Как социалисты олигархам помогали. "Укррудпром (Украина)". 22 июня 2012
25.06.2012 - 11:42
Смена власти во Франции сделала “Arcelor Mittal Кривой Рог” легкой добычей для украинских нуворишей.
Спасти имущество Лакшми Миттала в Украине может лишь глобальное падение инвестиционной привлекательности металлургической индустрии.
С того злосчастного дня, как в 2005 году Лакшми Миттал (тогда еще Mittal Steel) купил на аукционе крупнейший украинский меткомбинат “Криворожсталь” за 4,8 млрд. долларов, попытки отобрать у него этот актив не прекращались. Было ясно, что основными бенефициарами процесса третирования “миллиардера из трущоб” являются прежние владельцы криворожского предприятия — Ринат Ахметов и Виктор Пинчук. Именно созданный ими Инвестиционно-металлургический союз в 2004 году на исходе второго срока президентства Леонида Кучмы получил контрольный пакет “Криворожстали” всего за 800 млн. долларов. Отмена столь неадекватной сделки стала одним из мотто Оранжевой революции. В результате летом 2005 года “Криворожсталь” вернули в госсобственность, а осенью выставили на новый аукцион, в котором уже ни Ахметов, ни Пинчук не принимали участие.
После прихода к власти Виктора Януковича создалось впечатление, что “Arcelor Mittal Кривой Рог” все-таки отберут у нынешних владельцев. Тем паче, что комбинат откровенно лихорадило: предприятие проигрывало почем зря суды местным олигархам, вокруг него постоянно шли криминальные разборки, налоговые и прочие проверки не вылезали с предприятия, а его руководство менялось с завидной частотой. Однако вдруг возня вокруг “Arcelor Mittal Кривой Рог” прекратилась — Генпрокуратура Украины отказалась от своих претензий, а Хозяйственный суд Киева прекратил производство по делу. Причиной стала встреча Виктора Януковича с тогдашним французским президентом Николя Саркози. Несмотря на то, что во Франции работает только 20 тыс. работников Arcelor Mittal из 300 тыс. персонала компании, Саркози именовал крупнейшую в мире меткомпанию не иначе как “ключевым иностранным инвестором” на территории своей страны и всеми силами стремился помочь развитию ее международного бизнеса.
Так или иначе, но французский президент сумел сбить накал страстей вокруг экс-“Криворожстали”. В свою очередь, “Arcelor Mittal Кривой Рог” тоже сделал ряд дружественных шагов навстречу украинскому государству. В частности, комбинат стал пилотным предприятием по внедрению механизма горизонтального финансового мониторинга. Вопреки общепринятому мнению, этот механизм имеет мало общего с прыжками налогового инспектора на животе лежащего генерального директора или заполнением налоговой отчетности главным бухгалтером в положении “упор лежа”.
К большому сожалению для всего крупного бизнеса, работающего во Франции (Arcelor Mittal здесь не исключение), весной нынешнего года Николя Саркози был отправлен избирателями с поста президента в долгое пешее путешествие. Ситуация усугубилась в нынешнем месяце, когда по итогам парламентских выборов стало очевидно, что социалисты получили еще и абсолютное большинство в Национальном собрании, чего не случалось с левыми во Франции уже лет тридцать.
Одной из первых делегаций, которая явилась поздравить в Елисейский дворец нового президента — социалиста Франсуа Олланда, были профсоюзные лидеры из городка Флоранж, что в Лотарингии на границе с Германией. В этом регионе Франции уже триста лет плавят сталь. Здесь находится меткомбинат Arcelor Mittal, доменные печи которого были временно остановлены еще в прошлом году и по состоянию на начало июня запуск их в работу не планировался ранее 2013 года. Профсоюзные лидеры справедливо считают, что производство на комбинате закрыто уже навсегда. Поэтому по итогам их визита свежеиспеченный французский президент поручил своим министрам изучить ситуацию во Флоранже и выработать совместно с правительствами Германии, Бельгии, Люксембурга и Испании — ни много ни мало — “совместную политику давления” на Arcelor Mittal.
Эта история красноречиво свидетельствует, что в лице месье Бруни (как иногда ласково именовала Николя Саркози британская пресса) Лакшми Миттал лишился не только соратника в деле угнетения французского рабочего класса, но и “крыши” в непростых взаимоотношениях с Виктором Януковичем сотоварищи. Казалось бы, теперь спасти “Arcelor Mittal Кривой Рог” может только чудо. Но вот оно и произошло. Глобальная сталелитейная индустрия оказалась на грани коллапса, и никто из основных игроков сейчас не готов расширять свои мощности.
Это справедливо и по отношению к главному претенденту на “Arcelor Mittal Кривой Рог” — “Метинвесту” Рината Ахметова, который за последние два года набрался меткомбинатов как собака блох. Время показало, что поглощение Мариупольского меткомбината им. Ильича и “Запорожстали” оказалось пирровой победой. Расширение металлургического кластера в условиях мирового обвала цен и спроса на сталь генерирует одни убытки. Мощности украинских меткомбинатов требуют масштабных инвестиций в модернизацию. Окончательно экономику металлургического цикла “Метинвеста” добивают цены на российский газ. По итогам 2011 года негативная Adjusted EBITDA сталепрокатного производства “Метинвеста” составила 129 млн. долларов. А в нынешнем году ожидается, что этот убыток будет еще больше.
Принимая во внимание все вышеперечисленное, понятно, что интерес Ахметова к авантюре с приобретением контроля над “Arcelor Mittal Кривой Рог” сейчас равен нулю. Ему бы переварить все нажитое непосильным трудом на предыдущих этапах игры в металлургическую монополию. -- Укррудпром (Украина)