Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 15.04.2014

Владимир Городецкий выступил с докладом об инвестиционном климате и инвестиционной политике Новосибирской области.

15.04.2014 - 12:01
Выступление временного исполняющего обязанности Губернатора состоялось в рамках заседания Совета по инвестициям Новосибирской области.

В докладе говорится:

"Уважаемые коллеги, члены Совета, приглашённые!

Сегодня мы собрались с вами, чтобы определить основной вектор развития инвестиционной политики на текущий год. Обращение с инвестиционным посланием к предпринимательскому сообществу и органам власти Новосибирской области должно стать традицией. Это требование Стандарта. Это не только отчёт о достигнутых результатах в реализации инвестиционной политики, но и комплексная информация о планируемых мерах по улучшению инвестиционного климата на нашей территории.

В настоящее время в экономике России наблюдается сложная ситуация, отягощённая геополитическими факторами. Рост рисков и резкие колебания сегодня курса рубля приводят к усилению оттока капитала из страны. В текущем году, по оценкам Минэкономразвития России, ожидается уход из экономики страны более 150 миллиардов долларов. С начала года зафиксирован крайне слабый рост валового внутреннего продукта, который, по прогнозам, составит к концу года не более полутора процентов. По данным Росстата, основа экономики — инвестиции — в январе-феврале 2014 года снизились на 5% в годовом выражении. Таковы сегодняшние реалии, таковы тенденции.

В этих условиях Правительство Новосибирской области особенно внимательно подходит к вопросам поддержания благоприятного инвестиционного климата в регионе. Мы должны показать инвесторам, что, несмотря на сложные макроэкономические тенденции, в нашей области реализуется активная политика поддержки проектов, направленных на создание новых и модернизацию существующих производств, технологий. Мы открыты любым инициативам и начинаниям, которые приводят к социально-экономическому развитию региона, к увеличению эффективности бизнеса и росту благосостояния граждан.

По оценкам различных рейтинговых агентств, Новосибирская область по инвестиционному потенциалу входит в число первых тридцати субъектов Российской Федерации. В 2013 году инвестиции в основной капитал составили 174 миллиарда рублей, таким образом, регион занял достаточно высокое 23-е место в России и 3-е место в Сибирском федеральном округе после Красноярского края и Кемеровской области.

Однако мы не можем отметить стабильность положительной динамики инвестиций. То, что в кризисные годы, было снижение, это понятно. Я имею в виду кризисный период 2008-2009 годов. Нам достаточно быстро удалось его преодолеть, и в 2011 году экономика региона вышла на максимальный за посткризисный период номинальный показатель прироста инвестиций — в 21,8%. Однако последующие годы были отмечены снижением темпов: в 2012 году — до 15,6%, а в 2013 году — до уровня 7,8%. Такая тенденция требует анализа причин, выработки дополнительных мер, адекватных складывающейся ситуации.

Не удовлетворят нас и показатель инвестиций на душу населения: в 2013 году он составил 64,2 тысячи рублей, что примерно в полтора раза ниже среднего уровня по России. По этому показателю мы занимаем 44-е место в России и только седьмое место в нашем федеральном округе.

Наша задача на ближайшие годы — преодолеть тенденцию к падению темпов роста инвестиций и выйти на устойчивые показатели роста не менее 15% в год. В текущих экономических условиях и с учётом растущей конкуренции между регионами за инвестиционные ресурсы это непростая задача. Мы понимаем, что пришло время формировать новые подходы к инвестиционной политике области. Необходимо создать устойчивый образ стабильного региона, успешного в привлечении инвестиций. Причём инвестиций, связанных не с сырьевым сектором, а прежде всего с человеческим капиталом. И это наша совместная задача — власти, бизнеса и общества! Но, поверьте, это наше явное преимущество перед другими территориями.

В решении этой задачи на органы власти субъекта выпадает особая зона ответственности — формирование региональной инвестиционной политики, создание широкого набора конкретных мер и механизмов стимулирования и поддержки инвестиционной деятельности. В настоящее время инвестиционная деятельность регулируется Законом Новосибирской области от 14 апреля 2007 года "О государственном регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Новосибирской области".

