Восточным курсом. "Укррудпром (Украина)". 26 июня 2012
27.06.2012 - 11:29
Продажа Лондонской биржи металлов приблизит крупнейшую в мире площадку для торговли промышленными металлами к крупнейшему в мире их потребителю.
История с продажей Лондонской биржи металлов (London Metal Exchange — LME) практически завершена: ее покупает Гонконгская фондовая биржа (Hong Kong Exchanges & Clearing — HKEx).
До сих пор HKEx не принимала участия в консолидации мировой отрасли. Однако в 2011 году этот процесс резко ускорился, и руководство гонконгской биржи призадумалось о будущем. Хотя в предыдущие три года HKEx лидировала на рынке IPO, глобальный финансовый кризис резко сократил ее прибыли от торговли ценными бумагами, да и конкуренты резко активизировались. Сэм Хилтон, гонконгский аналитик американской брокерской фирмы Keefe, Bruyette & Woods, оценивает ситуацию так: “Рыночная доля Hong Kong Exchanges увеличилась до грани, за которой постепенный рост листингов и другие новые продукты уже не могут оставаться драйверами повышения прибылей”.
Очевидно, топ-менеджеры HKEx пришли к тем же выводам и в начале 2011 года приняли решение о радикальном изменении стратегии. Было решено сократить зависимость от ценных бумаг и сделать ставку на торговлю товарами. По их мнению, HKEx, создавшая себе имя на IPO гигантских государственных компаний Китая, вполне способна быть не только источником капитала для континентального бизнеса, но и заняться обеспечением других потребностей китайской промышленности. А вскоре после принятия этого решения была выставлена на продажу LME.
HKEx покупает LME за 1,4 млрд. фунтов стерлингов (2,18 млрд. долларов). При этом гонконгской бирже удалось потеснить конкурентов — Intercontinental Exchange, CME Group и NYSE Liffe, лондонский филиал NYSE Euronext. Покупка открывает HKEx доступ к торговле металлами, спрос на которые в Китае продолжает расти, и сразу выводит гонконгскую биржу в группу мировых лидеров, поскольку на долю LME приходится 80% мировой торговли базовыми металлами (в первую очередь — медью и алюминием). “Это даст нам возможность выйти за рамки традиционной торговли ценными бумагами и деривативами, мы расширим наш ассортимент, добавив такие продукты, как валюта и товары. Это открывает новые пути для развития нашей биржи”, — заявил счастливый глава Hong Kong Exchanges Чарльз Ли.
Именно Ли — бывший журналист, бывший редактор China Daily, бывший нефтяник и бывший банкир JP Morgan Chase, присоединившийся к топ-менеджменту HKEx в 2009 году — является автором идеи радикального изменения стратегии биржи и дирижировал ее осуществлением. Кстати, в январе Ли удивил рынок заявлением, что товарные активы открывают наилучшие возможности роста, наряду с альянсами с китайскими фондовыми биржами, которые включены в долгосрочную стратегию Hong Kong Exchanges.
Идея перехода к торговле товарами возникла после того, как другая крупная инициатива Ли — получение листингов иностранных компаний — имела половинчатый успех. На HKEx состоялись листинги Rusal (2010 год) и итальянского торгового дома Prada (2011), однако многие акции котировались низко, и объемы торговли были небольшими. По стоимости IPO, проведенных в 2012 году, HKEx занимает в мире седьмое место после Nasdaq, New York Stock Exchange, Kuala Lumpur и даже Shanghai Stock Exchange (данные — Dealogic). Тем не менее, Ли смело ринулся в борьбу за LME, включившись в конкуренцию с солидными товарными биржами, и — победил. Чтобы повысить доверие к своему предложению, HKEx в минувшем году наняла финансового директора из торговой компании Noble Group, бывшего топ-менеджера Chinas Securities Regulatory Commission и бывшего исполнительного директора CME.
Ожидается, что HKEx значительно расширит бизнес LME в Китае, который обеспечивает 40% мирового спроса на металлы, но только пятую часть доходов лондонской биржи. Сейчас в Китае действуют три фьючерсных биржи, но только одна из них ведет бизнес с цветными металлами — ориентированная на розничную торговлю Shanghai Futures Exchange. Причем ее продукты деноминированы в юанях, а не в долларах, которые являются традиционной валютой в мировой товарной торговле. Тем не менее конкуренция будет серьезной. Учитывая конкурирующие контракты по металлам от Shanghai Futures Exchange, возможности HKEx ускорить процесс открытия китайского рынка для LME будут хоть и лучше, чем у самой LME, но все же ограниченными, полагает Хилтон из Keefe, Bruyette & Woods.
Однако в азиатской биржевой среде сформировалось более оптимистичное мнение — основное преимущество этой сделки состоит в тесных связях HKEx с Китаем, и именно эти связи способны ускорить создание в стране складов под брендом LME, расширить и диверсифицировать членскую базу биржи и упрочить связи с Shanghai Futures Exchange. Ли уверяет, что HKEx сумеет расширить бизнес LME в Китае. А участники рынка говорят, что центр тяжести в торговле металлами смещается в Азию, где имеется гигантский потенциал роста.
HKEx ожидает, что приобретение последней из европейских голосовых бирж будет завершено в четвертом квартале 2012 года, а рост прибылей начнется на третий год после закрытия сделки. Правда, аналитики еще не уверены, что сделку утвердят акционеры — их состав весьма асимметричен: помимо крупных компаний, много мелких фирм, заинтересованных в сохранении низких сборов. Да и крупные акционеры заинтересованы в сохранении нынешней бизнес-модели и “голосового рынка”, который обеспечивает прозрачность ценообразования. Эти традиции приветствуются, поскольку они представляют точный механизм открытия цены, хотя бизнес ведется также в электронной форме и по телефону.
Однако Ли заявил, что в этом вопросе HKEx пока сохранит статус-кво. После завершения покупки LME, как и на протяжении последних 135 лет, мужчины в строгих костюмах будут по-прежнему использовать тайные сигналы руками в проведении голосовой торговли, при которой продавцы и покупатели выкрикивают предложения о покупке или продаже меди, алюминия, свинца, никеля, олова и цинка на круглом подиуме в старинном здании на Леденхолл-стрит около Bank of England. -- Укррудпром (Украина)