Metaldaily.ru :: Ежедневные новости металлургии
Новости металлургии 
   
Metaldaily.ru/Новости - 26.08.2014

Текущие проблемы и ожидания металлургической промышленности Польши и Венгрии.

26.08.2014 - 16:06
Когда-то процветавшие металлургические отрасли Польши и Венгрии сегодня все еще пытаются выйти из глубокой рецессии. И если у поляков имеются шансы на стабилизацию, то в венгерском сталелитейном секторе дела обстоят гораздо хуже.

Польские надежды

"Золотые времена" польской металлургии, когда в Польше производилось 16-17 млн. т стали в год, а именно столько выплавлялось в стране в 80-е годы, давно прошли. Сегодня эти показатели гораздо скромнее: с середины 90-х объем выплавки только однажды, в 2007 году, превысил отметку в 10 млн. т, но затем выпуск стальной продукции просел до 7,13 млн. т в 2009 году, а к 2013-тому восстановился лишь до 7,95 млн. т.

Итоги первой половины текущего года вселяют в польских металлургов больше оптимизма. Экономика страны постепенно выходит из кризиса (темпы роста ВВП в 2014 году, по предварительным прогнозам, должны составить около 2,5-3%), а потребление стали хоть и медленно, но все же растет. В текущем году, по оценкам польской Ассоциации производителей стали (PSA), оно должно увеличиться до 10,5 млн. т против 10,3 млн. т в прошлом году, а в следующем – достигнуть 11 млн. т.

"Мы прогнозируем, что после 2015 года темпы роста потребления стальной продукции в Польше будут составлять около 2-3% в год, и к 2025 году спрос может составить 13,5-13,8 млн. т", – говорит председатель PSA Штефан Дзениак. По его словам, увеличению потребностей в металле способствует рост инвестиций в новые инфраструктурные проекты, причем, большая часть этих денег поступает по линии различных европейских фондов и программ. Производство стали в стране тоже растет: в январе-июле текущего года в Польше было выплавлено 4,87 млн. т стали, на 5,0% больше, чем за тот же период прошлого года.

Польша является одним из крупнейших производителей и экспортеров коксующегося угля в Европе. По данным Штефана Дзениака, в прошлом году производство этого материала в Польше составило 9,2 млн. т (рост в годовом исчислении на 5%), а его потребление – 2,8 млн. т (+13%). Национальные мощности по добыче коксующегося угла загружены в настоящее время на 90%. В прошлом году Польша экспортировала 6,6 млн. т угля, на 3% больше, чем годом ранее. Крупнейшими покупателями этого сырья являются Германия, Австрия, Румыния, Чехия и Италия.

По оценкам аналитиков, дальнейшее развитие металлургической промышленности Польши сдерживает ряд факторов, среди которых акциз (налог) на электричество (отсутствующий в других странах ЕС), трудности с получением сертификатов на добычу энергоресурсов, а также дефицит средств для борьбы с так называемой "парниковой миграцией".

"В прошлом году Еврокомиссией был разработан и принят документ под названием "План действий по защите и развитию металлургии ЕС". На его основе составлен аналогичные планы для национальных сталелитейных отраслей в Испании, Италии и Великобритании. В Польше же пока лишь только принято решение о начале работы по подготовке подобного плана действий. Эту работу необходимо ускорить и принять такую программу незамедлительно", – говорит Штефан Дзениак.

Он указывает, что внедрение новой энергетической и климатической политики ЕС грозит польским металлургам существенным ростом затрат. С одной стороны, это обусловлено необходимостью обновления устаревшего оборудования на большинстве заводов для снижения выбросов углекислого газа, а с другой, расходы на электроэнергию могут существенно увеличиться ввиду невозможности диверсификации энергоресурсов.

Около 60% стали в Польше выплавляется конвертерным способом, и для снижения выбросов углекислого газа в соответствии с требованиями ЕС потребуется широкомасштабная модернизация производства. Кроме того, использование угля в качестве основного источника энергии стало причиной того, что в Польше выбросы СО2 в среднем на 50% превышают показатель в других странах ЕС. Следовательно, для заводов, выплавляющих электросталь, выполнение новых норм Еврокомиссии грозит ростом цен на электроэнергию.