В 2013 году поддержка инвестиционной деятельности в сфере реального сектора экономики была предоставлена двадцати трём проектам на сумму 575,5 миллиона рублей. Из них чуть более 500 миллионов — налоговые льготы, остальные средства предоставлялись в виде субсидий. Государственные гарантии получили три организации на общую сумму 630 миллионов рублей. При этом поступления в консолидированный бюджет Новосибирской области от проектов, которым предоставляется господдержка, превысили 2,5 миллиарда рублей. Таким образом, 1 рубль государственной поддержки обеспечил поступление 4 рублей 40 копеек в бюджет области.

В области действует Совет по инвестициям Новосибирской области, который зарекомендовал себя эффективной платформой для взаимодействия власти и бизнеса. За 2013 год проведено 3 заседания Совета, на которых одобрено 16 проектов общей стоимостью почти 36 миллиардов рублей.

Сегодня после моего доклада мы рассмотрим 5 новых проектов с общей суммой инвестиций почти 6 миллиардов рублей.

Хотелось бы назвать крупнейшие инвестиционные проекты, поддержанные областью, реализация которых была уже завершена в 2013 году.

В аграрном секторе выделю проект развития акционерного общества "Кудряшовское" на 2011–2013 годы. Общий объем инвестиций 3,7 миллиарда рублей.

Два крупных объекта были реализованы в промышленности. За последние три года был построен цех горячего цинкования на базе Линёвского завода металлоконструкций. На реализацию этого проекта "ЭЛСИ Стальконструкция" направило 474 миллиона рублей инвестиций.

В 2013 году на предприятии "НЭВЗ-КЕРАМИКС" был завершён важнейший инновационный проект по организации производства изделий из функциональной и конструкционной наноструктурированной керамики для высокотехнологичных отраслей. Общий объем инвестиций за три года составил 850 миллионов рублей.

Новосибирская область — признанный промышленный, транспортно-логистический и научно-образовательный центр Сибири. Привлекательность Новосибирской области для инвестиций подтверждают высокие оценки российских и международных рейтинговых агентств. Так, в октябре 2013 года международное рейтинговое агентство Fitch Rating повысило рейтинги Новосибирской области — долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте. Прогноз по рейтингам — "Стабильный". Это достаточно высокая оценка: по данному рейтингу Новосибирская область, например, стоит выше Ленинградской области.

Весьма показателен официальный комментарий агентства к рейтингу Новосибирской области: "Привлекательность региона для инвестиций стабильно растёт. Экономика Новосибирской области хорошо диверсифицирована по секторам и большому числу компаний. В среднесрочной перспективе экономический рост продолжит опережать рост в стране. Это будет обусловлено увеличением транзитных и логистических услуг ввиду близости региона к крупным городам Сибири". Такое официальное перспективное заключение дало агентство.

Новосибирская область проводит работу во внедрении Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Документ, напомню, был разработан Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов (так называемый Стандарт АСИ) и утверждён Государственным Советом Российской Федерации 27 декабря 2012 года.

Стандарт АСИ состоит из 15 разделов. К настоящему моменту, эксперты АСИ признали выполненными полностью только 2 раздела, выполненными частично — 12 разделов. Не выполненным считается один раздел. Область придаёт большое значение этой работе, и мы ставим задачу внедрения Стандарта в полном объёме в ближайшее время.

Мы понимаем, что важными для инвесторов являются также вопросы, связанные с регистрацией компаний, развитием конкуренции, поддержкой экспорта, качеством государственного регулирования, подключением к энергетическим сетям. Поэтому органами власти Новосибирской области рассматриваются перспективы внедрения других региональных дорожных карт в рамках Национальной предпринимательской инициативы.

В Новосибирской области успешно реализуются парковые проекты. Это Технопарк Академгородка, Промышленно-логистический парк, Биотехнопарк в Кольцово, а также Медицинский технопарк на базе НИИТО, созданный по частной инициативе.

Технопарк новосибирского Академгородка объединяет на текущий момент 272 резидента с общим количеством сотрудников 7724 человека. Общий объём выручки за 2013 год составил 13,5 миллиарда рублей.

В ПЛП получили статус резидентов уже 18 компаний, среди которых большое количество компаний федерального и международного значения. Сегодня на заседании Совета по инвестициям мы будем рассматривать ещё две заявки крупных международных холдингов, которые планируют реализацию инвестиционных проектов на территории ПЛП. Доверие, которое оказывают инвесторы такого уровня области и конкретной промышленной площадке, говорит о том, что первый этап реализации проекта ПЛП можно считать состоявшимся.

