Турецкий феномен. "ИА "Минпром (Украина)"". 4 января 2013
09.01.2013 - 14:06
Турецкая металлургия буквально на глазах превратилась в серьезную силу в макрорегионе Европа – Ближний Восток. Еще в 2000 году в стране было выплавлено 14,3 млн тонн стали – в 3,2 раза меньше, чем в Германии, и в 2,2 раза меньше, чем в Украине. Однако, по данным за 11 месяцев 2012 года, турецкие металлурги выдали 33 млн тонн стали, а по итогам года ожидается доведение этого показателя до 35,8-35,9 млн тонн. Это больше, чем в Украине, где выплавка стали в завершившемся году, очевидно, составит немногим менее 33 млн тонн, и всего на 20% уступает предполагаемому показателю Германии (порядка 43 млн тонн). Объем турецкого экспорта стали оценивается в 2012 году в 20 млн тонн, среди которых более 90% придется на длинномерный прокат, полуфабрикаты и трубы. Среди ведущих производителей стали более быстрый рост производства стали и проката демонстрировали в последние годы только Китай и Индия.
Экономическая эволюция
Подъем турецкой металлургии в 2000 годы является, в первую очередь, следствием и отражением широкомасштабной модернизации турецкой экономики, на протяжении прошлого десятилетия демонстрировавшей самые высокие темпы роста ВВП в регионе. Так, в 2011 году этот показатель превысил 9% – практически на уровне Китая.
Впрочем, развитие турецкой экономики в 1990-2000 годы происходило именно по китайскому сценарию. Страна, которая еще в начале 1980 годов находилась в глубочайшем кризисе и не имела средств даже для оплаты критического импорта, поднялась благодаря реформам, направленным, с одной стороны, на борьбу с коррупцией и наведение порядка в финансовой сфере, а, с другой, на развитие ориентированных на экспорт отраслей. Благодаря активной помощи государства турецкие компании смогли создать целые отрасли промышленности – сначала легкой, а затем судостроительной, трубопрокатной, автомобилестроительной, по производству бытовой техники.
В 1990 годы Турция оказалась одним из главных бенефициаров процесса деиндустриализации Западной Европы. Благодаря своему удачному географическому положению, поощрительной политике государства и относительно дешевой и квалифицированной рабочей силе страна фактически превратилась в промышленную мастерскую Евросоюза, сыграв для него практически ту же роль, что и Китай – для США. Этому, безусловно, способствовало заключение с ЕС соглашения о таможенном союзе в 1996 году. В частности, на сегодняшний день Турция занимает второе место в Европе по объемам производства бытовой техники. Параллельно в стране ускоренными темпами развивалась туристическая отрасль, давшая толчок строительству.
В результате темпы роста потребления стальной продукции в Турции достигали 7-9% в год. Даже во время кризиса спрос продолжал увеличиваться. По прогнозам национальной металлургической ассоциации, в 2012 году потребление стали в стране достигло 28,5 млн тонн, что на 20% превышает уровень докризисного 2007 года.
Соответственно, расширялись инвестиции в металлургию. Не имея собственных запасов металлургического сырья, Турция делала основную ставку на электрометаллургию. По состоянию на 2011 год почти 75% мощностей по выплавке стали в стране было представлено электропечами. Вследствие этого Турция является крупнейшим в мире импортером металлолома – 21,5 млн тонн в 2011 году и около 20,5 млн тонн в 2012. Кроме того, подобная структура отрасли привела к значительным дисбалансам: Турция исторически имела избыточные мощности по производству длинномерного проката и была его крупным экспортером, но традиционно импортировала большую часть необходимой ей листовой стали.
Производство стальной продукции в Турции стабильно росло более высокими темпами, чем потребление. Отчасти это было результатом целенаправленной политики государства. Турция, вынужденная практически полностью покрывать свои потребности в энергоносителях за счет импорта и практически не имеющая запасов сырья (за исключением хромовой руды), имеет хронически отрицательный внешнеторговый баланс и поэтому крайне заинтересована в развитии экспортных отраслей и импортозамещении.
