Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 17.10.2012

Тяжелый рок металла. "Деловой квартал". 16 октября 2012

17.10.2012 - 13:14
Тема обновления свердловских производств обострилась. Сыграло роль окончание кризиса и вступление РФ в ВТО. Важнее разве что снижение издержек. Но стратегии предприятий в последние 2 года не менялись

В Свердловской области экономика индустриального типа: около 40% внутреннего регионального продукта приходится на промышленные предприятия. "Вместе с тем с 2006?г. доля промышленности в ВРП постепенно снижается", — констатировал Владислав Пинаев, министр промышленности области, подводя итоги первого квартала 2012?г. Структура промпроизводства меняется незначительно: доля металлургии хоть ниже (с 53% в 2006?г. опустилась до 48% в 2012-м), но отрасль по-прежнему доминирует. Это видно и из составленного аналитиками "ДК" рейтинга крупнейших компаний Екатеринбурга. Горно-металлургический комплекс формирует до 50% налоговых доходов региона.

С модернизацией на щите

За последние 2,5-3 года мало что изменилось в приоритетах крупнейших уральских предприятий, считает Андрей Беседин, президент Уральской торгово-промышленной палаты (УТПП). "Кризис всех без исключения заставил еще раз пересмотреть программу снижения издержек. От слова "модернизация" уже все вздрагивают, но правда в том, что от техперевооружения никуда не уйти". По его словам, обновление производств необходимо промышленникам не только чтобы повышать конкурентоспособность, но и чтобы не зависеть от трудовых коллективов: "Примеров давления на руководство с помощью забастовок сейчас немало. Я знаю проекты ряда компаний, там после установки нового оборудования сократят численность штата с 2 тыс. до 150-200 человек. С одной стороны, это социальный вызов, но с точки зрения бизнеса — вполне оправданный подход".

Сокращение затрат происходит по-разному. Например, "МРСК Урала", РМК, предприятия Группы ЧТПЗ освобождаются от непрофильных активов. РУСАЛ задумался о закрытии неэффективного Богословского алюминиевого завода, что привело к забастовке. Ну а перевооружение оказалось под силу далеко не всем.

Процессы модернизации в гражданском машиностроении Андрей Бухмастов, директор регионального Союза машиностроительных предприятий, зампредседателя Свердловского регионального отделения Союза машиностроителей России, сравнивает с лоскутным одеялом: "Заплатка на заплатке. Предприятия приобретают по два-три импортных станка — на сколько хватает денег — и работают дальше. Комплексной системы нет". По оценке Александра Петрова, вице-премьера областного правительства, изношенность станочного парка в машиностроительном комплексе — 70-80%.

Региональный Минпром приводит единичные примеры современных машиностроительных производств: ЗАО "НПП "Машпром", ЗАО "Уралпромоборудование", ОАО "НПО "Уралчерметавтоматика". Объемы вложений в гражданское машиностроение области несопоставимы с деньгами, которые инвестируют металлурги. Так, все уральские машиностроители в 2011?г. вложили 8,5 млрд руб. Для сравнения: объем инвестиций в капитальное строительство одного лишь завода "Уралэлектромедь" за тот же период превысил 4 млрд руб. Примечательно, что перечисленные Минпромом компании не входят в сотню крупнейших (см. рейтинг "ДК" на с. 30).

"Промышленным гигантам — взять Уралмашзавод, Уралхиммаш, Уральский турбинный завод, Уралэлектротяжмаш и др. — гораздо тяжелее. Затраты на переоснащение у них велики, а рентабельность пока не позволяет проводить его комплексно", — комментирует г-н Беседин. Напомним, Уралмашзавод решил модернизироваться постепенно. В 2012?г. предприятие намерено было запустить три новых компактных производства — по выплавке стали, изготовлению валков и горного оборудования. Заводу помогает Газпромбанк, который до 2013?г. открыл кредитную линию на 5 млрд руб. "Я полагаю, что через год-два они уже выйдут на нормальный режим работы. Заказов у них много. В этом плане проблем не будет", — надеется г-н Бухмастов.

