Хотеть не вредно. "Укррудпром (Украина)". 24 марта 2008
27.03.2008 - 19:26
В индийском штате Орисса может появиться еще один металлургический гигант. Корпорация Navyng Group и правительство штата подписали меморандум, объектом которого стал проект меткомбината мощностью 12 млн. тонн в год и стоимостью около 8,5 млрд. долларов.
Ранее, в начале марта, Navyng, занимающаяся выпуском цемента, стройматериалов, транспортными перевозками и имеющий ряд предприятий пищевой промышленности, подписала аналогичный меморандум о строительстве в районе городка Астхаранга в устье реки Деви современного морского порта, в который корпорация хочет вложить немногим менее 5 млрд. долларов. Собственно, по соседству с этим портом и планируется разместить металлургический комбинат.
Ранее о намерении построить в богатой железорудным сырьем Ориссе меткомбинаты на 12 млн. тонн в год объявляли компании Posco, Arcelor Mittal и Jindal Steel . При этом совокупная мощность всех четырех заводов (48 млн. тонн в год) практически равна совокупному объему производства стали в Индии в 2007 году (48,8 млн. тонн). Правда, Индия печально славится медлительностью и нерасторопностью своей бюрократии, так что не известно, сколько комбинатов в реальности будет построено, и когда.
Очевидно, гораздо более реальные шансы на воплощение своих планов имеют китайские компании Baosteel и Wuhan Iron & Steel , получившие согласие Национальной комиссии по развитию и реформам (NDRC) на строительство двух интегрированных меткомбинатов мощностью по 10 млн. тонн в год в провинции Гундун на юге страны. При этом Baosteel взяла на себя обязательство приобрести двух небольших производителей стали в этой провинции — Shaoguan Iron and Steel Group and Guangzhou Iron and Steel Group. Предполагается, что новый владелец модернизирует либо закроет устаревшее предприятие Shaoguan и прекратит выплавку стали в Гуанчжоу. Wuhan Steel, со своей стороны, приобретет еще одну местную фирму — Liuzhou Iron and Steel Group — и также остановит там сталеплавильное производство.
В целом NDRC увязывает строительство двух современных интегрированных меткомбинатов на юге страны, испытывающем нехватку высококачественного плоского проката, с выводом из строя 10 млн. тонн в год устаревших металлургических мощностей в провинции Гуандун и еще 9,1 млн. тонн — в соседней провинции Гуанси. Таким образом, как отмечают государственные чиновники, общий объем производства стали в регионе практически не изменится, но произойдет замена старых неэффективных производств современными.
А в Северной Америке "героем" прошлой недели стала российская компания "Северсталь", поддержавшая почин соотечественников из Evraz Group, в середине марта выкупивших в шведской SSAB канадскую Ipsco. "Северсталь" за 810 млн. долларов приобрела завод Sparrows Point в Балтиморе, выставленный на продажу группой Arcelor Mitall согласно постановлению антимонопольных органов США, посчитавших позиции группы на национальном рынке белой жести слишком сильными и потребовавшими избавиться от одного из производителей данной продукции.
В прошлом году Sparrows Point едва не был приобретен за 1,35 млрд. долларов международным консорциумом, в состав которого входила, в частности, и украинская группа "Индустриальный союз Донбасса", но сделка не состоялась, так как покупатели не смогли предоставить финансовых гарантий. Характерно, что "Северсталь" предложила существенно более низкую цену за предприятие, что говорит об общей тенденции падения стоимости американских металлургических активов, очевидно, из-за экономического спада в США (Evraz тоже купил Ipsco почти вдвое дешевле, чем заплатила за него в начале 2007 года SSAB).
С покупкой Sparrows Point американское подразделение "Северстали" доводит свой объем производства стали до около 6 млн. тонн в год, что выводит компанию на шестое-седьмое место в США по данному показателю.
Новые рубежи
На мировом рынке стали не прекращается подъем цен. При этом котировки приближаются к новым рубежам: стоимость полуфабрикатов вплотную подходит к 900 долларам за тонну C&F, а для длинномерного и плоского проката точкой отсчета становится рубеж в 1000 доллаза тонну C&F.
На рынке заготовок "горячей точкой" остается Вьетнам. Местные компании скупают полуфабрикаты, где только возможно, стоимость продукции достигла на прошлой неделе 850-880 долларов за тонну C&F, в начале апреля ожидается 900 долларов за тонну. При этом больше всего взвинчивают цены именно поставщики из стран Восточной и Юго-Восточной Азии, столкнувшиеся с новым скачком на рынке металлолома. На Ближнем Востоке цены пока ниже, но турецкие экспортеры уже ставят вопрос о повышении цен на заготовки до более 800 долларов за тонну FOB.
