Основные направления деятельности металлургических компаний стран ЮВА в Латинской Америке. "СОГРА ". 8 мая 2008
12.05.2008 - 11:55
В последнее время в странах Юго-Восточной Азии (ЮВА) наблюдается продолжительный рост спроса на сырье, в том числе на промышленные металлы. Особую нехватку ресурсов испытывают китайские металлурги, которые проявляют интерес к сырьевым проектам, расположенным на территории Латинской Америки. По оценкам SOGRA, данный регион уже давно привлекает внимание крупнейших мировых инвесторов, т.к. в нем имеются крупные запасы природных ресурсов, в т.ч. неосвоенных, эксплуатация которых может принести существенную прибыль. А китайские компании не смущает даже необходимость фрахта металлургического сырья через Тихий океан.
Экспансию в регион китайские игроки считают естественным направлением развития своего бизнеса, несмотря на ожидаемую долгосрочность экономической отдачи от данного процесса. Основу интереса китайцев в Латинской Америке составляет медь. Например, руководство Chinalco озабочено необходимостью устойчивого и продолжительного обеспечения своих плавильных установок большим количеством руды, неважно из какой страны и как скоро. Данная позиция соответствует официальной политике Пекина, который оценивает нехватку медных ресурсов как препятствие динамичному развитию промышленности страны. Политики и предприниматели Поднебесной озабочены тем фактом, что в течение 2008 г. в стране вероятно замедление темпов производства меди до 3,8-3,9 млн. т. Этот процесс может развиваться на фоне 6%-го роста ее потребления до 4,74 млн. т, а в 2009 г. – уже на 7% до 5,07 млн. т, что будет стимулировать дальнейшее увеличение импорта металла в Китай и соседние страны ЮВА из Латинской Америки и освоение ее ресурсов азиатскими компаниями.
Так, в Мексике в начале 2008 г. крупнейший производитель никеля китайская Jinchuan Group Ltd выкупила у канадской Tyler Resources Inc крупное медное месторождение. В предыдущем году китайским металлургам также удалось заключить несколько значительных сделок. Например, в декабре 2007 г. Minmetals и Jiangxi Copper приобрели канадскую компанию Northern Peru Copper Corp за $450 млн., а в июне Aluminum Corp of China (Chinalco) согласилась заплатить $790 млн. за Peru Copper, которой принадлежит медный проект Toromocho в Перу. Последний в 2011-2012 гг. может стать одним из самых крупных месторождений в стране. Кроме того, на территории Перу вероятна активизация деятельности добывающей BioSigma (СП Codelco и японской Nippon Mining & Metals), которая совместно с японским университетом Keio планирует внедрение в производство биотехнологии выщелачивания, позволяющей в 2010 г. довести выпуск меди до 100 тыс. т в год.
В Чили в последние годы заметно активизировалось медное партнерство с китайцами по ряду проектов, в т.ч. ведется совместная добыча руды.
Необходимо отметить, что в данной отрасли интересы сторон носят обоюдный характер. Так, крупнейшая в мире медная компания, чилийская Codelco, сообщила о намерении создать с китайцами совместное предприятие с целью строительства медно-очистительного комбината в КНР, но пока этот проект находится лишь в начальной стадии разработки.
Другим активным игроком на латиноамериканском медном рынке является Южная Корея, которая, в частности, намерена вложить порядка $276 млн. в полиметаллический проект El Boleo компании Baja Mining, расположенный в мексиканском штате Baja California. Консорциум корейских компаний во главе с государственным предприятием Korea Resources уже приобрел 30% акций шахты, обязавшись в последующем инвестировать в Baja до $991 млн.
А в Боливии корейская Kores в октябре 2007 г. заключила с местной государственной компанией Comibol соглашение о переоценке запасов месторождений Umacoya и Viscachani, принадлежащих Corocoro. Данный актив является крупнейшим на территории Боливии, так как предварительно его ресурсный потенциал был оценен в 15 млн. т меди. Проект требует вложения $200 млн., что предусматривает строительство добывающего комплекса и завода рафинирования.
Кроме рынка меди, компании ЮВА и Латинской Америки активно взаимодействуют в железорудном бизнесе. Согласно прогнозам SOGRA, к 2020 г. на долю Поднебесной будет приходиться более 35% общемирового потребления ЖРС. Для удовлетворения потребностей Китая бразильский добывающий гигант компания Vale, например, намерена на 10% увеличить экспорт железной руды - до 100 млн. т в год. Так же руководство бразильского предприятия заявило о желании провести раунд переговоров о строительстве нескольких комбинатов по производству окатышей в Китае.
В Бразилии, на юго-востоке страны, Vale совместно с Baosteel может реализовать проект ГОК на недавно обнаруженном месторождении в районе Bahia в штате Espirito Santo. В штате Minas Gerais, в свою очередь, японская Nippon Steel Group планирует довести производительность своих активов до 29 млн. т руды в год.
В Перу китайско-перуанское СП Shougang Hierro Peru намерено вложить более $500 млн. в местное производство с целью выхода первоначально на годовую мощность 8 млн. т руды, а затем до 13 млн. т руды. Сырье планируется поставлять на новые местные ГОК и комбинат по окомкованию концентратов. Кроме того, с 2007 года китайцы рассматривают возможность инвестиций в добычу железа в горном районе Zapla, где расположена шахта, законсервированная еще в начале 90-х годов прошлого века.
В Боливии наибольшую активность в железорудном бизнесе проявляют игроки из Индии. Например, Jindal Steel & Power достигла договоренности с местным правительством о совместной реализации к 2009 году проекта производства на базе шахты Mutun (запасы 40 млрд. т) железорудного концентрата, а также окатышей (10 млн. тг.) и губчатого железа (1,7-6 млн. тг.) с целью экспорта в Индию. Jindal получила право контроля 50% в добывающем проекте в течение ближайших 20 лет. В рамках развития инфраструктуры актива на реке Парагвай до 2010 г. предполагается завершить строительство порта Puerto Busch.
К другим продуктам интересов игроков из ЮВА в Латинской Америке относятся: свинец, цинк, олово, алюминий, хром, кобальт, металлы платиновой группы, стронций, калий и бор. Удовлетворение потребности в них до 2010 года Пекин считает возможным, главным образом, за счет импортного сырья. Предполагается, что развитию добывающих проектов китайцами будет способствовать строительство железной дороги через Чили до Тихого океана, а экспорт добытого минерала будет осуществляться именно по этому направлению.
Таким образом, оценивая влияние игроков из стран ЮВА на латиноамериканский металлургический рынок, можно сделать вывод о лидирующей позиции Китая, которому "в затылок ему дышат" Корея и Индия. Лидерство Поднебесной в мировой металлургии и глобальный авторитет латиноамериканских игроков с учетом регионального сырьевого потенциала позволяют считать Латинскую Америку одним из мировых центров развития ГМК. Деятельность партнеров в регионе концентрируется в медной и железорудной отраслях. -- СОГРА