Особняком стоят представители оборонки — в Свердловской области 42 таких предприятия. В этом году с подачи президента Владимира Путина ОПК загрузили заказом до 2020?г. на общую сумму в 20 трлн руб. Так, Уралвагонзавод (УВЗ) получит от государства 67 млрд. Олег Сиенко, гендиректор УВЗ, заявлял, что предприятие добавит еще 19,5 млрд и проведет полноценную модернизацию. Корпорация планирует начать строительство второго завода в Нижнем Тагиле в 2012?г. и запустить его в 2015-м. ПО "Уральский оптико-механический завод" (УОМЗ) тоже обеспечен заказами: портфель на 2012?г. уже в конце 2011-го был сформирован на уровне 20 млрд руб. (60% — гособоронзаказ) и должен вырасти еще на 10 млрд. На перевооружение в 2011 г. УОМЗ направил 21 млрд руб. Но у госзаказа есть большой минус: неравномерность финансирования. Андрей Беседин: "Не всегда деньги поступают своевременно. Предприятия ОПК вынуждены брать кредиты на запуск возросших заказов в производство".

Гораздо легче на модернизацию выходили металлурги. "Они быстрее восстановили докризисный уровень продаж. И даже после кризиса сохраняли достаточно большой объем экспортных поставок, в то время как экспорт машиностроительной продукции значительно сократился. В итоге металлурги первую, а то и вторую волну модернизации своего производства уже провели. Так называемую белую металлургию сегодня демонстрируют и ПНТЗ, и УГМК", — рассказывает Андрей Бухмастов. Минпром подтверждает: металлурги достигли уровня 2006?г. по объемам инвестиций уже в 2011-м. Рост инвестиций продолжится и составит к 2020?г. 220 млрд руб. совокупно — прогнозирует г-н Пинаев: "В перспективе до 2020?г. черная и цветная металлургия останутся основными поставщиками для производств в России. Более 90% всей массы конструкционных материалов, используемых промышленными и строительными предприятиями, будут изделия из металлов".

"Белые" принципы, реализованные ЧТПЗ на площадке ПНТЗ в 2010?г. (запущен электросталеплавильный комплекс "Железный Озон 32", с кредитами за создание которого ЧТПЗ до сих пор рассчитывается), предприятие намерено транслировать на все свои территории. В ЧТПЗ объясняют: преимущества белой металлургии — в применении современного оборудования, привлечении профессиональных кадров, в экологичности производства и комфортных условиях труда. Для подкрепления идеи ЧТПЗ совместно со свердловским правительством и Первоуральским металлургическим колледжем запустили образовательную программу "Будущее белой металлургии". "На территории ПНТЗ построен образовательный центр площадью 5 тыс. кв. м. Он оборудован лабораториями, симуляторами трубопрокатных станов и другими обучающими технологиями от ведущих компаний мира. Инвестиции в программу составляют порядка 700 млн руб., около 200 млн из них — средства областного бюджета. Центр начал обучать первых студентов осенью прошлого года", — отмечает Эвелина Григорьева, заместитель генерального директора ЧТПЗ по связям с общественностью. Тем самым предприятие решает одну из наиболее острых проблем промышленников, стоящую на пути модернизации, — дефицит профессиональных кадров. Другие метхолдинги действуют по схожей схеме и реализуют комплексные инвестпрограммы. Так, ТМК в рамках 10-летней программы запустила совместный проект с РОСНАНО на Синарском трубном заводе (подробнее — на с. 44).

