Новая потеря Таруты? "ИА "Минпром (Украина)"". 21 июня 2012
21.06.2012 - 13:37
Украинским совладельцам корпорации "Индустриальный союз Донбасса" Сергею Таруте и Олегу Мкртчану не удалось полностью решить проблемы, связанные с деятельностью Краматорского металлургического завода им.Куйбышева. Определением Хозяйственного суда Донецкой области на предприятии повторно введена процедура распоряжения имуществом. Решение принято в рамках дела о банкротстве.
Проблемный актив
КМЗК известен как один из старейших металлургических заводов Украины, основан еще в 1897 году. Изначально включал доменный комплекс, в 1905-1910 появились мартеновский и прокатный цеха. Самое новое оборудование предприятия – доменная печь №4, введена в эксплуатацию в 1950 году. Тогда же ДП-3 была перепрофилирована под выпуск ферромарганца.
Ее остановили в 2000 году, тогда же прекратил работу мартеновский цех, состоящий из 3 печей суточной производительностью по 125 тонн. Проектная мощность остававшейся в работе ДП-4 невелика: 496,5 тыс. тонн чугуна либо 145 тыс. тонн ферромарганца в год.
Но и эти возможности в последние годы использовались минимально. В среднем выплавка была на уровне 200 тыс. тонн, выпуск металлопроката – 20-27 тыс. тонн в год суммарно на среднесортовом стане 330 и крупносортовом 620 при проектной мощности по 100 тыс. тонн на каждый агрегат. Это без учета простаивающего с 1993 года мелкосортного стана 280.
В качестве одной из причин, по которой КМЗК оказался на дне, источники на предприятии называют бизнес-партнерство с группой "Приват". Последней, как известно, принадлежат Орджоникидзевский и Марганецкий ГОКи, единственные в Украине производители марганцевой руды. Они поставляли сырье в Краматорск для переработки в ферромарганец по давальческой схеме, в результате которой у КМЗК "вымывались" оборотные средства. Задержка по зарплате перед трудовым коллективом в тот период достигала 6 месяцев. Нарастала задолженность и перед контрагентами.
Неудивительно, что уже в 2006 году по иску ОАО "Донецкоблэнерго" Хозяйственным судом Донецкой области было возбуждено дело о банкротстве предприятия. Тогда же, в 2006, оно и перешло в собственность С.Таруты и Виталия Гайдука, на тот момент совладельцев ИСД.
Одно время "Приват" и ИСД вели переговоры о совместном бизнесе: реанимации Таврического ГОКа в Степногорске (Запорожская обл.). Очевидно, что добытую в его шахте руду В.Гайдук (51% доля в проекте принадлежит его компании ООО "Визави") собирался переплавлять в ферромарганец на КМЗК.
Таким образом ИСД хотела обеспечить собственными ферросплавами работу Алчевского и Днепровского им.Дзержинского меткомбинатов. Но поскольку договориться с "Приватом" так и не удалось, доменную печь КМЗК опять перевели на выпуск чугуна. И он остался в подвешенном состоянии.
Напомним, в тот период ИСД находилась на пике возможностей: в частности, ее акционерами было принято решение о масштабной модернизации Алчевского меткомбината стоимостью 2,2 млрд долл. По затратам это вполне сопоставимо со строительством "под ключ" нового предприятия. Кроме того, в 2007 году ИСД купила Гданьский судостроительный завод в Польше. Под проекты развития активно привлекались кредиты в зарубежных банках, общая сумма которых в 2008 достигла 3,3 млрд долл.
Несмотря на это, заниматься возвращением в строй КМЗК его акционеры не собирались. Предприятие продолжало балансировать на грани закрытия. Например, в 2007 за январь-сентябрь прокатный цех выдал всего 3,53 тыс. тонн металлопродукции. Ежемесячная выплавка чугуна колебалась в пределах 1-3 тыс. тонн. То есть по сути имел место простой.
Понятно, что в условиях кризиса, наступившего во второй половине 2008 года, ожидать подъема тем более не приходилось. Тогда уже встал вопрос об остановке АМК и ДМКД, а также о том, как ИСД в условиях падения выпуска товарной продукции рассчитываться с банками-кредиторами.