Несмотря на то, что доля затрат на электроэнергию в общей себестоимости стальной продукции относительно невелика, польские металлурги крайне обеспокоены темпами ее удорожания при внедрении новых экологических стандартов ЕС. В таких условиях, как полагают местные аналитики, требование безоговорочно следовать политике Брюсселя может подтолкнуть национальные сталелитейные компании к размещению производства вне Евросоюза.

Лидером металлургической промышленности Польши является, бесспорно, компания Arcelor Mittal Poland, появившаяся после приобретения в марте 2004 года Лакшми Митталом сталелитейного завода Polskie Huty Stali. На сегодняшний день это крупнейший интегрированный производитель стальной продукции в Польше, который выплавляет порядка 70% металла в стране. В состав компании входят четыре завода в Домброве, Кракове, Сосновице и Светохловице, выпускающие около 6,5 млн. т плоского и длинномерного проката в год для строительной, горнодобывающей, автомобилестроительной, транспортной и машиностроительной отраслей, а также крупнейшее в Европе предприятие по выпуску кокса ZK Zdzieszowice. По данным руководства Arcelor Mittal Poland, в последнее десятилетие корпорация инвестировала более $1,6 млрд. в модернизацию своих заводов в Польше.

В настоящее время Arcelor Mittal Poland реализует новую инвестиционную программу в размере около $100 млн. по модернизации производства. Так, на коксовом заводе в Кракове предусматривается до конца текущего года ввести в эксплуатацию новую установку очистки коксового газа, что даст возможность улучшить защиту окружающей среды, снизить энергопотребление и уменьшить вредные выбросы в атмосферу.

В рамках данной программы модернизации в апреле текущего года Arcelor Mittal Poland провела официальную церемонию открытия нового прокатного стана по производству длинных рельсов в городе Домброва Гурнича. Теперь это предприятие входит в тройку заводов в мире, способных производить 120 метровые рельсы. До последнего времени на этом предприятии производились только 30 метровые рельсы; реализация проекта стоимостью $46 млн. даст возможность повысить эффективность модернизации железнодорожной инфраструктуры ЕС. Arcelor Mittal Poland уже договорилась о поставке немецкой компании Deutsche Bahn по 129 тыс. т рельсов в 2014 и 2015 годах.

Куда хуже обстоят дела на металлургическом предприятии Huta Czestochowa, принадлежащем "Индустриальному союзу Донбасса" (ИСД), который заплатил в 2005 году за него $380 млн. Huta Czestochowa в свое время являлась ведущим в стране производителем горячекатаного толстого листа (мощность листопрокатного производства – 960 тыс. т). Эта продукция поставляется, главным образом, на судостроительные предприятия страны, в частности, на Гданьскую судоверфь, которая также принадлежит украинским инвесторам.

Сегодня приобретение Huta Czestochowa "Индустриальным союзом Донбасса" уже не выглядит выгодной сделкой. В 2012 году Huta Czestochowa функционировала на 50% от своих мощностей, производя по 60-70 тыс. т стальной продукции в месяц. В 2013 году этот показатель снизился до 40-50 тыс. т. Но и это еще не дно.

В случае реструктуризации предприятия, как ее задумала сейчас ISD Polska, на комбинате фактически останется только линия прокатки толстого листа из украинского полуфабриката, т.е. мощности будут сведены до уровня узкопрофильного завода среднего уровня. В ISD Polska считают, что только в таком урезанном формате Huta Czestochowa, возможно, станет безубыточной. Тем более что от ее прежнего целостного комплекса и так уже мало что осталось. После приватизации комбинат постепенно потерял коксохимическое, трубное производство и в значительной мере – производство стальных конструкций. Судьба же оставшихся объектов Huta Czestochowa, в частности, прокатного цеха зависит от двух факторов: во-первых, удастся ли полюбовно разойтись с профсоюзами по социальному пакету и сокращению штата и, во-вторых, получит ли Huta Czestochowa крупный контракт в рамках проекта "Южный поток"? На Huta Czestochowa рассчитывают, что нынешние российские совладельцы корпорации "ИСД" поспособствуют им в получении такого контракта. Другое дело, что со строительством самого "Южного потока" пока еще далеко не все понятно.