В последнее время пошел вверх и спрос на слябы. Металлургические компании из СНГ отмечают очень большой объем заказов из Европы. Еще в середине марта цены на российские и украинские слябы составляли порядка 700-750 долларов за тонну FOB, но теперь некоторые компании уже планируют подорожание до 800 долларов за тонну FOB. В Восточной Азии продукция из СНГ предлагается по 830-860 долларов за тонну C&F, бразильская — до 870 долларов за тонну C&F. Пока что эти цены с точки зрения местных прокатчиков считаются слишком высокими.
В принципе, цены на горячий прокат в азиатском регионе отличаются большим разнообразием. Японские интегрированные компании предлагают горячий прокат с поставкой во втором квартале по 800 долларов за тонну FOB, хотя Tokyo Steel Manufacturing, использующая в качестве сырья резко подорожавший в последнее время металлолом (до 50 тыс. иен за тонну и более с доставкой на завод), установила на апрель котировки на аналогичную продукцию на уровне около 1000 долларов за тонну.
Корейские компании считают неприемлемо высокими цены, предлагаемые китайскими компаниями, — 840-870 долларов за тонну C&F для горячекатаных рулонов, однако вскоре покупателям, похоже, придется пойти на уступки. Корейская металлургическая корпорация Posco объявила о 17%-ном повышении цен на плоский прокат в апреле, а некоторые китайские экспортеры предлагают горячекатаные рулоны по 900 долларов за тонну FOB по майским контрактам.
Впрочем, в ценовом отношении Азия отстает от других регионов. Турецкая Erdemir в апреле собирается продавать горячий прокат в Европу по 940-950 долларов за тонну FOB, в странах ЕС цены на внутреннем рынке приблизились к 600 евро за тонну ex-works. В США верхним пределом пока остаются 770-780 долларов за короткую тонну (907 кг) ex-works в западной части страны, при этом апрельские и даже майские предложения пока ограничены 800 долларами за короткую тонну ex-works.
Зато на рынке длинномерного проката катанка и сорт в США уже вышли в интервал 830-920 долларов за короткую тонну ex-works. Отстает только арматура, которую предлагают по 750-760 долларов за короткую тонну по апрельским контрактам.
В Европе и на Ближнем Востоке арматура, наоборот, в цене. Турецкие компании экспортируют свою продукцию в ЕС по 970-980 долларов за тонну C&F, и этот уровень используют в качестве ориентира европейские производители. В зоне Персидского залива турецкая арматура также предлагается по 980 долларов за тонну C&F по майским контрактам.
Блокада
Австралийская газета Sydney Morning Herald подняла настоящую бурю в мировых СМИ, сообщив 18 марта, что китайские власти в целях давления на австралийских поставщиков железной руды BHP Billiton и Rio Tinto запретили покупку сырья от этих компаний на спотовом рынке. По данным газеты, такой запрет действует с 1 января и уже обошелся BHP Billiton примерно в 300 млн. австралийских долларов.
Китайская металлургическая ассоциация CISA на спешно созванной пресс-конференции опровергла факт блокады, однако представитель CISA заявил, что "несправедливо, когда некие поставщики, с одной стороны, говорят, что не могут выполнить свои обязательства по долгосрочным контрактам, а, с другой — стремятся отправлять больше продукции на прибыльный спотовый рынок". Так что, судя по всему, информация Sydney Morning Herald, ссылающаяся на источники в компаниях — экспортерах руды, достаточно близка к истине.
Требования BHP Billiton и Rio Tinto о более высоком повышении цен на их сырье, чем согласованный с бразильской компании Vale рост на 65-71%, вызывают возмущение со стороны азиатских металлургов. Японские сталелитейные компании, ведущие свои переговоры с поставщиками руды параллельно с китайцами, сообщили, что очередной раунд завершился безрезультатно: стороны не смогли достичь компромисса.
Аргументы металлургов базируются на том, что повышение или понижение цен на ЖРС по годовым контрактам всегда одинаково для всех участников рынка; эта система существует в неизменном виде около 40 лет. Однако австралийцы чувствуют себя обделенными, ведь на предлагаемых импортерами условиях их руда будет стоить в Китае около 120 долларов за тонну CIF, тогда как аналогичная по качеству бразильская — более 155 долларов за тонну CIF, а цены на спотовом рынке и вовсе достигают 190-200 долларов за тонну CIF. Ранее Rio Tinto заявляла о намерении в этом году увеличить спотовые поставки до 15 млн. тонн против 4,5 млн. тонн в 2007 году. Кроме того, руководство компании даже утверждало, что при отказе потребителей от заключения годовых контрактов на его условиях Rio Tinto вообще перейдет на спотовые продажи. В таком случае понятно и стремление китайцев максимально затруднить реализацию этого варианта.
Между тем на мировом рынке железной руды произошло новое событие, весьма неблагоприятное для импортеров. Vale подписала первый контракт на поставку окатышей итальянской компании Ilva, в котором предусмотрен рост цен сразу на 86,67% по сравнению с 2007-2008 финансовым годом. Стоимость материала при этом возрастет до около 2,2 доллара за 1% железа в окатышах, что примерно соответствует 147-148 долларов за тонну FOB Тубарао. -- Укррудпром (Украина)