ФЦ "Линвест": Белорецкий металлургический комбинат: Один из наиболее дешевых входов на растущий рынок метизов.
27.06.2007 - 11:18
Состояние отрасли
В последнее время в экономике России наметились тенденции к переходу от сырьевой основы роста к промышленной, подразумевающей развитие таких секторов как металлургия, строительство, машиностроение. Причем на фоне 6-7% ожидаемого роста ВВП РФ в ближайшие несколько лет динамика указанных секторов может оказаться более впечатляющей (около 10-12%).
В связи с интенсивной экспансией производителей китайской продукции, в том числе черной металлургии, на мировые рынки наиболее привлекательными с точки зрения инвестиций могут оказаться российские предприятия, ориентированные на внутренний спрос с возможностью быстро подстраиваться под возникающие потребности экономики.
П о оценкам ассоциации Промметиз по итогам 2006 г. объем производства метизов в России вырос на 15% и составил 2,5 млн. т. В 2007 г. темпы роста, по всей видимости, сохранятся на таком же уровн е, а в после д ую щие несколько лет по на шим оце нка м м ог ут снизиться до 8-10%. При этом в последние годы также наметилась тенденция к сокращению импорта металлических изделий (11% в 2006 г. по оц енка м а сс оциации Пр омметиз ). Что об ус л овлен о ка к ростом производства в России, так и повышением качества выпускаемой продукции.
Характеристика предприятия
Белорецкий металлургический комбинат входит в вертикально-интегрированный холдинг Мечел и занимается производством метизов и проката, широко применяемых в строительстве и машиностроении. Выпуск метизов в общем объеме выручки по итогам 2006 г. составил 70%. Компания является значимым игроком на российском рынке метизов с долей около 8%. Благодаря вхождению в крупный металлургический холдинг, компания имеет стабильный источник сырья в лице Челябинского металлургического завода, поставляющего до 80% от необходимого комбинату объема. Экспорт продукции БМК составляет в среднем не более 30%.
Производственные и финансовые показатели компании в последние несколько лет имеют тенденцию к улучшению, что связано как с ростом мировых цен на стальной прокат и катанку, так и с существенным увеличением спроса на продукцию комбината (табл.1).
Как следует из приведенной таблицы выручка комбината в последние два завершенных года росла в среднем на 7%, в то время как прибыль за этот же период увеличивалась на 60% в год, хотя рентабельность продаж практически не изменялась, составляя 8,6% в год. Основной финансовой проблемой предприятия пока остается большой объем обязательств, в том числе кредиторская задолженность. Хотя и в этом направлении в последние годы произошли существенные улучшения. В частности доля собственного капитала в пассиве баланса выросла с 10% в 2003 г. до 39% по итогам 2006 г, а в 1 кв. 2007 г. достигла 41%.
Оценка стоимости компании
Оценка стоимости акций комбината осуществлялась сравнительным подходом. В качестве аналогов были выбраны предприятия, которых сам БМК считает наиболее серьезными конкурентами: Северсталь, Магнитогорский металлургический комбинат, Нижнетагильский металлургический комбинат и Оскольский электрометаллургический комбинат. При этом из оценки был исключен м ультипликатор P/BV (ММК), как существенно выделяющийся из массива (табл.2).
Перспективы
В ближайшие несколько лет рост производства Белорецкого металлургического комбината по консервативным прогнозам будет составлять 5-6% в год в связи с увеличением мирового спроса на прокат и метизы. При этом по планам руководства ожидается, что в 2010 г. БМК будет производить около 500 тыс. тонн метизов. Для этого в настоящее время на предприятии реализуется широкомасштабная программа по обновлению и модернизации мощностей, на которую в 2007 г. планируется потратить около $30 млн.
Н аиболее существенным риском для развития предприятия в ближайшем будущем является возможное вступление России в ВТО, что усилит конкуренцию среди металлургических компаний, при том, что доля эксп орта в выручк е БМК, как было отмечен о, достига ет всег о 30%. Вместе с т ем, реализ уемая в настоящее время программа повышения качества и ассортимента выпускаемой продукции способна в существенной степени нивелировать этот риск.