Хромая утка по-донецки. "Укррудпром (Украина)". 19 июня 2012
19.06.2012 - 12:40
Смена главы наблюдательного совета “Метинвеста” — свидетельство тектонических изменений внутри группы Рината Ахметова.
Олигарх №1 все меньше доверяет прежней управленческой команде “Систем Кэпитал Менеджмент” (СКМ), делая ставку либо на родную кровь в лице старшого сына Дамира, либо на пришлых управленцев, не связанных с донецким кланом.
Напомним, что июньской рокировке Олег Попов — Амир Айсаутов на посту главы набсовета “Метинвеста” предшествовало другое знаковое событие. В апреле нынешнего года генерального директора “Метинвеста” Игоря Сырого в набсовете этой компании сменил Дамир Ахметов. Таким образом, позиции в “Метинвесте” Попова и Сырого, более десяти лет проработавших в СКМ, заметно ослабли.
Учитывая, что сейчас “Метинвест” является ключевым активом СКМ — на него приходится более 74% консолидированной выручки бизнеса Рината Ахметова — в официальную версию смены главы набсовета “Метинвеста” верится с трудом. Ведь в украинских реалиях контроль над самым крупным и сладким куском пирога (“Метинвестом”) — это и есть власть в холдинге в целом. А учитывая отраслевой перекос в структуре СКМ в сторону двух бизнесов — горно-металлургического и энергетического, на которые приходится более 93% консолидированной выручки, понятно, что “сохранять стратегический фокус группы” — это как раз и означает иметь действенные рычаги влияния на “Метинвест” и ДТЭК. И лучше всего в качестве главы наблюдательного совета.
Настораживает и то, что отставка Попова произошла аккурат в его день рождения, 13 июня. В условиях любой восточной деспотии — это знак. Тем паче — в СКМ, где любят незатейливый символизм. Достаточно вспомнить, что сама компания “Метинвест” была создана 6 июня 2006 года (то есть 6.6.6).
Поскольку Попов работает в структурах Ахметова более двенадцати лет, он, как глава крупнейшей компании Украины, успел обзавестись знакомствами со многими другими корифеями донецкого бизнеса и политики. Зачастую был вынужден лавировать между интересами собственника и окружающей его донецкой среды. Видимо, в ситуации нынешнего прессинга Семьи на бизнес Ахметова знакомство с видными донецкими является скорее недостатком, нежели достоинством Олега Николаевича, так как он может восприниматься “чересчур гибким и договороспособным”.
О том, что уроженец городка Першотравенск Днепропетровской области Олег Попов все же для донецких не чужой, свидетельствует один из фактов его трудовой биографии. В 1996-1997 годах он был заместителем руководителя Донецкого территориального управления Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. При этом главой этого управления был не кто иной, как Алексей Азаров, небезывестный сын нынешнего премьер-министра Украины, а в то время главы Государственной налоговой администрации Украины, Николая Азарова. Фактически Попов исполнял обязанности “дядьки” при высокопоставленном отпрыске. Понятно, что человеку с улицы не поручили бы такую ответственную работу.
Косвенным подтверждением того, что далеко не на всех своих людей Ринат Леонидович может сейчас крепко опереться, стала недавняя информация о том, что губернатор Днепропетровской области Александр Вилкул якобы дал приказ отправить полторы тысячи охранников ГОКов “Метинвеста” на митинг под Верховную Раду. Позднее эта информация была опровергнута СКМ, но дыма без огня не бывает. Можно предположить, что перспективный топ-чиновник Александр Вилкул, хотя и многим обязан Ахметову (в том числе своей политической карьерой), тем не менее, будучи элементом вертикали госвласти, попытался использовать ресурсы компании для того, чтобы сделать ей (власти) приятное. Не приняв во внимание тот факт, что СКМ официально объявил о дистанцировании себя и своих активов от политики. Как, впрочем, и общее охлаждение отношений между президентом и некогда его самым главным спонсором.
В этой ситуации Ринат Леонидович вынужден постепенно менять политически грамотных, “продонецких” топ-менеджеров на свежерекрутированных технократов из стран СНГ, как, например — казаха Айсаутова. Учитывая, что Попов пока остается главой набсовета второго по величине направления бизнеса СКМ — ДТЭК — можно ожидать, что в ближайшее время его на этом посту сменит, например, россиянин Сергей Коровин, который считается в холдинге Ахметова директором по развитию энергетического бизнеса.
Что касается будущего Олега Николаевича, то не исключено, что, несмотря на все заявления СКМ о дистанцировании от политики, мы увидим его в следующем составе парламента. Именно так в 2005 году поступили с предшественником Попова на посту генерального директора СКМ Игорем Прасоловым. И ничего — стал депутатом Верховной Рады по списку Партии регионов и даже в апреле сменил Петра Порошенко на посту главы Совета Национального банка Украины.
Впрочем, принимая во внимание надвигающуюся схватку за контроль над активами СКМ, вряд ли Ахметов отпустит своего главного управляющего восвояси. Скорее, просто попытается лишь уменьшить его вес и влияние внутри группы. В том числе за счет отставки лояльных Попову топ-менеджеров — а это практически все, у кого в трудовой книжке значится запись “Керамет-инвест”. Не исключено, что некоторых из них действительно отправят в парламент на “перековку”: толкаться с оппозицией и “держать” проходы. -- Укррудпром (Украина)