Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 01.12.2014

О торгово-экономическом сотрудничестве между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран.

01.12.2014 - 16:20
По данным ФТС России, в 2013 году товарооборот между Россией и Ираном сократился на 31,5% по сравнению с 2012 годом и составил 1,59 млрд. долл. США, в том числе экспорт из России в Иран снизился на 38,6% и составил 1,16 млрд. долл. США, российский импорт из Ирана вырос на 1% до 429,9 млн. долл. США.

Доля Ирана во внешнеторговом обороте России в 2013 г. составила 0,19%.

В 2013 году в российском экспорте в Иран преобладали поставки металлов и изделий из них – 31,9% (372,9 млн. долл. США, 631,9 тыс. т.), продовольственных товаров и сельхозсырья – 30,8% (360,8 млн. долл. США, 1 211,3 тыс. т.), древесины и целлюлозно-бумажных изделий – 18,4% (214,7 млн. долл. США,

496,7 тыс. т.), машин и оборудования – 11,1% (129,2 млн. долл. США, 17,5 тыс. т.), минеральных продуктов – 5,1% (59,4 млн. долл. США, 206,3 тыс. т.) и продукции химической промышленности – 2,3% (26,8 млн. долл. США, 9,2 тыс. т.).

Основными товарами российского импорта из Ирана были продовольственные товары и сельхозсырье – 70,2% (301,2 млн. долл. США, 221,2 тыс. т.), химическая продукция – 11,7% (50,4 млн. долл. США, 28,9 тыс. т.), минеральные продукты – 11,3% (48,7 млн. долл. США, 690,3 тыс. т.) и машинное оборудование и транспортные средства – 1,7% (7,4 млн. долл. США, 2,7 тыс. т.).

В январе - сентябре 2014 г. основную долю российского экспорта составляли товарные группы «продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье» - 42,5% (402,4 млн. долл. США), «металлы и изделия из них» - 32,6% (307,8 млн. долл. США), «древесина и целлюлозно-бумажные изделия» - 13,5% (127,2 млн. долл. США), и «машинное оборудование и транспортные средства» – 7,3% (69,3 млн. долл. США), при этом основную долю импорта составили товарные группы «продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье» - 70,7% (179,7 млн. долл. США), «минеральные продукты» - 13,3% (33,9 млн. долл. США), «продукция химической промышленности» - 10,5% (26,7 млн. долл. США) и «машины, оборудование, транспортные средства» - 1,6 % (4,1 млн. долл. США).

Механизмы углубления межгосударственного сотрудничества

Основной механизм межправительственного взаимодействия России и Ирана – Постоянная Российско-Иранская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству (МПК).

24 сентября 2012 г. распоряжением Правительства Российской Федерации Министр энергетики Российской Федерации А.В. Новак был утвержден председателем Российской части Постоянной Российско-Иранской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Председатель Иранской части МПК – Министр нефти ИРИ Б.Н.Зангане.

В рамках МПК на постоянной основе действует восемь отраслевых рабочих групп: по содействию развитию торговли, энергетике, финансово-банковскому сотрудничеству, транспорту, межрегиональному сотрудничеству, космосу, промышленности и группа по вопросам водного хозяйства.

11 апреля 2013 г. в г. Тегеране прошло второе заседание рабочей группы по финансово-банковскому сотрудничеству.

В период с 12 по 13 августа 2013 года в Тегеране состоялось очередное заседание рабочей группы по энергетике.

В период с 28 по 29 апреля 2014 года в Тегеране прошло очередное заседание рабочей группы по вопросам водного хозяйства.

С 25 по 26 августа 2014 года состоялось заседание рабочей группы по транспорту.

В начале сентября 2014 года в Пятигорске прошло заседание рабочей группы по межрегиональному сотрудничеству.

В период с 8 по 9 сентября в Тегеране состоялось одиннадцатое заседание Постоянной Российско-Иранской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.

В состав российской делегации вошли представители более 50 российских компаний. В ходе заседания Комиссии сторонами были рассмотрены вопросы по активизации и расширению взаимодействия в нефтегазовой сфере, электроэнергетике, промышленности, транспорте, банковской сфере, сельском хозяйстве, научно-техническом сотрудничестве, в области водного хозяйства, космоса и связи, здравоохранения, образования и науки.

В ходе заседания были организованы переговоры таких российских компаний как ООО «Стройтрансгаз – Инжиниринг», ОАО «Объединенные машиностроительные заводы» (Группа Уралмаш – Ижорские заводы», ОАО «НПК «Уралвагонзавод», ОАО «Ростсельмаш», «Концерн «Тракторные заводы», «КАМАЗ», «УАЗ», «Группа ГАЗ» и Объединенная авиастроительная корпорация с заинтересованными иранскими организациями и компаниями.

На полях заседания Комиссии были подписаны следующие документы:

Соглашение о сотрудничестве между «ВО «Технопомэкспорт» и иранской компанией «ТАВАНИР», предусматривающее детальную проработку и подготовку контрактов по строительству 10 и модернизации 2 энергоблоков, в том числе расширение ТЭС «Шахид Монтазери», строительство 4-х блоков новой ТЭС в Бандар-Аббасе и др.;

предконтрактное Соглашение между ЗАО «Русбурмаш» и Организацией развития и модернизации рудников и горнорудной промышленности Ирана (ИМИДРО) о выполнении российской компанией геологоразведочных работ на участке «Сирджан – Фариаб» (стоимость контракта – свыше 100 млн. долл. США);

Меморандум о взаимопонимании между ЗАО «Роснефтегазстрой» и иранской компанией «NPC International» по сотрудничеству относительно строительства нефтехимического завода в провинции Хормозган.

