Замглавы Минпромторга России Алексей Рахманов: "За последние пять лет инвестиции в металлургическую отрасль составили более 900 млрд. рублей".
17.07.2013 - 17:32
Объем инвестиций в металлургическую отрасль за последние 5 лет составил более 900 млрд. рублей. Благодаря этому, в настоящее время в России созданы новейшие мощности по производству труб большого диаметра, производству рельсов нового поколения, производству качественного проката и целый ряд других новейших производственных мощностей, не уступающих лучшим мировым аналогам. Об этом сообщил заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Алексей Рахманов в ходе совещания, по развитию черной металлургии в России, которое провел в Челябинске 16 июля Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев.
В ходе совещания Замглавы Минпромторга России представил главе Правительства доклад по ситуации в отрасли, в котором, в частности, сказал: "Российская черная металлургия давно и успешно работает на мировом рынке стали. Но если до 1991 года Россия прочно входила в тройку лидеров, то в последние два десятилетия Китай и Индия оттеснили нас на пятое место. С 2008 года наше присутствие на внешних рынках не менялось и составляло около 4%.
При этом тенденцией последних лет остается дисбаланс производства и потребления на уровне 5-10%. По прогнозу на 2013 год ситуация принципиально не изменится: мировое производство стали составит около 1,6 млрд. тонн, превысив объем спроса более чем на 100 млн. тонн (на 7,3%).
По производству стальных труб Россия занимает 3-е место в мире (уступая Китаю и Японии). При этом все российские трубные компании (Трубная, Объединенная металлургическая компания и ЧТПЗ) входят в десятку ведущих мировых производителей труб, а собственно ТМК, вместе со своими зарубежными активами, лидирует в рейтинге.
В посткризисный период, в частности, в 2012 году российская черная металлургия демонстрировала устойчивые темпы роста производства. В 2013 году на рынке заметным стало некоторое замедление темпов роста. По итогам года мы ожидаем производство на уровне двенадцатого. В основе такого прогноза лежит снижение объемов экспортных поставок металлопродукции, вызванное существующей стагнацией спроса на внешних рынках, особенно европейском, при одновременном наращивании поставок из Китая; а также сохраняющийся объем импорта (более 10% объема внутреннего потребления) при относительно невысоком внутреннем спросе со стороны основных потребителей.
Структура продаж находит свое отражение и в финансово-экономическом положении предприятий отрасли. Так, динамика рентабельности по EBITDA демонстрирует понижательный тренд и снижается с 31% в 2007 г. до 13% в 2013 г. Снижаются показатели и рентабельности продаж.
При этом металлурги сохраняют достаточно высокий средний уровень заработной платы в отраслях промышленности, который сегодня составляет 35 тыс. рублей.
Замечу, что "тучные годы" позволили проинвестировать значительные средства в развитие новых и модернизацию существующих производственных мощностей. Это более 900 млрд. рублей за последние 5 лет. Результаты очевидны: в России созданы новейшие мощности по производству труб большого диаметра, производству рельсов нового поколения, производству качественного проката и целый ряд других новейших производственных мощностей, не уступающих лучшим мировым аналогам.
Одной из важнейших задач, является повышение конкурентоспособности нашей металлургической промышленности. Несмотря на резкий рост экспорта из Китая, многочисленные антидемпинговые ограничения на зарубежных рынках, российский экспорт стабилен на уровне 23 – 28 млн. тонн в год.
Однако существенным ограничением конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках остается рост цен и тарифов на продукцию и услуги отраслей естественных монополий. Лишь несколько примеров.
Цены на электроэнергию для промышленных потребителей в России уже превышают уровень цен в США и практически вплотную приблизились к уровню цен в странах ЕС.
Цены на природный газ в России также превышают уровень цен в США и продолжают неуклонно расти. При этом в странах Европы в последнее время наметилась тенденция снижения цен на электроэнергию и природный газ.
Если сравнить уровень затрат на производство 1 тонны проката сегодня и в 2001 г., то рост составил 5,6 раза, при этом рост цен на прокат за этот же период не превысил 3,9 раза. При сохранении таких темпов роста затрат российская металлургия будет неизбежно снижать свои экономические показатели и терять конкурентоспособность. В конечном итоге это скажется и на инвестиционной деятельности предприятий.
В этой связи, основным приоритетом металлургии, определяющим вектор ее развития, сегодня и в перспективе остается обеспечение потребностей внутреннего рынка. Сегодня спрос внутреннего рынка проката оценивается в объеме около 40 млн. тонн. Структура внутреннего потребления металлопроката на протяжении последних лет не претерпела существенных изменений. Лидером по объемам потребления металла остается стройиндустрия (36% рынка), на втором месте – отрасли машиностроения (28%), на третьем – трубная промышленность и ТЭК (23%).
При этом в среднесрочной перспективе, мы ожидаем рост потребления в строительстве (на 3%), машиностроении, особенно в автопроме (на 5%), энергетическом и тяжелом машиностроении (на 6%), а также производстве бытовой техники (на 13%). По нашему мнению реальным драйвером роста может стать реализация крупных инфраструктурных проектов при поддержке государства.
Замечу, что основные инвестиционные проекты в металлургии, как правило, формировались и реализуются в тесной увязке с долгосрочными стратегиями развития приоритетных отраслей экономики, а также корпоративными стратегиями крупнейших инфраструктурных компаний (такими как ОАО "РЖД", ОАО "Газпром"). Это, в первую очередь, энергетика, транспорт, машиностроение, автомобилестроение и др.
