Актуальная история: металлурги между газом и углем. "UGMK.INFO (Украина)". 21 ноября 2012
21.11.2012 - 14:02
О том, что модернизация производства дается нелегко украинским металлургам, свидетельствует затяжной процесс перевода доменных печей на ПУТ. Однако отметим, что если отечественные промышленники ухитрялись справляться с подобными сложностями еще в XVIII-XIX веках, то, вероятно, "осилят" это и сейчас.
По состоянию на конец октября, установки вдувания пылеугольного топлива используются всего на 3-х предприятиях - "Донецкстали", "Запорожстали" и Алчевском МК. Меткомбинат им. Ильича собирается ввести в эксплуатацию ПУТ до 2013 г., а Енакиевский МЗ – в конце 2014 г. Основные сложности у металлургов возникают с обеспечением качественным сырьем и топливом. Кроме того, на скорости модернизации украинских заводов сказывается большой объем вложений, необходимых для внедрения ПУТ.
Правда, во время зарождения металлургии в Донецко-Криворожском бассейне предпринимателям приходилось гораздо хуже. Так, при переходе с древесного угля на каменный топки приходилось полностью переобустраивать под новый вид топлива, и если уголь переставал поступать или его качество признавали недостаточным, вернуться к дровам они уже не могли. Кроме того, неизученные сорта угля зачастую засоряли топки или приводили их в негодность, в связи с чем производство приходилось приостанавливать или даже бросать на долгие годы.
Уголь за уголь
На юге имперской России первым начал использовать каменный уголь при плавке чугуна построенный в 1799 г. Луганский метзавод. Правда, спустя 6 лет из-за постоянных неудач с собственной выплавкой ему пришлось перейти на переплавку лома и полученного с Урала чугуна. Основатель донбасской металлургии Аполлон Мевиус связывал сложности на заводе с плохим качеством руд и угля, однако горный инженер и геолог Евграф Ковалевский, который в то время работал на заводе практикантом, позже отметил, что причины крылись также "в отсутствии у металлургов необходимых практических навыков и знаний".
В 1830 г. управляющий Департаментом горных и соляных дел Корнеев снова попытался "реабилитировать" Луганский завод, обнаружив якобы неплохие руды неподалеку. Предприятие проработало еще 47 лет, занимаясь выплавкой артиллерийских снарядов и железных элементов для крепостей и арсеналов, но промышленную плавку чугуна на местном каменном угле так и не "осилило". Поэтому в 1887 г., несмотря на многотысячные инвестиции Горного департамента и обеспечивающие часть финансирования "левые" заказы (частные - проходившие вне отчетности, для которых использовался непригодный для орудий чугун), завод был ликвидирован.
Впрочем, часть специалистов Луганского метзавода была направлена строить Лисичанский, на котором продолжилось изучение возможности плавки чугуна на каменном угле. Однако место для чугунолитейного завода было неудачным: оно было заранее выбрано казной как место для "горнопромышленных заведений", так как рядом находились большие запасы угля, однако из этого угля получался неважный кокс. "Если бы был устроен завод на отлично коксующемся и известном русским техникам александровском угле (территория современного Донецка), дальнейшее развитие чугуноплавильного дела на Юге России обошлось бы без иностранцев" - писал известный горный инженер Иван Тиме. Кроме проблем с коксом, поговаривали, что чугун на Лисичанском заводе получался посредственным, потому что директор горного департамента Владимир Рашет использовал свое служебное положение, чтобы "продвинуть" собственную конструкцию домны, которая оказалась непригодной для плавки чугуна на минеральном топливе. Впрочем, "лисичанский" чугун оказался достаточно высокого качества, но дорогим в производстве, из-за чего впоследствии завод все-таки закрылся.
Модернизация производства в то время также затягивалась и из-за малого количества работников, многие из которых к тому же не могли работать либо по состоянию здоровья, либо из-за пьянства. К примеру, горный начальник Луганского завода Густав Гесс де Кальве в 1822 г. отмечал, что на предприятии осталось лишь 529 работников, из которых «находится в бегах более 6 лет – 53 человека и больных 50 человек». Многие мастеровые рано потеряли трудоспособность, изувечены и «не способны не только в заводские работы, но и в сторожа». С одной стороны, такое состояние работников являлось следствием отношения к ним - например, когда на Краматорском заводе огнедувным вихрем было сожжено шесть человек, руководство сочло это мелочью по сравнению с пострадавшими механизмами. Однако не меньшую роль сыграло и злоупотребление алкоголем, раз проблема «вреда от близости питейных заведений» выносилась уже на I Съезд горнопромышленников Юга России.
Премии за газ
К середине 20 века стремление к уменьшению расхода кокса и одновременно удешевлению выплавки чугуна привели металлургов к попытке замены топлива для домен. В качестве альтернативы предлагались природный и коксовый газ, мазут и пылеугольное топливо, опытные плавки большей частью проводились на «Запорожстали» и «Азовстали» в 1940-1950 гг. В 1958 г. на работу с применением газа перевели 13 доменных печей «Запорожстали», ДМЗ им. Петровского и Дзержинского, а к 1960 г. их число превысило 20.
Большинство историков советского периода объяснили перевод печей на газ его большими запасами в СССР, однако очевидно, что мазут и пылеугольное топливо проиграли, так как для их введения требовалось больше ресурсов. Например, уже после опытных плавок с подмешиванием угольной пыли в кокс, выяснилось, что частичная замена кокса измельченным углем является бесперспективной и для использования ПУТ необходимо строить специальные установки. Впрочем, перевод домен на газ тоже, очевидно, был достаточно сложным делом, раз в 1960 г. за внедрение этой технологии специалистов всех заводов, хотя бы частично внедривших «газовую» технологию - «Запорожстали», Донецкого, а также ДМЗ имени Петровского и Дзержинского, – наградили Ленинской премией.
Украинские металлурги не спешат с переводом доменных печей на ПУТ, так как это требует более качественного сырья и существенных финансовых вложений. Однако выбора у металлургических олигархов нет - пылеугольное топливов сейчас является наиболее экономичным и эффективным для выплавки чугуна, а отечественные промышленники не настолько богаты, чтобы покупать «дешевый» российский газ. -- UGMK.INFO (Украина)