Экспортно ориентированная украинская металлургия вследствие сокращения металлопотребления в мире испытывает острый дефицит заказов на свою продукцию. В результате возникает недостаточная загрузка производственных мощностей. Основная задача украинских металлургов сегодня заключается в том чтобы, как минимум, сохранить свои позиции на внешних рынках. Для этого необходимо максимально гибко реагировать на запросы потребитеплей и выпускать качественную и востребованную рынком продукцию. Например, ПАО "Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича", входящее в группу "Метинвест", активно ведет работу по освоению новых наиболее трендовых марок стали.
Украинский экспорт стали за первое полугодие текущего года снизился более чем на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года или более чем на 830 тыс. т. Показатели июля и августа 2012 года тоже не утешительные. Из-за этого меткомбинаты вынуждены сокращать объем выпуска.
Одним из решений данной проблемы может стать развитие внутреннего рынка. Однако потеря большей части внутренних потребителей продукции черной металлургии Украины (ВПК, заводы тяжелого и транспортного машиностроения) в 90-е годы обусловили высокую ориентацию на экспорт. Сегодня за границу идет 75-80% стальной продукции, произведенной в Украине. Это наивысший показатель среди стран с развитой металлургией. По оценкам специалистов, даже при создании самых благоприятных условий развитие внутреннего рынка страны возможно не ранее, чем через 10-15 лет. Причем, его максимальный объем составит не более трети от существующих производственных мощностей.
Что же, само собой напрашивается второе решение проблемы дефицита заказов – освоение новых ниш на мировом рынке стали. Некоторые метпредприятия выбрали для себя данный путь развития и активно работают в направлении освоения новых марок стали и улучшения качества выпускаемой продукции.
Достаточно критичная ситуация со снижением внешних продаж сложилась на одном из крупнейших предприятий Украины ПАО "ММК им. Ильича". Из-за отсутствия заказов в летний период производственные мощности загружены здесь всего на 60%. Период затишья предприятие использует не только для приведение оборудования и территории комбината в порядок, но и для расширения сортамента с целью поиска новых рынков сбыта.
В настоящее время в рамках реализации стратегии по расширению рыночной доли группы "Метинвест" путем создания новых продуктов ММК им. Ильича активно разрабатывает документацию и новые технологические процессы изготовления опытных образцов продукции, которые будут обладать новыми качественными или размерными характеристиками. Например, при производстве горячекатаного толстого листа в ЛПЦ-3000 сегодня уделяется большое внимание термомеханической прокатке.
В целом же с целью освоения производства горячекатаных листов из высокопрочных марок стали в состоянии поставки "термомеханическая прокатка" силами комбината была разработана технология и уже проведена опытная прокатка листов, обеспечивающая соответствие требованиям европейских норм EN 10025:4 и EN 10149. По предварительным результатам приемочных испытаний листов опытных партий, были подтверждены обеспечение требований евростандартов и надежность оборудования для организации серийного производства.
При наличии заказов комбинат планирует продолжать освоение новых продуктов. В частности, речь идет о производстве высокопрочных горячекатанных листов из стали марок S500-S650 MC и штрипса с новыми качественными характеристиками для изготовления магистральных газонефтепроводных труб высокого давления на российском ОАО "ЧТПЗ". -- Русмет