В поисках внутреннего роста. "ИА "Минпром (Украина)"". 4 марта 2013
04.03.2013 - 10:14
Последнее в минувшем месяце заседание Кабинета министров было во многом посвящено проблемным вопросам украинского метпроизводства. Презентуя программу активизации развития экономики на 2013-2014 годы, Николай Азаров обозначил, по сути, отношение государства к металлургическому сектору страны: как на два ближайших года, так и на более отдаленную перспективу.
Ключевое понятие здесь – реализация давнего тезиса о необходимости повышения внутреннего потребления стали. Внешне идея выглядит довольно привлекательно, соглашаются эксперты. На деле же, уверены многие из них, правительство рискует столкнуться с рядом труднопреодолимых барьеров, что вряд ли позволит развернуть сбыт украинских меткомбинатов с экспортных направлений на домашний рынок.
Текущие ориентиры
Если абстрагироваться от слов Н.Азарова о "важности" и "необходимости", то программная поддержка украинской черной металлургии в изложении премьера сводится к двум основным аспектам. Первый из них – текущие меры по увеличению уровня потребления металлопродукции в Украине посредством государственного финансирования внутренних закупок стали и размещения госзаказов.
Как следует из доклада главы Кабмина, текст которого был опубликован на официальном портале КМУ в ту же "правительственную среду", 27 февраля, соответствующая господдержка в нынешнем и следующем годах позволит нашим металлургам дополнительно продать внутри Украины минимум 1,64 млн тонн своей продукции. В инфографике, которая есть в премьерской презентации, данный тезис конкретизируется так. В рамках исполнения программы предполагается закупить 480 тыс. тонн украинского металла для использования в ж/д проектах, 420 тыс. тонн – на реконструкцию ЖКХ, 360 тыс. тонн – дорожное строительство/ремонт и 380 тыс. тонн – для проведения работ на объектах ТЭК.
Под означенными цифрами в документе приводится следующая фраза: "Реализация мероприятий программы в 2013-2014 годах позволит переориентировать отечественных производителей металлопроката на внутренний рынок". И констатируется, что прогнозируемый спрос на эту продукцию "позволит полностью компенсировать даже потери от сокращения экспорта".
Теперь – о других вычислениях. Большинство неправительственных экспертов сходится в той оценке, что уровень металлопотребления в Украине в 2012 составил около/более 8 млн тонн. При том, что черная металлургия страны в прошлом году выплавила 32,4 млн тонн стали. С одной стороны, намеченный Кабмином прирост первого показателя на 800 (и выше) тыс. тонн в год выглядит весьма основательно. Ведь в относительных величинах это означает повышение внутреннего потребления стали на 10%, обеспеченное к тому же исключительно продукцией отечественных метпредприятий. Но с другой…
Даже суммарное за два года "прогнозируемое увеличение" внутреннего потребления металла не перекрывает всех, преимущественно экспортных, потерь сталеплавильной отрасли страны за один прошлый год. Напомним, что в 2012 страна сократила выплавку стали на 6,6% в сравнении с 2011, или более чем на 2,275 млн тонн. (О показателях украинского спада в производстве готового металлопроката по оси "год-к-году" просто умолчим.)
Отдадим должное разработчикам программы. Ликвидировать весь прошлогодний провал в отечественном металлопроизводстве на уровне программных целей и задач они не рискнули. Хотя определенный подъем для сталеплавильной отрасли страны все же предусмотрели. "Прирост в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий прогнозируется в текущем году на уровне 1,5%", – записано в докладе Н.Азарова. Грубо экстраполируя оценку на одно лишь национальное производство стали, получаем увеличение ее выпуска в 2013, по правительственному сценарию, менее чем на 500 тыс. тонн относительно факта-2012…
Но и такие "прогнозируемые металлоожидания" правительства (относительно скромные, в сравнении с фигурировавшими в конце прошлого года оценками украинского стального прироста-2013 на уровне 5-6%) особого понимания в экспертной среде не встречают. Применительно, конечно, к мысли о расширении внутреннего потребления стали.
"Прогноз прироста в металлургическом производстве выглядит реальным. Но, думаю, рост продаж произойдет, скорее, благодаря активизации внешних рынков металлопродукции. И не ранее II полугодия-2013", – говорит старший аналитик ИГ "Арт Капитал" Дмитрий Ленда. А нереальной, по его мнению, представляется нацеленность на то, чтобы домашний рынок Украины за программный период стал приоритетным для наших металлургов. По итогам 2012, объем экспорта украинской стали превысил 22 млн тонн. Внутренний рынок за то же время потребил порядка 8 млн тонн; вырасти в разы за два года он не сможет, уверен аналитик.
"Переориентация на внутренний рынок возможна при его наличии. Сейчас же просто нечего отвоевывать у иностранных поставщиков на металлорынке Украины. Импорт проката в основном осуществляется по сортаменту, который в Украине не выпускается, а за два года наладить его собственное производство не выйдет", – полагает Александр Макаров, эксперт горно-металлургических рынков.
Говорить о переориентации украинских металлопроизводителей на домашние продажи в ближайшие два года не приходится, соглашается Александр Кушнарев, экономист отдела инвестиционного консалтинга ИК "Альтана Капитал". И перечисляет основные преграды на пути правительственной цели: сокращение спроса на продукцию и услуги в ряде отраслей, отток капитала из страны, сложности в получении дешевых кредитов, нецелевое использование государственных средств, отсутствие амортизационного фонда на многих предприятиях, несоответствие качества украинского проката по ряду позиций требованиям заказчиков. Это далеко не полный перечень тех причин, которые препятствуют росту металлопотребления внутри страны, подчеркивает эксперт.
