Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 05.04.2007

Выступление заместителя директора Департамента экономического анализа и перспективного планирования Минпромэнерго России Владимира Никитаева на VI Конгрессе обогатителей СНГ.

05.04.2007 - 18:09
Позвольте мне от имени Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации приветствовать ваш Конгресс и пожелать вам насыщенной, плодотворной работы.

Я представляю Департамент экономического анализа и перспективного планирования, и потому посвящу свое выступление, главным образом, вопросу "работы с будущим", вопросу, стоящему сегодня в числе первых пунктов повестки дня Правительства и, соответственно, находит свое выражение в тех поручениях, которые оно дает министерствам.

Долгое время, примерно до конца 90-х годов, российские власти были заняты решением вопросов, касающихся скорее того, что досталось нам от прошлого, чем того, что ожидает страну в долгосрочной перспективе, полагая, что рыночная экономика сама решит, в конечном счете, все вопросы. Однако к 2003-2004 году, когда удалось достичь относительной макроэкономической стабильности, предельно очевидным стал тот факт, что без участия государства в решении ключевых задач инфраструктурного, инвестиционного и инновационного характера отечественная промышленность не сможет выйти на необходимый уровень конкурентоспособности. Не сможет обеспечить свою конкурентоспособность не только на внешнем, но и на внутреннем рынке.

Потребовался переход от вынужденной ориентации на решение задач преимущественно текущего, узкоотраслевого характера, к стратегическому государственному управлению реальным сектором, отвечающему как рыночным условиям, так и условиям, диктуемым интеграцией России в мировое хозяйство.

Не сразу, но был найден эффективный инструментарий, позволяющий в рамках наших национальных интересов сочетать частную инициативу, частный бизнес с современными методами госрегулирования рынков. Одним из основных инструментов новой промышленной политики стали стратегии и концепции развития основных промышленных комплексов и меры по их реализации. Стратегии рассчитаны на горизонт в 10-15 и более лет, в них определяются основные проблемы и ограничения отраслевого развития, цели и задачи по их достижению, формулируются меры и механизмы, указываются основные результаты их реализации. В настоящее время приняты и действуют Энергетическая стратегия на период до 2020 года, Стратегия развития авиационной промышленности на период до 2015 года, Стратегия развития и реформирования судостроительной промышленности до 2030 года, одобрена Стратегия развития электронной промышленности до 2025 года, ведется разработка Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года и ряд других. Во вторник на расширенной коллегии Минпромэнерго с участием первого вице-премьера С.Б.Иванова обсуждалась Стратегия развития транспортного машиностроения. Естественно, что реализовать в полной мере данные стратегии удастся только при совместных усилиях власти и бизнеса, а это, в свою очередь, зависит от достигнутой в ходе разработки степени согласованности соответствующих "образов будущего".

В ноябре прошлого года Правительство, заслушав доклад Минпромэнерго о металлургической промышленности, приняло решение разработать стратегию развития металлургической промышленности на период до 2015 года и доработать проект плана первоочередных мероприятий на 2007-2008 годы. В частности, предписано обратить особое внимание на стимулирование инвестиционной деятельности, создание условий для устранения инфраструктурных ограничений развития металлургии и совершенствование администрирования налога на добычу полезных ископаемых в отношении руд черных и цветных металлов.

В настоящее время завершается доработка и согласование проекта стратегии и плана мероприятий, и до конца текущего квартала они будут представлены в аппарат Правительства Российской Федерации. Разумеется, это только начало большой, многолетней работы всей отрасли.

Большое внимание в Стратегии уделено горно-обогатительной промышленности, поскольку, в силу специфики российской сырьевой базы, от развития первого передела в существенной степени зависит конкурентоспособность многих видов продукции и металлургического комплекса в целом.

Ряд действий в улучшении ситуации с добычей и обогащением сырья уже предприняты. В отношении проблемы инфраструктурных ограничений одним из путей решения служит использование механизма Инвестиционного фонда. Правительственной комиссией по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение, одобрены два крупных инвестиционных проекта в металлургическом комплексе России. Первый инвестиционный проект - "Комплексное развитие Нижнего Приангарья" - предусматривает как строительство ряда новых промышленных предприятий (в частности, алюминиевого завода), так и развитие и строительства новых инфраструктурных объектов (прежде всего достройки Богучанской ГЭС).

В рамках второго инвестиционного проекта - "Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области" также реализуются принципы стратегического государственно-частного партнерства: государственное финансирование строительства железнодорожной инфраструктуры, необходимой для освоения крупных месторождений на юго-востоке Читинской области, и частное финансирование, за счет средств ОАО "ГМК "Норильский Никель", освоения месторождений полиметаллических руд и строительство обогатительных комбинатов.

Минпромэнерго и дальше готово поддерживать участие проектов, призванных повысить рудно-сырьевой потенциал металлургии, в конкурсе на получение средств Инвестфонда.