Статус резидентов Биотехнопарка на сегодняшний день получили три компании, заявки ещё двух компаний находятся на рассмотрении Совета при Губернаторе по развитию научно-технологического парка в сфере биотехнологий. В результате нашей совместной работы с наукоградом Кольцово сформировалось перспективное направление в сфере биотехнологий, мы планируем и дальше развивать этот проект.

В 2013 году общие поступления от резидентов парковых проектов в консолидированный бюджет Новосибирской области составили 764 миллиона рублей.

Стоит отметить, что как раз на основе анализа деятельности парковых проектов АСИ признало успешной практику реализации одного из разделов Стандарта в Новосибирской области, а именно "Наличие доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов". Опыт Новосибирской области в этом вопросе рекомендован другим регионам в качестве вполне успешного.

В Новосибирской области создана и действует специализированная организация по привлечению инвестиций и работе с инвесторами, это "Агентство инвестиционного развития Новосибирской области". Агентство работает над привлечением инвесторов на территорию Новосибирской области, в том числе занимается сопровождением инвестиционной деятельности на площадку ПЛП.

В соответствии с требованиями Стандарта АСИ функционал специализированной организации будет расширен, для чего разрабатывается соответствующий проект постановления Правительства Новосибирской области. Агентству будут вменены функции обеспечения режима "одного окна" при взаимодействии инвесторов с областными органами исполнительной власти, инвестиционными уполномоченными, инфраструктурными компаниями. Этот режим исключает необходимость для инвестора долгого хождения по инстанциям. Агентство также совместно с органами исполнительной власти будет в обязательном порядке участвовать в разработке целевых программ, в формировании перечня инвестиционных предложений области, в представлении интересов региона в инвестиционной сфере в России и за рубежом.

Помимо этого, необходимо отметить успехи области по новым для страны направлениям: кластерная политика, развитие государственно-частного партнёрства.

В минувшем году Новосибирская область приняла участие в конкурсе по отбору программ развития инновационных территориальных кластеров для получения государственной поддержки Министерства экономического развития Российской Федерации. По итогам конкурса из федерального бюджета бюджету Новосибирской области предоставлены субсидии в сумме около 150 миллионов рублей на реализацию мероприятий программы. В частности, средства были направлены на создание инжинирингового центра тестирования программных продуктов в Академпарке и приобретение оборудования для Центра коллективного доступа в Биотехнопарке.

В 2013 году регион добился значительных успехов в развитии государственно-частного партнёрства. По итогам года Новосибирская область заняла 4-е место в рейтинге регионов по реализации концессионных проектов с общей суммой вложений более миллиарда рублей. Новосибирская место занимает 3-е место во Всероссийском рейтинге Центра развития ГЧП, составленном совместно с Торгово-промышленной палатой России при поддержке Минэкономразвития России.

Конечно, кроме положительных результатов у нас есть нерешённые проблемы. Их необходимо преодолеть в ближайшее время. Что это за проблемы?

Во-первых, это недостаточное информационное взаимодействие бизнеса и власти. В области до сих пор не сформирован понятный и находящийся в свободном доступе перечень перспективных, необходимых к реализации инвестиционных проектов. То есть тех предварительно проработанных предложений, с которыми область должна выходить как на общероссийский, так и на международный уровень. Я здесь очень надеюсь, что мы сумеем развернуть активную работу по агломерационному развитию. И это направление даст нам явное представление о тех новых точках экономического роста на территории области, которые войдут в перечень информационного сопровождения перспективных направлений.

Во-вторых, концентрация инвестиций в областном центре и крупных городах. Так, в 2013 году из общей суммы инвестиций в 175 миллиардов рублей на Новосибирск приходилось более 100 миллиардов. Из районов области лидером по объёму инвестиций в основной капитал стал Новосибирский район (почти 30 миллиардов рублей). Далее в списке с большим отрывом идут Искитимский (6,2 миллиарда рублей) и Тогучинский район (3,5 миллиарда рублей). Таким образом, на город и эти три района приходится около 80% инвестиций, реализованных на территории всей области.

Недостаток инвестиций не позволяет малым городам и отдалённым от областного центра территориям развиваться, обеспечивать достойный уровень жизни населения. Поэтому представляют особый интерес инвестиционные проекты, направленные на создание новых производств в отдалённых и экономически слабых муниципальных образованиях.

И ещё… В своём Послании к Федеральному Собранию Президент России Владимир Владимирович Путин отметил, что "…необходимо дать инвесторам ясный сигнал, на каких территориях выгоднее, разумнее работать, создавать те или иные производства".

