Экспертное мнение: Перспективы спроса на стометровые рельсы в России. "Институт проблем естественных монополий". 25 сентября 2014
26.09.2014 - 11:02
На сегодняшний день основным потребителем рельсовой продукции в России является ОАО "РЖД". В 2013 г. объём заказа компании составил 950 тыс. т рельсов, из которых 20% или 190 тыс. т составили стометровые рельсы производства японской Nippon Steel. В 2014 г. объём заказов компании составит 830 тыс. т рельсов.
Первоочередной сферой применения стометровых рельсов в нашей стране являются железнодорожные магистрали с высокоскоростным движением, в частности, такие направления, как Москва – Санкт-Петербург и Санкт-Петербург – Хельсинки. Однако этим область применения новых рельсов не ограничивается.
Согласно инвестиционной программе ОАО "РЖД" на 2014-2016 гг. объём средств, выделенных на инфраструктурные проекты, составит 780,3 млрд руб., в том числе 418,2 млрд руб. на реализацию проектов, связанных с выполнением поручений Правительства Российской Федерации, и 362,1 млрд руб. на "собственные" проекты ОАО "РЖД" по снятию инфраструктурных ограничений.
В рамках данных проектов планируется глубокая модернизация железнодорожных магистралей по наиболее загруженным ключевым направлениям. В частности, речь идёт о таких проектах, как модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, комплексное развитие участка Междуреченск – Тайшет Красноярской железной дороги, комплексная реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива.
Кроме того, потребность в высокоскоростных рельсах резко возрастёт в случае реализации проекта строительства высокоскоростной магистрали Москва – Казань протяжённостью 770 км
Целесообразность использования стометровых рельсов обусловлена повышенной прочностью, ударной вязкостью и увеличенным межремонтным ресурсом новой продукции. Несмотря на более высокую цену (50-55 тыс. руб. за т против 40,5 тыс. руб. за т) по отношению к рельсам 25-метровым, использование 100-метровых рельсов позволит ОАО "РЖД" реже проводить замену рельсового полотна, сократить издержки на содержание инфраструктуры и повысить безопасность железнодорожных перевозок в условиях реализации программы развития тяжеловесного движения и увеличения веса поездных формирований.
Закупка японских рельсов для модернизации инфраструктуры между Москвой и Санкт-Петербургом при организации высокоскоростного движения была для ОАО "РЖД" вынужденной мерой, так как производства аналогичной продукции на территории России не существовало. Освоение же производства стометровых рельсов на мощностях ООО "ЕвразХолдинг" позволит снизить издержки ОАО "РЖД" на приобретение рельсовой продукции примерно на 30% при сохранении уровня качества продукции. -- Институт проблем естественных монополий