В частности, в последние годы Турция значительно сократила потребности в импорте плоского проката. Если в 2007 году его закупки превысили 10 млн тонн, то в 2012 году их размер составил уже около 5 млн тонн. Произошло это благодаря запуску в 2010-2011 годах новых производств компаниями Erdemir, Colakoglu и MMK Atakas. Для защиты этих компаний в 2011 году была введена импортная пошлина на плоский прокат из СНГ в размере 5-9%. В то же время вывоз за рубеж длинномерного проката продолжает стабильно увеличиваться. Как ожидается, по итогам 2012 года стальная продукция и полуфабрикаты принесут Турции порядка 13,5-14% от всего объема валютных поступлений от экспорта.
Турция и Украина
На протяжении большей части 2000 годов Турция была крупнейшим покупателем украинской стальной продукции. Рекордный объем поставок был достигнут в 2007 году, когда в Турцию было отправлено около 5 млн тонн украинского металла, из них – 2,3 млн тонн горячего проката. Однако затем объемы продаж резко пошли под уклон. За первые десять месяцев 2012 года турецкие компании приобрели 1,17 млн тонн украинских полуфабрикатов и 657 тыс. тонн горячего проката. Чтобы удержать свои позиции на этом рынке, украинским компаниям приходится продавать свою продукцию дешево, с низким уровнем прибыльности.
Более того, в последние годы турецкая стальная продукция теснит украинскую на мировом рынке. Так, конкуренция со стороны турецкой арматуры и катанки стала одной из основных причин сокращения поставок аналогичных материалов из Украины в страны Ближнего Востока и Африки. В 2011 году резко увеличился экспорт турецкого плоского проката в Южную Европу, что привело к заметным потерям для украинских экспортеров.
В связи с этим возникает вопрос: за счет чего турецкая металлургия, не имеющая собственных источников сырья, оказалась более конкурентоспособной, чем украинская? Представляется, что причин у этого феномена несколько. Прежде всего, турецкая стальная продукция зачастую идет за рубеж вслед за турецким капиталом. Турецкие строительные компании ведут активные операции в мусульманских странах Африки, а также на Ближнем Востоке. Неудивительно, что они предпочитают приобретать знакомый им отечественный прокат. Немалую роль играет, очевидно, и фактор религиозной и культурной близости. Более половины турецкого экспорта стали приходится на страны Северной Африки и Ближнего Востока (MENA), где Турция имеет давние торговые и финансовые связи, уходящие еще во времена Османской империи.
Очевидно, определенное значение имеют и географические факторы. Стоимость доставки турецкого проката практически во все страны-потребители в среднем на 10-30 долл./тонн меньше, чем украинского, а сроки могут быть более оперативными. Кроме того, турецкие порты не замерзают зимой. Наконец, Турция имеет достаточно надежную связь по суше с такими странами как Иран и Ирак, в то время как поставки украинской продукции на эти рынки более затруднены.
Не следует забывать еще о таком факторе как бо?льшая интегрированность Турции в экономику западных стран. Помимо таможенного союза с Европой, Турция владеет более прочными связями в США. На турецкую продукцию, в отличие от украинской, практически не вводились антидемпинговые пошлины на рубеже 1990-2000 годов. В результате, по данным за первые три квартала 2012 года, на США и Канаду пришлось около 10% турецкого экспорта арматуры.