По мнению Владимира Машкова, советника председателя свердловского правительства, новой точкой роста металлургического комплекса может стать продукция для авиации. "Авиастроительные корпорации снова начинают работать: разработка и запуск самолета Ил-476 тому подтверждение. А значит, увеличится и спрос на металлургическую продукцию на внутреннем рынке. Если посмотреть на промышленников, то и они вновь вышли на традиционные советские рынки — возобновляют торговые связи с арабскими странами", — рассказывает г-н Машков. О планах выпускать новый тип ближнемагистральных самолетов заявил "УГМК-Холдинг": первые машины должны появиться на рынке уже в 2015 г. Но производить их будут не на Урале, а на чешском заводе Aircraft Industries в Куновице, 51% акций которого принадлежит УГМК.

Откуда берутся деньги

Планы промышленников тормозит тривиальная причина — недостаток средств. Кредиты по-прежнему доступны далеко не всем, говорит Анатолий Сысоев, председатель комитета СОСПП по промышленности и взаимодействию с естественными монополиями: "Если цена кредита 15%, то рентабельность производства должна быть 25-30%. Попробуй заложить в себестоимость кредит под 25% — и останется только закрыться. К тому же банки очень долго оформляют бумаги — до полугода. Требуют высоких залоговых обязательств". Многие средние и крупные предприятия не готовы кредитоваться. Банкиры констатируют: в последние два года число солидных инвестпроектов и заявок на финансирование уменьшилось. "Кризис 2008?г. не прошел даром. Предприниматели по возможности стараются ориентироваться на собственные средства", — поясняет президент УБРиР Антон Соловьев.

К другим финансовым инструментам подход еще более осторожный. "За два года было очень мало выпусков облигаций и тем более акций на западных площадках. Размещениями на внутреннем рынке тоже никто не отличился. Многие заменили рыночные инструменты на кредиты госбанков, что, на мой взгляд, шаг назад", — рассуждает Константин Селянин, начальник управления финансовых рынков Уральского межрегионального банка.

Удача в 2011-2012 гг. сопутствовала предприятиям, успевшим влиться в крупные инфраструктурные проекты. Так, завод "Уральские локомотивы" создал совместное производство с Siemens AG. "Количество заказов в рамках программы по обновлению подвижного состава РЖД у них огромное. Такое СП тянет за собой целую цепочку предприятий-поставщиков — их более 30: Уралэлектромаш поставляет двигатели, НПО автоматики — системы управления. Это дает возможность машиностроителям восстанавливать позиции", — комментирует г-н Бухмастов. Другой пример продемонстрировали собственники обанкротившегося оборонного завода Уралсельмаш в Бисерти. "Предприятие было внесено в список стратегически важных, и конкурсному управляющему не разрешали продавать имущество по частям. Но один из собственников, он же экс-директор, умудрился один из цехов выкупить и наладил там производство фитингов, отводов из пластика для систем водопроводов и канализации. И теперь живет как кум королю. Он говорит: "Я готов отлить и поставить бюсты Дмитрия Медведева и Владимира Путина у себя на предприятии, потому что они вложили деньги в реформу ЖКХ, и я теперь работаю по системе Toyota — без складов", — рассказывает Андрей Бухмастов.

Положительные перемены в 2011?г. наметились для производителей стройматериалов, которые до этого испытывали спад. "Во второй половине 2011?г. "на северах", и в первую очередь на Ямале, возобновились большие стройки. Свердловские производители снова стали востребованными. К ним пошли деньги", — отмечает г-н Сысоев.

Александр Комиссаров, генеральный директор ЗАО "Мегамарт", предлагает рассматривать продуктовый ритейл как индикатор состояния экономики региона: "Мы работаем в разных городах Свердловской области и, по сути, мониторим всю ее территорию. С одной стороны, наблюдается рост покупательской активности относительно кризисных 2008-2009 гг. Растет не только частота покупок, но и размер среднего чека. С другой стороны, мы начали испытывать дефицит рабочей силы. Параллельно поднялись ставки аренды коммерческих площадей. Ситуация меняется с каждым месяцем. Это говорит о росте деловой активности и улучшении экономического положения региона в целом".

