Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 08.04.2013

Сербам сплавили руду. "ИА "Минпром (Украина)"". 8 апреля 2013

08.04.2013 - 10:04
После 9 месяцев бесплодных поисков инвестора для меткомбината Zelezara Smederevo власти Сербии решили запустить его своими силами. В Украине этот почин восприняли с воодушевлением, особенно в дунайском порту Измаил. Там надеются, что смогут нарастить ежемесячный грузооборот хотя бы на 40-50 тыс. тонн. Если только Zelezara будет стабильно работать и закупать сырье у украинских контрагентов.

Вешние руды


Первая партия руды с Измаила в Смедерево ушла еще 20 марта. В целом за прошедший месяц ее отгружено почти 19 тыс. тонн. Заявленный объем на апрель даже чуть выше – 22,5 тыс. тонн. Организацией поставок занимается украинская компания "Славутич-Руда", дружественная группе Ferrexpo Константина Жеваго. После того как сам Жеваго перенаправил основной объем своего рудного экспорта через Южный и румынскую Констанцу, измаильский порт оказался в затруднительном положении. Поэтому возвращение на рынок Zelezara Smederevo и получение свежих транспортных заказов из Сербии стало для него манной небесной. Полностью они потери порта в грузах, а соответственно и доходах, не компенсируют, но все же вселяют надежды, что нынешний год окажется лучше прошлого.

В 2012 году Измаильский морской торговый порт сократил перевалку руды на 52% – до 1,11 млн тонн. Еще больший спад зафиксирован по черным металлам и металлопрокату – на 58%, а особенно по коксу – на 70%. Но по этим грузам объемы перевалки были существенно меньше, чем по руде – 345 тыс. тонн и 50 тыс. тонн соответственно. Упадок придунайской металлургии больно ударил по экономике Измаильского порта. Часть сталелитейных производств в регионе вообще остановилась (как болгарский комбинат "Кремиковцы" или пул румынских предприятий "Мечела"), часть сократила доменное производство (как Arcelor Mittal Galati, ISD Dunaferr и VoestAlpine), а тот же Zelezara Smederevo фактически год находился в состоянии клинической смерти (вроде не закрыт, но и не работает). По словам начальника Измаильского морпорта Андрея Ерохина, от кризиса в Европе в равной степени пострадали все придунайские порты, а не только украинские: их суммарные потери грузов можно оценить в 5 млн тонн в год. Но нам от этого не легче. Поэтому в Измаиле отчаянно стучат по дереву, чтобы затея с запуском Смедеревского меткомбината удалась.

Сейчас там уже подходят к завершению работы по запуску одной из двух доменных печей, остановленных в прошлом году. Согласно оптимистическому сценарию, первую стальную продукцию Zelezara Smederevo должна дать уже к концу апреля. А до конца года, как ожидают в правительстве Сербии, комбинат выпустит не менее 100 тыс. тонн проката (до кризиса, кстати, такие и даже больше объемы в Смедерево выплавляли за один месяц). По расчетам дирекции предприятия, на каждые 100 тыс. тонн выплавленной стали комбинату требуется примерно 150 тыс. тонн руды и 45 тыс. тонн кокса. Украинская руда, как уже отмечалось выше, в Смедерево пошла, а вот первые партии кокса комбинат закупил в Венгрии и Боснии, хотя на апрель, согласно информации Измаильского морпорта, запланирована поставка в Сербию 30 тыс. тонн кокса производства группы "Донецксталь". Таким образом, отечественные кокс и руда для Смедерево дают Измаильскому порту месячную прибавку в обороте более чем в 50 тыс. тонн.

Даже это можно считать очень хорошим подспорьем при нынешнем состоянии перевалки грузов для ГМК в Придунавье. Так, в 2013 году в среднем за месяц через Измаил проходит до 50 тыс. тонн окатышей в направлении Австрии, а также 15-25 тыс. тонн руды в направлении Румынии. Не особо много, если вспомнить, что еще года 3-4 назад в направлении одного только Смедерево отпускали более 1 млн тонн рудного сырья ежегодно. Сегодня эти цифры кажутся заоблачными.

Не прибыли ради

Последние вести из Сербии, конечно, приободрили измаильских портовиков. Но уязвимость нынешней схемы в том, что запуск Zelezara Smederevo – проект больше социальный, чем коммерческий. Ряд сербских экономистов небезосновательно утверждают, что для страны дешевле покупать готовый прокат на внешнем рынке, чем возобновлять дорогостоящее и затратное производство. Не зря же бывший владелец комбината – компания US Steel – еще в начале 2012 года добровольно вернула его государству, чтобы не множить убытки. С того времени никто из потенциальных инвесторов, с которыми вел предварительные переговоры официальный Белград, так и не решился взвалить на себя бремя ответственности за Zelezara Smederevo. После чего, как выразился министр финансов и экономики Сербии Младжан Динкич, власть запустила в действие "План Б", приступив к выводу из консервации одной домны собственными силами.