И если за 2008 год в Краматорске было получено 24 тыс. тонн металлопроката и 203 тыс. тонн чугуна, то в 2009 – всего 13,85 тыс. тонн проката. Выплавка чугуна прекратилась из-за аварии на доменной печи, которую просто не стали восстанавливать. Тогда же обострились разногласия между акционерами ИСД.
Экс-вице-премьер В.Гайдук, на тот момент возглавлявший группу советников премьер-министра, предчувствовал вылет из высших эшелонов власти и одновременно решил выйти из корпорации. Между тем С.Тарута и генеральный директор ИСД О.Мкртчан хотели как-то спасти ситуацию. В итоге В.Гайдук в январе 2010 продал свои акции, но эта сделка никак не отразилась на КМЗК, не входящем в состав корпорации.
Неожиданный поворот
Официальных сообщений по данному вопросу стороны не делали, но, как следует из публикаций в СМИ, В.Гайдук переоформил на О.Мкртчана контроль над своей компанией ООО "Регион". Ей в уставном фонде КМЗК принадлежало 45,24% акций на 1 января 2011. Взамен КМЗК должен был выплатить ЗАО "Визави" около 80 млн грн.
Эта сумма была оформлена как долг предприятия перед одним из соучредителей. При этом В.Гайдук не вышел полностью из акционеров: за "Визави" сохранилась доля в 15,08%. Из отчетности КМЗК за 2010 год видно, что С.Тарута (присутствующий в уставном фонде через зарегистрированные в Мариуполе ООО "Азовинтекс" – 18,24% акций и ООО "Азовимпекс" – 11,92%) и О.Мкртчан пытались поднять завод.
ДП-4 не удалось запустить, но по крайней мере был начат ее капремонт, стан 330 по-прежнему простаивал, но на стане 620 выпуск проката вырос в 2,1 раза, до 28,42 тыс. тонн. По оценкам администрации предприятия, такой объем позволял покрывать расходы на текущие производственные потребности, зарплату, планово-предупредительные ремонты – одним словом, оставаться на плаву.
Более того, уже на 2011 завод собирался выйти на выпуск 42 тыс. тонн проката. А в 2010 сократил чистый убыток на 33,8% к предыдущему периоду, до 59,82 млн грн. Далее в 2011 КМЗК уменьшил задолженность перед кредиторами с 567 млн грн. на 1 мая до 381,9 млн грн. на 14 декабря.
Все эти действия осуществлялись в рамках утвержденного Донецким хозсудом плана санации. В соответствии с ним были созданы ООО "Краматорский ферросплавный завод" на базе доменного цеха и ООО "Краматорский металлопрокатный завод" – на базе прокатного цеха. Еще одно предприятие предлагалось создать на основе мартеновского цеха, но к этому активу КМЗК О.Мкртчан и С.Тарута не проявили интереса.
Итак, связанные с ними КФЗ и КМПЗ внесли средства, необходимые для расчетов с кредиторами, и дело о банкротстве было закрыто 28 декабря 2011 года. Вот почему новый иск к КМЗК с требованием признать его банкротом и взыскать 10,63 млн грн. задолженности выглядит несколько неожиданно для стороннего наблюдателя.
Иск был предъявлен в I квартале нынешнего года во все тот же Донецкий хозсуд государственным органом – Краматорским городским управлением Пенсионного фонда Украины. На основе этого иска судом введена процедура распоряжения имуществом предприятия, до 20 июня должен быть заново составлен новый реестр требований кредиторов. Далее на судебном заседании 20 сентября должно быть принято решение о дальнейшей судьбе многострадального предприятия: санации, ликвидации или прекращении дела о банкротстве.
Теоретически сумма является слишком незначительной для О.Мкртчана и С.Таруты, входящих в десятку самых богатых людей Украины. Даже с учетом того, что в металлургии продолжается кризис и дела на АМК и ДМКД идут не самым блестящим образом. С другой стороны, не совсем понятно, почему такой пустяковый (даже по сравнению с общим объемом кредиторской задолженности) вопрос украинские совладельцы ИСД не сумели решить с местным отделением ПФУ. Пресс-служба ИСД не смогла предоставить комментарий относительно позиции С.Таруты и О.Мкртчана по данному вопросу. -- ИА "Минпром (Украина)"