Кластерный долгострой

Кластерную политику в Свердловской области начал проводить Александр Мишарин, возглавлявший регион в 2009-2012 гг. Летом 2011-го металлургия оправилась от кризиса, но по итогам года дефицит бюджета составил 6,4 млрд руб. Губернатор намеревался диверсифицировать экономику области за счет машиностроения, химической промышленности, фармацевтики и ИТ. Точками роста должны стать отраслевые кластеры. В планах до сих пор значится, что до 2015?г. их число достигнет десяти.

На сегодня действуют два кластера — фармацевтический и ИТ. Оба созданы по инициативе самих участников рынка. Итоги работы за два года разные: если фармацевтический в 2012?г. в рамках соглашения между властями Свердловской области и правительством Чечни получил крупный заказ и открыл диализную клинику в Грозном, то ИТ-кластер безуспешно продолжает выбивать создание бизнес-инкубатора для стартапов.

Остальные кластеры (трубный, химический, железнодорожного машиностроения и др.) находятся в процессе формирования. В частности, трубный кластер, созданный на площадке Синарского трубного завода (СинТЗ, входит в ТМК) в Каменске-Уральском сейчас объединяет бывшие собственные структурные подразделения, выведенные в отдельные юрлица ("Синара-благоустройство", "Синара-Ремстрой", "Синара-проект", РТЦС "Синара" и др. — всего 11). Как рассказал "ДК" Николай Трутнев, технический директор СинТЗ, в течение года планируется привлечь еще ряд сторонних резидентов: "Наш завод подавал заявку в программу создания индустриальных парков. При положительном решении мы рассчитываем, что дороги и коммуникации под энергоносители для участников кластера будут построены за счет бюджетных средств. С нашей стороны — все необходимые энергоресурсы. Кроме того, плюсом к 40 га нашей территории под индустриальный парк муниципалитет выделит еще 30 га, а городской округ — порядка 100 га. Это позволит создать на площадке несколько серьезных производств. С потенциальными резидентами ведутся переговоры. В частности, здесь может развернуть свое новое производство каменский механо-литейный завод".

Кластеры в Свердловской области могут развиваться быстрее, уверен Анатолий Сысоев, но этому мешает их юридический статус: "Наши кластеры оформлены как некоммерческие организации. Это значит, что прибыли они не получают. Но на одном энтузиазме не прожить. Крупным кластером нужно управлять, не обойтись без топ-менеджеров. А за счет чего их содержать? Поэтому кластеры малоэффективны, поэтому сроки создания растягиваются". По словам эксперта, более правильно использовать модель развития моногородов — формировать кластер вокруг одного крупного предприятия. "Непрофильные производства или небольшие заказы логично отдавать малым и средним предприятиям в составе кластера. Во всем развитом мире — в США, Японии, странах Европы — кластеры работают именно так. Для головного завода это возможность сосредоточиться на профильном производстве, а малые и средние предприятия закрывают вопрос поиска рынков сбыта", — резюмирует г-н Сысоев.

Параллельно с кластерной политикой в Свердловской области продолжают заниматься созданием совместных предприятий с зарубежными компаниями. Александр Петров считает СП инструментом, который позволит обновить устаревшие мощности на взаимовыгодных условиях: "Мы крайне заинтересованы в привлечении новых технологий, поэтому сегодня ведем переговоры сразу с несколькими фирмами о создании совместных предприятий — в первую очередь станкосборочных и инструментальных производств". Г-н Бухмастов приводит пример такой синергии: Камышловский электротехнический завод (входит в группу "ЭЛТЕЗА", 50% минус 1 акция принадлежит канадской компании Bombardier) в 2011?г. начал техперевооружение и закупил итальянское оборудование для гидравлического цеха. Сейчас, оценивает Андрей Бухмастов, по качеству предприятие может конкурировать с такими игроками, как Siemens. -- Деловой квартал

Новости по этой теме

В Новости

Всего новостей  164994

ГОД:
МЕСЯЦ:
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>