Ответить с умом. "ИА "Минпром (Украина)"". 4 апреля 2013
04.04.2013 - 10:04
Таможенный союз прикрывает свои рынки от импорта не только различными пошлинами, но и нетарифными барьерами: техническими регламентами, специальными таможенными сборами. Украина может противопоставить этому апелляции к нормам ВТО и ЗСТ СНГ, а также лоббистскую поддержку как Евросоюза, так и заинтересованных потребителей из стран ТС.
В начале апреля стало известно, что Киев договорился с Таможенным союзом (ТС) об изменении формата поставок отечественных стальных труб. Так, ставшие привычными полугодовые квоты могут быть заменены на ценовые обязательства. Это связано с требованиями ВТО, правила которой допускают антидемпинговые меры только в виде пошлин или ценовых ограничений.
Кроме того, в апреле вступило в силу решение Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) о повышении пошлин на ввоз в ТС некоторых видов молочной продукции. Как известно, последний является подструктурой Евразийского экономического сообщества – ЕврАзЭС, органом которого и является ЕЭК. Повышенные ставки пошлин будут действовать до 30 июня 2013 года. А тем временем возможен мониторинг цен на облагаемые пошлиной товары, по результатам которого будет приниматься решение о продлении повышенных ставок.
Как закрывают
Активная политика ТС по прикрытию своих внутренних рынков хорошо заметна. Так, в конце февраля ЕЭК ввела предварительную спецпошлину в 27,5% таможенной стоимости на импорт в ТС зерноуборочных комбайнов и их модулей сроком до 5 июля 2013 года. И параллельно, воспользовавшись разрешительной политикой ВТО, продлила спецзащитное расследование по данной товарной подгруппе. В целом сегодня против Украины в Таможенном союзе действует по три антидемпинговых пошлины и спецмеры (всего 6), а также проводится два расследования. Хотя ЕЭК в свою очередь жалуется на недружественную защитную политику Киева, выражая тревогу по поводу новых пошлин на ввоз автомобилей и возможных сборов с импорта нефтепродуктов. По словам торгового министра ЕЭК Андрея Слепнева, сегодня именно страны СНГ применяют более трети всех протекционистских барьеров в отношении ТС, а лидируют здесь Украина и Узбекистан.
Аналитики отмечают, что рано или поздно Москве, контролирующей ТС, придется смягчать традиционные заградительные режимы. Это произойдет как минимум из-за вступления России в ВТО, констатирует экономист Виталий Кулик. Он напоминает, что соглашение о членстве РФ стало заметным компромиссом со стороны ВТО. Так, по многим товарным группам сохранено право медленного сокращения пошлин (и крупных субсидий многим отраслям) в течение 5-7 лет. Но тот же Евросоюз уже требует отмены всех препятствий для автоимпорта на российском рынке. И в последующие несколько лет давление будет усиливаться. Тем более что Россия вступила в ВТО на условиях приоритета норм этой организации над нормами ТС. Равно как и, например, режим ратифицированной зоны свободной торговли (ЗСТ) СНГ предусматривает пересмотр действующих протекционистских мер и недопущение новых.
Однако в Москве давно придумали приемы по обходу правил международной торговли. По словам В.Кулика, это и технические регламенты Таможенного союза, и санитарные нормативы (включая фитосанитарные и ветеринарные), и пресловутый утилизационный сбор. Что касается техрегламентов, то это единые нормы ТС, идущие на смену и без того достаточно жестким ГОСТам РФ или Беларуси. Состоянием на 1 апреля в ТС уже действовало 14 единых техрегламентов и было принято (но не вступило в силу) еще 17. Нетрудно догадаться, что с начала действия регламентов соответствующая ввозная продукция должна им строго соответствовать. В число уже действующих регламентов входит и такой важный для отечественной экономики как №010/2011 "О безопасности машин и оборудования". Как известно, свыше 70% подобного украинского товара экспортируется на российский рынок.
И если пока что вступили в силу техрегламенты по промтоварам и машиностроительной продукции, то уже до конца года будет запущено еще несколько по такой товарной группе как продовольствие. Всего до 2015 года намечено внедрить 47 единых регламентов ТС в сфере товаров АПК, легпрома, химпрома, машиностроения и металлургии. "А это означает, что более 60% поставок в ТС из Украины может оказаться под вопросом", – сетует первый замдиректора Национального института стратегических исследований Ярослав Жалило.