Помимо этого в рамках заседания Комиссии был проведен российско-иранский бизнес-форум, в работе которого приняло участие более 400 бизнесменов с обеих сторон. Была проведена презентация ряда российских компаний. Были достигнуты договоренности о придании бизнес-форуму регулярного характера.

Перспективные направления сотрудничества

Наиболее активным на настоящий момент является сотрудничество в сфере энергетики. 14 июля 2010 г. в ходе визита Министра нефти Ирана Масуда Мирказеми в Москву подписана «дорожная карта» ирано-российского сотрудничества в области энергетики на ближайшие 30 лет. В ней предусматривается обмен техническими ноу-хау, технологиями и опытом в добыче нефти и газа, переработке углеводородов, проведении геолого-разведочных работ. В ходе заседания в 2013 г. Совместной рабочей группы по сотрудничеству в области нефти и газа была актуализирована «Дорожная карта».

Дальнейшее расширение двустороннего сотрудничества тормозится международным давлением на Иран в виде экономических санкций со стороны ООН, США и ЕС с целью побудить эту страну прекратить работы по ядерной программе.

К концу 2011 года США и ЕС договорились о введении против ИРИ гораздо более жестких рестрикций по сравнению с теми, что предусмотрены соответствующими резолюциями СБ ООН по двум направлениям: во-первых, запрет для ЕС на импорт и торговлю иранской нефтью и нефтепродуктами, который вступил в силу в середине 2012 года и, во-вторых, санкции против финансового сектора Ирана, в частности, против Центробанка ИРИ. Санкции против финансовых институтов Ирана являются более важными, так как направлены вообще на предотвращение ведения бизнеса с этой страной.

Под запрет попали инвестиции в иранский нефтегазовый сектор, торговля оборудованием для его нужд, продажа и любые формы передачи технологий очистки нефти и сжижения газа. США ввели запрет на деловые операции собственных финансовых структур с банками Ирана, а 30 декабря 2011 г. президент США подписал законодательный акт, предусматривающий аналогичные меры для иностранных банков.

Сложившаяся ситуация вокруг Ирана, угрозы применения санкций к компаниям, инвестирующим в нефтегазовый сектор, не только затруднили инвестиционное сотрудничество, но и вынудила некоторые российские компании пересмотреть планы своей деятельности на иранском рынке.

В этой связи можно отметить проект разработки участков «Азар» и «Шангуле», расположенных на блоке «Анаран» с запасами до 5-6 миллиардов баррелей нефти. Геологоразведка велась с 2003 года российской нефтяной компанией «Лукойл» и Norsk Hydro. Однако из-за введения экономических санкций против Ирана это сотрудничество приостановилось, и в 2010 году компания ушла с иранского рынка. Тогда же меморандум о сотрудничестве в области разработки месторождений «Азар» и «Шангуле» подписали ОАО «Газпромнефть» и Национальная иранская нефтяная компания (НИНК). Планировалось, что российская компания в дальнейшем получит четверть акций в проекте. По аналогичным причинам участие

ОАО «Газпромнефть» в проекте было прекращено уже во второй половине 2011 г.

Сложившийся режим санкций является причиной настороженности российских коммерческих банков в отношении сотрудничества с Ираном. При оценке рисков сотрудничества российские банки преимущественно обращаются к международным рейтинговым агентствам и консалтинговым фирмам, потенциально негативно настроенным в отношении Ирана.

В настоящее время многие российские экспортеры столкнулись с проблемой осуществления платежей за поставленную в Иран продукцию. Платежи через иранские банки, включенные в санкционные списки Совбеза ООН, Госдепартамента США и Евросоюза, не производятся. В отношении других банков введена практика длительной проверки документов на предмет поставки в Иран запрещенной санкциями продукции. При сумме платежа свыше 40 тыс. евро процедура проверки обязательна и занимает около двух недель.

В настоящее время значительная часть внешнеторговых расчетов осуществляется через банки Турции и ОАЭ. Активно используются каналы наличного оборота денежных средств.

Для решения проблемы финансовых расчетов между Россией и Ираном необходимо создать финансовый институт, который будет обладать достаточными ресурсами и возможностями для осуществления как безналичных расчетов, так и наличных. При этом данный финансовый институт должен осуществлять расчеты в национальных валютах и валютах третьих стран за исключением доллара США и евро.

Несмотря на существующие трудности в июле 2013 года между Россией и Ираном был подписан контракт на поставку первой партии в количестве 2000 штук легковых автомобилей «Lada». Вместе с тем, реализация проекта столкнулась с рядом трудностей, связанных с особенностями процедуры сертификации и относительно высокой стоимостью российских автомобилей по сравнению с конкурентами. По состоянию на данный момент планируется, что реализация основных вех проекта, а именно начало экспортных поставок в Иран начнется в первой половине 2014 года.

10 сентября 2013 года ОАО «Ростелеком» совместно с иранской компанией «TIC» запустили в эксплуатацию оптоволоконную магистраль EPEG (Europe-Persia Express Gateway) пропускной способностью 3,2 Тбит/с, общей протяженностью - 10 тыс. км, что позволит расширить спектр услуг по транзиту трафика в ближневосточный регион.

Также активное участие по выходу на иранский рынок предпринимают такие крупные российские компании как ОАО «Зарубежнефть», ОАО «РЖД», ОАО «ВО «Технопромэкспорт», ОАО «ИНТЕР РАО», ОАО «Силовые машины» и другие. -- INFOLine, ИА (по материалам Министерства экономического развития)

Новости по этой теме

В Новости
 

ГЕОГРАФИЯ:


ОТРАСЛИ:


Всего новостей  157168

ГОД:
МЕСЯЦ:
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
2
3
8
9
10
16
17
24
30
31

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>