"Сейчас поставки на внутренний рынок составляют 20-25% от общего объема продаж украинской металлопродукции. Через два года эта доля повысится в лучшем случае до 30%. Кризис в строительном секторе и автомобилестроении нивелирует эффект, который может быть получен от увеличения заказов со стороны "Укрзализныци" и насыщения рынка трубной заготовкой отечественного производства", – объясняет А.Кушнарев.
А вот перспектив роста в украинской выплавке стали на нынешний год, даже с расчетом на оживление экспортных продаж, экономист практически не усматривает. По оценкам "Альтана Капитал", в текущем году рост реального ВВП Украины составит 0,9%, в то же время промышленное производство сократится на 0,3%. На фоне слабых макроэкономических показателей результаты работы металлургической отрасли в 2013 ожидаются на уровне 2012. "Если рост производства стали и будет, то лишь символический – на 0,1-0,2%. Прирост продаж металлопродукции на внутреннем рынке не превысит 3-4%", – убежден собеседник МинПрома.
Многолетний аспект
Второй важный момент, затрагиваемый в программе – это привязка развития украинского ГМК, да и всей экономики страны, к необходимости обновления 300 млн тонн металла в устаревших производствах и конструкциях. В докладе Н.Азарова акцентируется: сегодня в стране 97% флота старше 20 лет, а возраст 70% его составляющих превышает 30 лет; производственные мощности в машиностроении изношены более чем на 70%. По мнению премьера, столь огромная "внутренняя потребность государства" предоставляет металлургическому комплексу Украины все возможности для получения заказов на много лет вперед. "Ресурс внутреннего потребления, изношенность "всего и вся", как не удивительно, не только проблема, но и на нынешнем этапе – главный ресурс развития экономики", – один из наиболее ярких выводов в его презентации.
О том, что указанная главой правительства цифра "многолетнего ресурса развития" (у ломозаготовителей ее характеризуют как металлофонд страны) в принципе соответствует действительности, эксперты не спорят. Уровень износа основных фондов в украинской экономике из года в год увеличивается. Если в начале 2000 годов он составлял 40-45%, то в настоящее время "перевалил" за отметку в 70%. Согласно официальным данным Госстата в 2010 уровень износа составил 74,9%, указывает А.Кушнарев. И резюмирует: "Цифра в 300 млн тонн резерва фигурировала в СМИ еще в начале 2009. В целом ее можно считать адекватной".
Сомнение аналитиков вызывает способность осуществить такую замену металлофонда – пусть и при господдержке, и на протяжении далеко не двух программных лет – которая пошла бы на пользу именно украинским производителям стали. "Металлофонд в Украине образуется в том числе за счет импорта автомобилей, оборудования, кабелей и др. Пока отмечается столь масштабный импорт, и пока аналогичные товары не выпускаются в Украине (и вряд ли будут, чего уж там скрывать), рассуждать о замещении старого металлофонда украинской продукцией как-то сверхоптимистично", – отмечает А.Макаров.
Вице-президент консалтинговой компании RCG AG Александр Сирик развивает тему импортных угроз, которые могут возникнуть пред нашими металлургами в ходе общеукраинской замены отслуживших свой срок производств и оборудования. "Сортамент металла, выпускаемый отечественными метпредприятиями, в большинстве своем малопригоден для применения в действительно высокотехнологичном производстве машин, – рассказывает он. – Ту же сталь для изготовления трансформаторов наши машиностроительные заводы закупают в Германии или в России, но никак не в Украине. И обновление металла в промышленных фондах Украины сегодня способно обеспечить масштабными заказами преимущественно зарубежных производителей стали. Что в разы увеличит те 1,5-2 млн тонн стальной продукции, которые Украина импортирует в последние годы, снижая собственную выплавку стали".
В дополнение к этому эксперт ставит еще один вопрос – а за какие средства возможно осуществить столь грандиозное обновление металлофонда? 380 млрд грн., в которые чиновники оценивают реализацию всех, а не одних лишь "металлических", мероприятий программы – явно недостаточно. Не говоря уже о 50 млрд грн., которые само государство намерено непосредственно выделить из бюджета на осуществление программы. (Это, кстати, всего на 10 млрд грн. больше, чем страна, по официальным заявлениям высших представителей КМУ, потратила на подготовку к проведению одного только Евро-2012.)
Много или мало запланировали чиновники на активизацию развития всей украинской экономики? Как сказать. "По нынешним расценкам, возможные затраты на модернизацию только стальной части металлофонда могут составить 200 млрд долл.", – подсчитал А.Сирик. Для сравнения: номинальный ВВП Украины в далеко не худшем для нее по темпам развития 2011 году немного превысил 165 млрд долл…
Работая над этой статьей, в одном из разговоров автор услышал знаковую, как оказалось, фразу: "Пожалуй, наибольшие шансы на воплощение имеют те тезисы Программы активизации… которые относятся к поддержке предприятий горно-металлургического комплекса методом предоставления им тех или иных преференций. Хотя бы потому, что подобная поддержка необязательно должна учитывать развитие внутреннего металлопотребления".
Сейчас трудно не согласиться с данными утверждениями. Особенно в свете пятничной пресс-конференции главы государства с его заявлениями о налогово-экономическом эксперименте для отрасли, проведенном 10 лет назад, и о "рецептах поддержки" отечественного ГМК, которые правительство предложит в ближайшее время. Но это совершенно иная тема, и в ней "развитие внутреннего рынка" может оказаться отнюдь не на первых ролях. -- ИА "Минпром (Украина)"