В 2012 году ситуация на турецком рынке стали изменилась, причем, не в пользу металлургов. Прежде всего, из-за европейского кризиса упали темпы роста национальной экономики. В 2012 году они должны составить порядка 3,5%, а на 2013 год прогнозируется рост не более чем до 4-4,5%. В последние месяцы в стране сократилось производство бытовой техники, стагнирует автомобилестроение, ориентированное, главным образом, на внутренний рынок. Некоторый спад наблюдается и в строительной отрасли. Очевидно, это приведет к снижению темпов роста потребления стальной продукции. Национальная металлургическая ассоциация прогнозирует, что в 2013 году в стране будет использовано около 30 млн тонн проката, что примерно на 5% превышает показатели предыдущего года. Причем, этот прогноз следует считать оптимистическим.
Торможение произошло и в национальной металлургической промышленности. Если в 2011 году выплавка стали в стране возросла на 17,6% по сравнению с предыдущим годом, причем, производство плоского проката прибавило почти на треть, то в 2012 темпы роста снизились до около 6,5%, а выплавка слябов по итогам января-ноября упала на 9,2% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности.
В ноябре российский Магнитогорский меткомбинат был вынужден остановить выплавку стали и производство горячего проката на свежепостроенном предприятии MMK Metalurji (бывший MMK Atakas) из-за убыточности производства. Россияне, принявшие решение о строительстве комбината в докризисном 2008 году, не предвидели торможения роста потребления плоского проката в Турции и ошиблись, решив использовать в качестве сырья металлолом. Его стоимость на турецком рынке оказалась слишком велика в соотношении с ценами на горячекатаные рулоны, кроме того, в 2012 году в Турции возросли тарифы на электроэнергию и природный газ. Предприятие оказалось убыточным.
Зато для украинских компаний это стало преимуществом. В 2012 году они смогли расширить поставки заготовок в Турцию именно по той причине, что для многих турецких компаний покупка полуфабрикатов за рубежом стала более выгодным делом, чем импорт металлолома. Кроме того, закрытие MMK Metalurji (возможно, оно будет более длительным, чем объявленные российским собственником три месяца) усилит позиции украинских поставщиков горячего проката. По крайней мере, в декабре, после остановки MMK Metalurji, цены на горячекатаные рулоны в Турции возросли на 20-25 долл./тонн, что позволило повысить котировки и украинским экспортерам.
Проблемы турецких компаний не ограничиваются внутренним рынком. В 2012 году из-за международных санкций затруднились поставки турецкого проката в Иран, хотя они смогли компенсировать эти потери трехкратным расширением экспорта полуфабрикатов. Из-за гражданской войны полностью потерян сирийский рынок. Причем, даже если в Сирии придут к власти оппозиционеры, которых поддерживает Турция, экономика страны на долгое время погрузится в хаос. В конце 2012 года импортные пошлины на арматуру были введены в Египте. Наконец, из-за экономического спада и расширения собственного производства падают объемы поставок турецкого длинномерного проката в ОАЭ.
В 2012 году сокращение экспорта по этим направлениям удалось перекрыть за счет Ирака и Саудовской Аравии, где строительная отрасль переживает невиданный бум. Однако в Саудовской Аравии внутренние цены на конструкционную сталь регулируются государством, поэтому стоимость турецкой арматуры, поставляемой в эту страну, фактически не может превышать 600 долл./тонн FOB. Кроме того, ряд саудовских компаний строят новые металлургические предприятия, которые как раз начнут вступать в строй в 2013 году. Вероятно, это приведет к прекращению роста поставок турецкой арматуры в Саудовскую Аравию и заставит металлургов сдвинуть свой ассортимент в сторону полуфабрикатов.
Таким образом, в 2013 году весьма вероятно, что украинские поставщики полуфабрикатов столкнутся с более серьезной конкуренцией на мировом рынке со стороны турецких коллег. Украинским поставщикам арматуры на Ближний Восток и в африканские страны также придется еще труднее, чем в завершившемся 2012 году. Впрочем, если высокие цены на металлолом сохранятся (а так, скорее всего, и будет), Турция останется крупным покупателем украинской заготовки, а ситуация на местном рынке горячего проката, как минимум, не ухудшится для отечественных поставщиков. -- ИА "Минпром (Украина)"