В определенной степени данный шаг можно назвать социалистическим подходом: предприятие будет работать не столько ради прибыли, сколько ради обеспечения работой жителей Смедерево. По словам Младжана Динкича, трудоустроено будет более 5 тыс. человек, т.е. практически весь коллектив, задействованный на предприятии до его остановки. Но как долго сможет комбинат продержаться в таком альтруистическом режиме, прогнозировать сложно. Сейчас закупку сырья для него финансируют сербские банки под залог произведенной в будущем продукции. Однако если сбыт не пойдет или комбинат не сможет заработать на свое содержание и на погашение займов, то кредитная поддержка иссякнет. Даже несмотря на нажим и просьбы сербского правительства.

Поэтому там продолжают искать частного партнера для Zelezara Smederevo. Как уже писалось, за прошлый год к предприятию присматривалось несколько сватов, причем почти все родом из постсоветского пространства. В числе потенциальных покупателей ходила и украинская "Донецксталь", и Уральская горно-металлургическая компания, и чешское предприятие с крепкими российскими корнями United Pilsen S.A. Последним из претендентов, не оправдавшим чаяний Белграда, стал опять же российский "Уралвагонзавод", долго колебавшийся, но все-таки отказавшийся в феврале 2013 от покупки. Впрочем, некоторые сербские эксперты считают, что отказ, возможно, и не окончательный. В частности, во время недавнего визита в Москву сербского вице-премьера и министра торговли Расима Ляича вопрос о приватизации "Уралвагонзаводом" Смедеревского меткомбината снова поднимался. А дело ведь было уже в конце марта. Кроме того, в подобном союзе заинтересован и украинский коксовый магнат Виктор Нусенкис, недавно ставший партнером "Уралвагонзавода" в России. Для него сербский рынок кокса лишним не будет.

Но пока ясности нет, правительство Сербии пытается найти для Zelezara Smederevo другого верного друга в лице итальянского концерна FIAT. Последний в сербском городе Крагуевац владеет крупнейшим автомобильным заводом на Балканах – FAS. В 2013 предприятие планирует выпустить от 110 до 150 тыс. машин. А смысл предполагаемой дружбы состоит в том, чтобы перенацелить Zelezara Smederevo на производство автолиста для FIATовских нужд. В марте глава FAS Антонио Чезаре Феррара имел встречу с министром Динкичем. Но прокомментировал ее результаты очень дипломатично. Он, дескать, не исключает возможности такого сотрудничества в будущем, если смедеревская сталь будет отвечать нормам и требованиям компании, хотя пока такая перспектива не рассматривалась. Тем не менее в Белграде в ближайшее время ждут в гости директора по развитию группы FIAT-Chrysler Альфреда Альтвила. Если по итогам этого визита Zelezara Smederevo удастся подписать хотя бы предварительное соглашение с итальянским автоконцерном, это мгновенно повысит инвестиционную привлекательность меткомбината. С другой стороны, чтобы установить линию автолиста в Смедерево, необходимо потратить еще как минимум 140-150 млн долл. Впрочем, имея гарантии от FIATа, найти кредит на такую сумму не составило бы неразрешимой задачи. Да и шансы на появление у порога Zelezara очередных потенциальных покупателей снова поднялись бы. Не особо высоко, но все-таки.

Вхождение на рынок автолиста – это пока только гипотетическое преимущество комбината. Но и реальные его минусы никуда не делись. Один из них – политического плана. Пока Сербия не является членом Евросоюза, у всех присматривающихся к меткомбинату в Смедерево инвесторов могут возникать сомнения по поводу ограниченности рынков сбыта его продукции. Возможно, по этой причине никто из российско-украинских претендентов так и не приобрел сербское предприятие. Второй минус – состояние сталеплавильного оборудования на Zelezara Smederevo. Не исключено, что оно хуже, чем пытаются подать сербские власти. Еще в середине 2000 годов на предприятии работали 4 печи, сейчас в более-менее работоспособном состоянии находятся две, одну из которых как раз запускают. Но и с ней не все так просто. Как заявил лидер сербских профсоюзов "Единство" Желько Веселинович, из-за неправильного вывода из эксплуатации печь достаточно сильно повреждена, и если оправдаются худшие опасения, то на ее восстановление понадобится еще несколько месяцев. Веселинович не исключает, что из пиар-побуждений сербские власти могут открыть Zelezara Smederevo уже в апреле, но через короткое время, ссылаясь на технологические причины, опять приостановить производство. -- ИА "Минпром (Украина)"

Новости по этой теме

В Новости

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>