В течение 2012 года Киев и Москва несколько раз декларировали работу над унификацией регламентов (у нас их уже 30) и создали специальную рабочую группу. Однако воз и ныне там. В.Кулик считает, что причиной тому – незаинтересованность Кремля в "перезагрузке" доступа отечественной продукции на подконтрольные ему рынки. "С учетом этого вероятно, что будущие проблемы доступа на рынки ТС будут связаны не с реальным качеством украинских товаров, а с различными претензиями России и ее резидентов", – полагает Я.Жалило. В РФ подтверждают риски для Украины. "Ее неучастие в разработке техрегламентов ТС и неинформирование национальных производителей об этой работе может привести к серьезным негативам вплоть до потери рынков сбыта в странах Таможенного союза", – отмечает глава правления Ассоциации поставщиков ТС Олег Нагинский.
А санитарный контроль, как показала "сырная война", дает еще более широкое поле для претензий и последующих затяжных проверок и перепроверок. "На деле проблема решается не этими проверками и не визитами на производства, а на высшем уровне. Чаще всего в обмен на какие-то уступки на данном рынке, а то и более высокого уровня. К примеру, можно допускать, что россияне решили сырный вопрос в обмен на ратификацию Украиной ЗСТ СНГ и взаимные послабления в доступе на наши рынки. Однако затем осенью-2012 возник новый острый конфликт вокруг утилизационного сбора на авто, – комментирует В. Кулик. – Нет сомнений, что такие меры вводятся для прикрытия внутренних рынков от импорта в обход существующих норм. Не зря это буквально вызывает ярость в ЕС, которому трудно в рамках существующей международной договорной базы противодействовать новым придумкам Москвы". К тому же, забракован может быть не только товар, но и его отдельные компоненты, как в случае с вагонным литьем (см. также статью "Литьевой нерв").
И не стоит забывать, что все эти проделки – еще и инструмент политического давления с целью привлечения в ТС и в конечном счете в Евразийский союз. И даже в случае урегулирования проблем на отдельных рынках остается общий подход, который заключается в затягивании Киева и остального СНГ в пророссийский реинтеграционный формат.
Чем ответим?
Каковы же возможные контрмеры? В случае заградительных пошлин и других традиционных режимов специалисты советуют грамотно и аргументировано апеллировать к нормам ВТО и ЗСТ СНГ. Как в случае с трубами. Так, уполномоченный Кабмина по сотрудничеству с Россией и СНГ Валерий Мунтиян сообщает, что соглашение по ЗСТ Содружества уже учитывает вступление РФ в ВТО и предполагает использование механизмов этой организации. Действительно, еще до такового вступления федеральные эксперты заговорили о том, что после него с импортом будет бороться сложнее. В частности, уже с момента формального присоединения к ВТО (23.08.2012) снижено или обнулено более трети российских ввозных пошлин, а с большинством остальных это должно произойти в ближайшие три года. Продленные переходные периоды установлены для мяса домашней птицы (8 лет), а также автомобилей, вертолетов и самолетов (7 лет). Кроме того, с 1 июля 2013 года Москва не может применять дискриминационные тарифы к перевозкам транзитной продукции по своим железным дорогам. По мнению исполнительного директора Международного фонда Блейзера Олега Устенко, не факт, что все эти обязательства будут выполнены в срок. Однако важно уже само их наличие. Правда, обращение Киева за помощью к ВТО сегодня осложнено его собственными требованиями к повышению импортных тарифов на сотни товарных позиций.
Нужно отметить, что уже далеко не первый год влиятельным оппонентом Кремля в вопросах международной торговли является Евросоюз. И дело не только в его желании выбить более выгодные торговые условия, но и в зависимости россиян от торговли с Европой. Глава Коллегии ЕЭК Виктор Христенко в беседе с МинПромом недавно признал: Евросоюз – основной торгово-экономический партнер ТС, в 2012 году занимавший 55,5% в структуре его экспорта и 44% в импорте. Равно как и для ЕС Таможенный союз – третий по объемам торговый партнер (11%) после США (13,8%) и Китая (13,3%). И именно Брюссель все жестче давит на Россию в вопросе утилизационного сбора на авто, вынуждая ее искать компромиссы. Так, в марте министр экономического развития РФ Андрей Белоусов признал, что в ответ на требования Евросоюза в середине 2013 года Федерация может ввести утилизационный сбор также и на собственные автомашины, а не только на импортные. Иначе ЕС грозит подать на российскую сторону в Суд ВТО. А.Белоусов подтверждает, что такая постановка вопроса может изменить ситуацию и с автоимпортом из Украины. О.Устенко дополняет: "Если нам в подобных случаях удастся выступать единым фронтом с европейцами, это не только повысит шансы на успех, но и приблизит страну к интеграции с Европой".