Откликнется ли инвестор на эти сигналы — во многом будет зависеть и от моих коллег, глав районов.

В каждом муниципальном образовании (подчёркиваю — в каждом! — и в большом полуторамиллионном городе, и сельском районе) должна быть принята чёткая программа улучшения инвестиционного климата и привлечения инвесторов. В каждом районе должна применяться лучшая региональная практика. Мы понимаем, что это требует значительных финансовых вливаний, поэтому готовы помогать, но только тем, кто сам инициативен и готов активно включаться в эту работу. Важно планомерно повышать результаты своей деятельности. Особо хочу отметить необходимость обеспечения собираемости налогов.

В-третьих, нужно признать, что в области ещё высоки административные барьеры для потенциальных и существующих инвесторов. Наиболее болезненными темами для бизнеса были и остаются (правда, они ослабевают, эти болезненные точки, но всё-таки остаются) вопросы предоставления земельных участков, подключения к инженерным сетям, взаимоотношений с естественными монополиями. Необходимо также признать и то, что сроки рассмотрения заявок инвесторов нередко затягиваются. Нельзя назвать оперативными решения конкретных проблем. Хочу сказать, что мы продвинулись, особенно в последний год, когда утвердили инвестиционные проекты развития наших монопольных компаний, оказывающих услуги. Поэтому подвижки есть, но не надо останавливаться, надо идти дальше.

В-четвёртых, отдельно необходимо выделить недостаточно быстрое развитие инфраструктуры региона, так или иначе связанной с реализацией инвестиционных проектов. Это относится, прежде всего, к социальной, транспортной сфере, системе жилищно-коммунального хозяйства.

В-пятых, устаревшее региональное инвестиционное законодательство. В настоящее время государственное регулирование инвестиционной деятельности сводится лишь к государственной поддержке, при этом количество поддерживаемых инвестиционных проектов невелико и ограничивается в основном крупным бизнесом.

Действующее законодательство практически не несёт стимулирующей функции. Государственная поддержка во многих случаях не становится фактором конкурентного преимущества, то есть фактором, однозначно определяющим выбор Новосибирской области для размещения инвестиций. Кроме того, не в полной мере проработаны вопросы гарантий и защиты прав инвесторов.

Для решения данной проблемы при Правительстве Новосибирской области создана рабочая группа по совершенствованию инвестиционного законодательства. В её состав вошли представители органов исполнительной и законодательной власти, общественных организаций, бизнеса, науки и образования. Были проведены три заседания рабочей группы. Идёт активная работа над проектом закона об инвестиционной деятельности, в этом году планируем вынести его на широкое общественное обсуждение. Мы приглашаем всех заинтересованных лиц к участию в обсуждении этого важного для области законопроекта, который будет дальше более эффективно регламентировать эту деятельность.

Нам необходимо нивелировать имеющиеся проблемы, сформировать новые подходы к инвестиционной политике области, тем самым создать основу для достижения заявленных темпов роста инвестиций. Инвестиционная политика должна базироваться на трёх "китах": либерализации, децентрализации и целевом подходе.

Либерализация означает снижение административных барьеров, упрощение либо отмену процедур, чрезмерно регулирующих деятельность инвесторов и усложняющих осуществление инвестиционной деятельности. Кроме того, в рамках государственного стимулирования инвестиционной поддержки необходимо упростить процедуру принятия решений. Очень важно, считаю, минимизировать субъективную составляющую при принятии решения в отношении инвесторов. Система регулирования, стимулирования и поддержки инвестиционной деятельности должна быть простой, прозрачной и вполне понятной.

Децентрализация подразумевает вовлечение в систему государственного регулирования помимо инвесторов широкого круга иных хозяйствующих субъектов и делегирование им части полномочий и функций. Нам необходимо создать такую систему, при которой в привлечении инвестиций именно в наш регион будут заинтересованы не только органы власти, но и частный бизнес, финансовые, инфраструктурные и иные организации. Нам необходимо сформировать своеобразную сеть "проводников" государственной инвестиционной политики.