Венгерский кризис

Если в Польше перспективы выхода национальной металлургической промышленности из рецессии выглядят относительно обнадеживающими, то в венгерской металлургии ситуация продолжает оставаться критической. После наметившегося было восстановления отрасли в 2010-2011 годах с января 2012 года кривая производства металла в стране вновь резко пошла вниз. В 2013 году в стране было выплавлено всего 883 тыс. т стали по сравнению с 1,54 млн. т в 2012 году. Впрочем, по данным за первые семь месяцев 2014 года рост производства составил 12,6%.

В секторе листового проката страна продолжает оставаться нетто-экспортером, а в секторе длинномерного проката и труб – нетто-импортером. Доля импортного проката на рынке составляет в целом 50-60%, в том числе плоского проката – 37-47%, а сортового – 72-82%. При этом, на экспорт приходится порядка 60-70% стальной продукции, выпускаемой в стране.

Более 95% стали в Венгрии выплавляется кислородно-конвертерным способом, остальная часть – в электродуговых печах. Крупнейшими и, по сути, единственным производителем стали и проката в стране является принадлежащий корпорации "Индустриальный Союз Донбасса" металлургический комбинат ISD Dunaferr. Это компания полного цикла, имеет собственный коксохимический завод (ISD Kokszolo) производительностью 1 млн. т, а также доменные (1,3 млн. т), сталеплавильные (1,4 млн. т в год) и листопрокатные (1,7 млн. т) мощности. В составе Dunaferr работает фирма Lorinci – крупнейший в Венгрии производитель толстого листа с мощностями 150 тыс. т в год.

До последнего времени ситуация на ISD Dunaferr оставалась достаточно сложной из-за уменьшения спроса на сталь в Европе, падения темпов экономического развития на континенте и долгового кризиса в еврозоне. В кризисный и посткризисный периоды комбинат функционировал лишь на 60-70% от своей производительности вследствие существенного ухудшения конъюнктуры рынков ЕС, а его руководство регулярно заявляло о намерениях пойти на серьезные сокращения персонала.

В настоящее время практически все объемы производимой продукции ISD Dunaferr реализует на рынки Восточной и Западной Европы: в Чехию, Польшу, Словакию, а также Италию и Германию. При этом, компания занимает на европейском рынке нижний ценовой сегмент, конкурируя со словацкой U.S. Steel Kosice и итальянскими поставщиками.

По оценкам экспертов, ежемесячная выплавка слябов на ISD Dunaferr составляет порядка 40-45 тыс. т, а недостающую продукцию в объеме до 100 тыс. т в месяц предприятию до недавнего времени поставлял Алчевский металлургический комбинат. Впрочем, сейчас эти поставки приостановились на неопределенный срок (равно как и на польский завод Huta Czestochowa), так что руководство ISD Dunaferr рассматривает возможность увеличения выплавки стали на собственных мощностях.

В 2014 году комбинат планирует завершить модернизацию стана горячей прокатки, начатую еще в 2006 году. Этот инвестиционный проект стоимостью $29 млн. предусматривает увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью (высокопрочной стали для кузовов автомобилей), расширение мощности стана примерно на 20% и снижение производственных затрат. По словам представителя ISD Dunaferr, данный "проект является частью долгосрочной стратегии, цель которой превратить ISD Dunaferr в одного из ключевых поставщиком качественной стальной продукции для автомобильной промышленности в Европе". -- Русмет



Новости по этой теме

В Новости
 

ПЕРСОНЫ:

ПРЕДПРИЯТИЯ:

ГЕОГРАФИЯ:

ПРОДУКЦИЯ:

ОТРАСЛИ:

Всего новостей  111813

ГОД:
МЕСЯЦ:
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
 


Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS



Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>