Кроме того, для разрешения торговых противоречий с Москвой вполне может пригодиться и давно существующий Экономический суд СНГ. К его использованию в подобных целях на публичном уровне активно призывают и первые лица ЕЭК. Так, А.Слепнев говорит, что данный суд – работоспособный, профессиональный и неполитизированный механизм разрешения споров, который, к сожалению, почти никто не использует. С 1994 года в нем рассмотрено всего 13 межгосударственных споров. "Чем быстрее суд заработает, тем меньше проблем будет в торговле", – утверждает он. Решения суда обязательны в отношении юридической квалификации обстоятельств дела и рекомендательны в части требуемых действий страны-ответчика по устранению нарушения и его последствий.
Что же до технических регламентов, то по правилам ВТО при закрытии рынка на их основе также можно подавать апелляции. Впрочем, В.Кулик уточняет, что стандарты качества тоже нужно подтягивать и приближать их к требованиям (пусть даже формальным) искомых рынков сбыта. "Это упростит отечественным компаниям сохранение присутствия. Да и в любом случае поставщики ведь тоже должны предпринимать меры по сохранению своих позиций, – отмечает эксперт. – В конце концов, в стремлении ТС защититься от импорта нет ничего особенного. Только в 2012 году в мире введено более 100 различных новых протекционистских мер, включая нетарифные".
Несиловые приемы
И, правда, доступ на рынки Таможенного союза возможен не только за счет конфликтов и давления. Так, по словам А.Слепнева, в ТС уже подписано соглашение, позволяющее странам СНГ подключаться к его системе соответствия и стандартизации: "На условиях взаимности (и при построении адекватной системы подтверждения соответствия) членам Содружества будет предоставляться право маркировать свои товары знаком соответствия стандартам ТС. Такие товары получат свободный доступ на его рынки, а его товары – столь же беспрепятственный доступ в соответствующие страны". Правда, аналитики считают, что с учетом больших лоббистских возможностей Кремля такой "обмен" будет заведомо неравноправным и позволит ему развивать экспортную экспансию в СНГ.
Наконец, немаловажно учитывать проукраинские интересы некоторых предприятий и даже целых отраслей в России. Характерный пример – потребители стальных труб большого диаметра. При всей "импортозамещающей" риторике крупные заказчики ("Газпром", "Роснефть") на обозримую перспективу останутся стабильными клиентами Украины. Приблизительно так же оптимистичен прогноз спроса ведущих госхолдингов РФ и на другие стальные трубы украинского производства, метизы, различное нефтегазовое оборудование, авиадвигатели и пр. "Ориентация на определенных поставщиков сохраняется еще со времен СССР, а смена поставщика требует определенных усилий, порой значительных, т.к. предполагает "перешивку" разнообразных спецификаций, эксплуатационных нормативов и т.д., – подчеркивает О.Устенко. – Такая инерция потребления особенно свойственна крупным госкомпаниям. Кроме "Газпрома" и "Роснефти", это – та же "ЕЭС России". А это все долгосрочные многомиллионные заказы. О белорусских же или казахстанских госмонополиях и говорить нечего, у них нет комплексов на счет зависимости от украинского импорта".
Директор Центра интеграционных исследований Евроазиатского банка развития Евгений Винокуров напоминает, что ЕЭК выступает за защитные меры против стальных труб и оцинкованного проката из Украины и КНР. "Но ведь вариантом решения вопроса может быть закрытие китайского импорта с некоторыми послаблениями в пользу Киева как важного стратегического партнера по СНГ. То же самое можно сказать о поставках из стран Содружества таких товаров как хлопок, шерсть, кожсырье, плодоовощная группа, мясо, продукты их переработки. Снятие ограничений на их ввоз по линии ЗСТ СНГ способно заместить примерно треть имеющегося импорта из "дальнего зарубежья", а это в наших общих интересах, – полагает экономист. – Что, конечно же, не означает полного открытия рынков ТС для украинской металлопродукции или среднеазиатского сырья. Как и указывает договор о ЗСТ СНГ, послабления должны быть поэтапными".
Таким образом, у отечественных производителей есть не такой уж плохой инструментарий по преодолению или обходу самых хитрых заградительных барьеров Таможенного союза. И что особенно полезно, в ТС у нашей страны есть влиятельные союзники, заинтересованные в сохранении и расширении поставок из Украины. -- ИА "Минпром (Украина)"