Сегодня, Дмитрий Анатольевич, Вами был запущен новый универсальный рельсобалочный стан, продукция которого, рельсы, в том числе 100-метровые, необходима для реализации не только новых проектов ОАО "РЖД", включая выскоскоростное движение, но и для проведения ремонтов существующих дорог. Понимание металлургами перспективного спроса РЖД позволило двум крупнейшим металлургическим компаниям, Евразу и Мечелу, своевременно создать не имеющие в России аналоги производства таких рельсов.
Очевидно, что поддержка отраслей, создающих перспективный спрос, дает положительный эффект по всей цепочке поставок.
Здесь вынужден обратить Ваше внимание, Дмитрий Анатольевич, на необходимость пересмотра ряда градостроительных норм и ввести запрет на повторное использование в ЖКХ таких изделий, как, например, трубы и строительные конструкции.
Сегодня существуют и активно используются положительно зарекомендовавшие себя инструменты промышленной политики, направленные на стимулирование развития производства и поддержку реализации инвестиционных проектов.
Государство ведет диалог с бизнесом по расширению практики выстраивания долгосрочных взаимоотношений с прозрачным механизмом ценообразования в целях нивелирования рисков и возможности выстраивания долгосрочных отношений по всей производственной цепочке – от добычи руды до реализации готовой металлопродукции.
Учитывая масштабность и значимость реализуемых инвестиционных проектов, государство оказывало и продолжает оказывать поддержку их реализации. Это целый комплекс мер, среди которых:
предоставление госгарантий,
поддержка в предоставлении кредитов в банках,
обсуждение проблем в рамках межправкомиссий,
работа со страховыми иностранными агентствами,
обнуление импортных пошлин и НДС на технологическое оборудование.
Все эти и ряд других точечных мер поддержки, позволили, в конечном итоге, успешно реализовать начатые проекты, имеющие общегосударственную значимость. В частности, в целях стимулирования развития производства спецсталей осуществляется субсидирование процентных ставок по кредитам, взятым на техперевооружение.
Также действуют разрешенные ВТО механизмы поддержки экспорта. Оказывается государственная гарантийная поддержка по поставкам ряда видов продукции на экспорт. Коллеги из Минэка и МИДа активно участвуют и инициируют пересмотры ограничительных мер в зарубежных странах.
В соответствии с принятыми Комиссией Таможенного союза решениями, сегодня на территории трех стран действуют защитные меры в отношении нержавеющего проката, нержавеющих труб, проката с полимерным покрытием, подшипниковых труб, крепежных изделий и столовых приборов. Все эти меры были введены по итогам проведенных расследований и утверждены решениями Евразийской экономической комиссии при самом активном участии бизнеса трех стран.
При этом считаем целесообразным содействовать Комиссии в части сокращения сроков проведения защитных расследований и практиковать введение предварительных пошлин, а также возможно и применять ретроактивно (с момента начала расследования) меры торговой защиты по аналогии с механизмами, действующими, например, в США.
Ожидания металлургов по получению "бонусов" от вступления России в ВТО пока не оправдались. Даже такая малость, как справедливые расследования в отношении российской металлопродукции на внешних рынках остается невозможной. Один из последних примеров – антидемпинговое расследование в ЕС в отношении бесшовных труб.
Снижается уровень ввозных пошлин на ряд видов металлопродукции, особенно на трубы. Это приведет к росту импортных поставок и усилит конкуренцию на российском рынке.
Еще одним минусом можно назвать снижение экспортных пошлин на лом черных и цветных металлов. При растущем из года в год объеме потребления лома во всем мире снижение вывозных пошлин может привести к оттоку из России стратегически важного сырьевого ресурса. Кроме того, если принять во внимание сегодняшний "бум" строительства мини-заводов, работающих исключительно на ломе, то вывоз лома может уже в среднесрочной перспективе привести к возникновению его дефицита на внутреннем рынке.
При этом очевидными "плюсами" становится получение возможности обжалования в ВТО несправедливых решений о применении мер торговой защиты и улучшение бизнес-среды в России.
Как я уже говорил, если будут реализованы все заявленные на сегодня проекты по строительству электросталеплавильных заводов в регионах России, уже к 2015 году в России может возникнуть ситуация, когда мы из страны нетто-экспортера стального лома превратимся, по-сути, в нетто-импортера.
В соответствии со Стратегией развития металлургической промышленности России на период до 2020 года, которая была утверждена Минпромторгом России в 2009 году (на пике кризиса), предусматривалось достижение определенных целевых показателей. На сегодняшний день, фактически, показатели, достижение которых мы планировали к 2015 году, уже достигнуты. Конечно, это очень хороший результат работы отрасли и собственно предприятий.
Сегодня мы вплотную подошли к необходимости актуализации Стратегии, ее корректировки. Необходимо определить новые ключевые моменты, на которые будет ориентирован вектор развития отрасли. Надо поставить новые задачи, новые цели в сегодняшних рыночных условиях.
При этом отраслевая стратегия должна базироваться на стратегических планах основных игроков. Мы должны учитывать их приоритеты и видение дальнейшего развития, а также скоординировать развитие отрасли с перспективами рынка. Поэтому, считаю целесообразным совместными усилиями государства и бизнеса разработать новый стратегический документ, реально отражающий интересы отрасли на перспективу.
Подводя итоги, предлагается, для поступательного развития черной металлургии в среднесрочной перспективе реализовать следующие меры:
Актуализировать Стратегию развития металлургической промышленности России на период до 2030 года;
Осуществлять поддержку реализации инвестиционных проектов в металлургии, в том числе увеличить объемы субсидирования техперевооружения производства спецметаллургии;
Разработать комплекс мер по стимулированию развития отечественного тяжелого, транспортного, энергетического машиностроения и автомобилестроения;
Ограничить рост цен и тарифов на электроэнергию, природный газ и железнодорожные перевозки;
Разработать комплекс мер по стимулированию применения новых металлических материалов в строительстве и запретить использование материалов, бывших в употреблении;