов рублей. Примерно 4 копейки на рубль производимой продукции мы отдаем предприятию, причем прямому производителю продукции. Это очень важно. Успешно работают краевые программы "Квартира молодой семье на селе", "Сельский дом", это тоже помощь сельским жителям, и эту работу мы продолжим. Строительство клубов, спортивных сооружений на селе, модернизация и строительство школ - нужно стремиться устроить быт на селе, чтобы люди могли не только много работать, но и комфортно жить. -- Дейта