Децентрализация должна сопровождаться отходом от используемых в настоящее время принципов "ручного" управления, при котором объектом поддержки является конкретный инвестор и инвестиционный проект. Нам предстоит перейти к более системному управлению, то есть создать комплекс стимулов для осуществления инвестиционной деятельности в целом, направленных на максимально широкий круг хозяйствующих субъектов. Этот круг должен обязательно включать малый и средний бизнес, который сейчас фактически выпадает из сферы государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Целевой подход означает, что инвестиционная политика строится на понимании того, какие именно инвестиционные проекты и инвесторы нужны области. На определении своеобразных "целевых сегментов" инвесторов и проектов с точки зрения регулирования, стимулирования и поддержки. Мы должны чётко понимать, в каких сферах инвестиционной деятельности действительно необходимы государственное регулирование и поддержка. Соответственно, надо сократить присутствие в тех сферах, которые осуществляют деятельность на рыночных принципах.

Таким образом, для формирования инвестиционной политики нам предстоит решить пять задач.

Первая задача — определение приоритетных направлений, отраслей, видов продукции и услуг с точки зрения перспективного социально-экономического развития Новосибирской области.

В настоящее время приоритетные направления инвестиционной деятельности определены соответствующим постановлением Правительства Новосибирской области исходя из принятой Стратегии социально-экономического развития области до 2025 года. С учётом актуализации стратегии мы должны более внимательно посмотреть на долгосрочные приоритеты области, конкретизировать их.

Вторая задача заключается в стимулировании инвестиций в выбранные приоритетные направления, отрасли, виды продукции и услуг путём применения широкого перечня механизмов и мер поддержки. Кроме того, политика стимулирования инвестиций должна включать и территориальный принцип, то есть содержать особые нормы для территорий инвестиционного стимулирования

Третья задача — повышение эффективности инвестиционной деятельности государственных органов исполнительной власти, коммерческих компаний с государственным участием и иных хозяйствующих субъектов. Мы должны создать условия, с одной стороны, для роста рентабельности компаний-инвесторов, с другой — для снижения рисков инвестиционной деятельности.

Также необходимо разработать комплекс мер по повышению эффективности деятельности и усилению контроля за использованием государственного имущества, формируемого при реализации инвестиционных проектов за счёт бюджетных средств

Четвертая задача — развитие объектов инфраструктуры. Здесь выделяем четыре направления: социальная, транспортно-логистическая, инженерная инфраструктура, а также инновационная и сервисная инфраструктура, включающая центры коллективного доступа, центры совместных разработок, прототипирования, адаптации, экспертизы и сертификации.

Одним из основных способов развития инфраструктуры, учитывая незначительные возможности бюджета, мы считаем использование механизмов государственно-частного партнёрства. Эту деятельность будем активизировать.

На первом этапе требуется формализовать две процедуры формирования проектов ГЧП. Отдельно — для траектории "снизу вверх", то есть для проектов, которые инициируются частными инвесторами. Отдельно — для траектории "сверху вниз", то есть для инфраструктурных проектов, потребность в реализации которых определяется и предварительно прорабатывается специализированной организацией по работе с инвесторами совместно с органами исполнительной власти.

Наконец, пятая задача — усиление эффективности коммуникационных и информационных каналов между государственными органами, действующими и потенциальными инвесторами и иными субъектами инвестиционной деятельности.

Оценка решения указанных задач должна определяться не только и не столько объёмами инвестиций в основной капитал, темпами их роста инвестиций, но и выражаться в динамике показателей социальной, экономической и бюджетной эффективности. Речь идёт в первую очередь о повышении благосостояния граждан, в том числе за счёт создания новых рабочих мест и повышения уровня заработной платы в связи с реализацией новых инвестиционных проектов.

Активизация инвестиционной деятельности должна привести к росту внутреннего регионального продукта и укреплению доходной части консолидированного бюджета Новосибирской области, который затем с большими возможностями сможет реагировать на эти меры поддержки, реализацию новых инвестиционных подходов.

Заканчивая своё выступление, хочу обратиться к потенциальным и действующим на территории области инвесторам.

Новосибирская область открыта для инвестиций! Мы готовы обсуждать любые ваши инициативы по реализации новых или развитию существующих проектов. Мы готовы обсуждать их на любых площадках, включая заседания Совета по инвестициям. Мы рассмотрим любой проект и предложим варианты его локализации, эффективной поддержки и сопровождения.

Уверен, что реализация ваших проектов на территории Новосибирской области будет успешной, а взаимодействие с Правительством Новосибирской области — плодотворным.

Спасибо!"

-- INFOLine, ИА (по материалам Администрации)

Новости по этой теме

В Новости

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>