Претендентов на активы ThyssenKrupp в Бразилии и США достаточно, но вывести их из убытков смогут лишь те немногие компании, которые смогут обеспечить их сверхдешевым сырьем и устойчивыми рынками сбыта.
5 претендентами на предприятия ThyssenKrupp в Бразилии и США являются бразильские Companhia Siderurgica Nacional (CSN) и Vale, японская JFE Holdings, южнокорейская POSCO и китайская Baosteel. Ранее сообщалось также об интересе к заводам ThyssenKrupp Steel Americas (TKSA) со стороны ArcelorMittal и американской U.S. Steel.
За оба завода в Бразилии и США в ThyssenKrupp хотят получить минимум 7 млрд. евро при инвестициях в их строительство 10 млрд. евро. Консультанты по продаже Goldman Sachs и Morgan Stanley смогли собрать достаточно участников, однако "разогреть" цену не удастся - получить даже 6 млрд. евро будет проблематично. Претенденты пока не видят, каким образом можно перестроить заложенную в американском подразделении бизнес-модель.
Действующая схема работы TKSA (бразильский сляб – штатовский лист) генерирует 1 млрд. евро убытков в год. За 9 месяцев 2011/2012 фингода продажи Steel Americas выросли вдвое к АППГ – до ?1,59 млрд., отрицательное значение EBIT (прибыль до вычета процентов и налогов) снизилось с ?887 до ?781 млн. Но уже в 3-м квартале текущего ф/г доналоговые убытки TKSA выросли до -?263 млн.
Все только начинается?
Немецкие СМИ пишут, что на случай провала плана "А" - продажи TK Americas, у компании есть план "Б" - продажа TK Europe. Говорить об этом преждевременно, но очевидно, что даже возможность такой продажи вызвала бы бурю в металлургии Германии (ThyssenKrupp производит почти половину немецкой стали), ЕС и мира. В этом случае ThyssenKrupp пришлось бы иметь дело с канцелярией Меркель, которой придется объяснить – каковы гарантии того, что продажа заводов в Германии не приведет к снижению занятости и социальной защиты 30 тысяч немецких металлургов? К тому же, ведущие европейские стальные компании не смогут купить ThyssenKrupp из-за антимонопольных ограничений, и это может открыть двери (что весьма нежелательно для ЕС) для настырных китайцев.
Стратегию по продаже всех неприбыльных и зависящих от циклического спроса бизнесов реализует Генрих Гизингер, занявший пост генерального директора ThyssenKrupp в прошлом году. Литейная компания Waupaca продана американской KPS Capital в мае 2012 г. В августе подразделение по выпуску сталепродукции для строительства TK Construction Group продано ирландской Kingspan Group. Подразделение по выпуску спецзаготовок для автоиндустрии Tailored Blanks купила китайская WISCO. Inoxum, дивизион по выпуску нержавеющей стали, уже почти влился в финскую Outokumpu (сделка ждет утверждения регулирующими органами ЕС).
Однако вернемся к стальному подразделению. В строительство TK CSA в Санта-Круз (штат Рио-де-Жанейро) вложено $7 млрд. В состав слябового комбината входит коксовый завод (1,9 млн. т), аглофабрика (5,7 млн. т), электростанция, 2 домны общей мощностью 5,3 млн. т, 2 конвертера и МНЛЗ (5 млн. т), рядом находится порт.
Завод ThyssenKrupp Steel USA в Калверте (Алабама) выпускает лист для автопрома. Мощности предприятия, в которое инвестировано $5 млрд. - 5,2 млн. т листа, в т.ч. 1,5 млн. т оцинковки. Это наиболее технологически продвинутый сталепрокатный завод в США (возможно, и в мире).
Идея состояла в том, чтобы построить «виртуально интегрированное сталелитейное производство», несмотря на тысячи километров между Бразилией и США. В 2007 г., в момент активного роста рынка, замысел ThyssenKrupp казался осуществимым – создать низкозатратное производство первого передела в Бразилии, дополнив его выпуском продукции с высокой добавленной стоимостью в США.
При ценах на прокат для американского автопрома в $1000 за т (и выше, если говорить о пиках 2008 г.) заплатить $20 и даже $50 за доставку тонны сляба из Бразилии было «не жалко». Однако уже летом 2011 г. горячекатаный прокат в США упал с $800 до $620 за т, сразу сделав всю схему убыточной.
Затраты на производство в Бразилии увеличились из-за удорожания рабочей силы и роста бразильского реала. Цены на руду возросли, поставив ThyssenKrupp USA в невыгодное конкурентное положение по сравнению с производителями в США, имеющими собственные железорудные и угольные шахты. Кроме того, стоимость доставки слябов выросла до $50-90 за т, что составляет уже от 12% до 16% от стоимости проката.
Кто?
У бразильского завода есть соакционер – компания Vale (27%), имеющая преимущественное право покупки. Еще один местный претендент – компания CSN, которая предлагает правительству страны через BNDES (госбанк развития Бразилии) профинансировать план по покупке активов ThyssenKrupp, став их соакционером. В целом, если немцы будут продавать активы отдельно, то ThyssenKrupp CSA быстрее найдет покупателей – однако будущему покупателю желательно иметь свою руду в Бразилии (этому условию отвечают и Vale, и CSN), чтобы снизить стоимость слябов.
Завод в Калверте привлекателен для покупателей, имеющих производство слябов в США, либо для тех, кто может привезти полуфабрикаты дешевле, чем из Бразилии. Самые дешевые слябы сейчас делают, как известно, в России – например, у НЛМК во 2-м квартале 2012 г. себестоимость 1 т слябов составила $411. Компания Лисина могла купить завод в Калверте (почти все российские меткомпании уже имеют необходимые им в нынешней рыночной ситуации активы в США) и обеспечить его слябами, однако стоимость их доставки в США будет выше, чем из Бразилии, что сведет «на нет» выигрыш в себестоимости продукта.
Основные игроки в сегменте плоского проката США – US Steel, ArcelorMittal, Nucor и AK Steel. US Steel, купив завод в Калверте укрепился бы в качестве лидера по выпуску листового проката, однако в США большинство экспертов считают, что сейчас, в условиях наличия в отрасли избыточных мощностей, никто из американских компаний не решится на рискованную покупку – это будет кто-то из иностранцев.
Что касается ArcelorMittal, то они сейчас не могут ничего купить в США вследствие антимонопольных ограничений. Если компании Миттала очень нужен завод в Алабаме, придется сначала продать «что-нибудь ненужное». -- UGMK.INFO (Украина)