В своем докладе Правительству Минпромэнерго заострило внимание на критической ситуации с геологоразведкой, суть которой в том, что отрабатываемые и списываемые с баланса запасов объемы руд не покрываются приростом запасов. К сожалению, действующая система платежей за право пользования недрами в целях поиска, оценки и разведки месторождений не стимулирует развитие геологических работ. В связи с этим было предложено активизировать проведение геологоразведочных работ в рамках реализации "Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья".

В долгосрочной же перспективе решению данной задачи будет способствовать создание специальных налоговых условий для предприятий, инвестирующих средства в развитие рудно-сырьевой базы и освоение новых месторождений.

Неоднократно отмечалось несовершенство практики начисления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), вследствие которой существенно - от 3 до 10 раз - неправомерно возросла налоговая нагрузка на горнорудные предприятия. Согласно статье 336 НК РФ объектом налогообложения признаются "полезные ископаемые", добытые из недр". Однако, начиная с 2005 года, налоговые органы отдельных регионов вместо законного объекта налогообложения - извлеченной из недр железной руды, в качестве добытого полезного ископаемого предписывают налогоплательщикам считать продукты переработки (обогащения) добытой руды - железорудные концентраты, сохраняя при этом налоговую ставку, установленную для сырой руды. Кроме того, налог на добычу полезных ископаемых не учитывает различие географических, горно-геологических, экономических и иных условий разработки месторождений полезных ископаемых.

Правительство услышало нашу озабоченность и поручило исправить ситуацию. В настоящее время Министерство разрабатывает и согласовывает соответствующие предложения.

Еще одним серьезным сдерживающим фактором развития отрасли в настоящее время является недостаточная конкурентоспособность ряда видов продукции, вызванная устаревшим технологическим уровнем производства и его структурой. По оценкам, на предприятиях комплекса только около половины применяемых технологий соответствует лучшим зарубежным аналогам.

Не приходится сомневаться в том, что без ускоренного массированного инновационно-технологического развития решить эту проблему не удастся. Очевидно также, что и здесь наиболее эффективными инструментами окажутся такие, которые, подобно стратегиям развития отраслей, опираются на "общее видение" перспектив всеми заинтересованными сторонами: правительством, компаниями, научными и инженерными организациями.

Методом выработки такого видения служит т.н. "форсайт" ("предвидение"), включающий в себя долгосрочное технологическое прогнозирование, разработку сценариев, опрос экспертов по методу Дельфи и другие методы, позволяющие достичь видения альтернативных путей развития и обеспечить консенсус заинтересованных сторон (государство, бизнес, наука) относительно тех технологий, реализация которых будет иметь наибольший социально-экономический эффект. В целом можно сказать, что форсайт - это не столько предсказание будущего, сколько его создание уже сегодняшними своими действиями.

Форсайт может проводиться на международном, национальном (отраслевом), региональном и корпоративном уровне. Практика форсайта широко используется в Европе, начиная с 90-х годов прошлого века (в том числе по металлургии). И не только европейские страны - Япония проводит форсайт уже более трех десятилетий, Китай - десять лет; ЮНИДО продвигает технологический форсайт в Латинской Америке и других странах.

Коротко говоря, в форсайте важны:

широта участия тех, кто вовлечен во все звенья инновационной цепочки, включая потребителей продукции новых технологий, и особенно - тех, кто принимает решения;

формирование структуры регулярной коммуникации по вопросам инноваций и управления технологическим развитием;

генерирование максимально полного набора сценариев будущего, выявление альтернативных траекторий развития и повышение готовности к непредвиденным обстоятельствам (по-настоящему новое - всегда случается неожиданно);

выработка экспертного знания, способного обеспечить достижение широкого консенсуса, приятие эффективных решений и стратегических обязательств;

определение новых областей исследований и разработок.

Следует заметить, что форсайт не заменяет прогнозирование, стратегическое планирование или проектирование - каждая деятельность играет свою роль и во многих случаях они дополняют и поддерживают друг друга.

В настоящее время Минпромэнерго силами своего Экспертного клуба организует и проводит форсайт по ряду отраслей, включая металлургию. Создана рабочая группа, определен список новых технологий, способных оказать заметное влияние на конкурентоспособность российских производителей, составлена анкета с двумя группами вопросов: о социально-экономическом эффекте и о реализуемости в России тех или иных технологий в разных временных горизонтах. Анкета размещена на сайте Минпромэнерго в разделе экспертного клуба, и я приглашаю вас принять участие в анкетировании. На основе анализа анкет будет проведена работа экспертных групп и разработаны различные сценарии развития событий на перспективу до 2020 года, выбраны наиболее приемлемые для российского металлургического комплекса и страны в целом. Эти сценарии лягут в основу, с одной стороны, программы НИОКР, а с другой - станут основанием для выработки спектра мер, способствующих реализации наилучших для России сценариев.

В заключение хочу выразить уверенность в том, что форсайт может стать эффективным инструментом инновационной политики. Конечно, при том условии, что мы все - власть, наука и бизнес - приложим к нему свои руки и голову. -- INFOLine, ИА (по материалам Министерства промышленности и энергетики)

Новости по этой теме

В Новости

Всего новостей  157173

ГОД:
МЕСЯЦ:
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
2
3
8
9
10
16
17
24
30
31

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>