Иностранные инвестиции. "Укррудпром (Украина)". 23 апреля 2012
24.04.2012 - 13:24
Таиландская Sahaviriya Steel Industries (SSI) запустила после более чем двухлетнего простоя завод Teesside в Великобритании, приобретенный в марте 2011 года у Tata Steel Europe за 470 млн. долларов.
По словам Фила Дрейдена, генерального директора SSI UK, это первый случай в истории Великобритании, когда сталелитейный завод, остановленный из-за убыточности, заработал вновь.
Teesside будет выпускать слябы, которые будут поставляться на прокатный завод SSI в Таиланде. Ранее эта компания ежегодно приобретала на спотовом рынке около 4 млн. тонн полуфабрикатов в год. Как заявляют представители SSI, производство слябов в Великобритании и доставка их в Таиланд обойдется примерно в ту же, цену, что и приобретение их в СНГ либо Бразилии. Безусловно, уход со спотового рынка слябов, емкость которого оценивается специалистами примерно в 30 млн. тонн в год, станет серьезной проблемой для поставщиков и, очевидно, может привести к избытку предложения и падению цен.
Изначальная производственная мощность Teesside составляла 3,6 млн. тонн в год, но SSI планирует увеличить ее до 4 млн. тонн в год, чтобы больше не зависеть от внешних поставок полуфабрикатов. Компания уже запустила на британском предприятии инвестиционную программу объемом около 290 млн. долларов. Как отмечают представители SSI, приобретение Teesside следует рассматривать как очень удачную сделку. Затратив менее 800 млн. долларов, таиландцы должны в итоге получить мощности по производству 4 млн. тонн слябов в год. Строительство меткомбината аналогичной мощности с нуля обошлось бы им по меньшей мере в четыре раза дороже. Теперь, пожалуй, вопрос о строительстве в Таиланде нового интегрированного металлургического комплекса снят с повестки дня.
Индийская компания Tata Steel, которая в феврале 2010 года остановила работу Teesside, а через год продала его SSI, тоже не отказывается от инвестиций в металлургические мощности в Великобритании. В прошлом году она анонсировала программу капвложений объемом 400 млн. фунтов ст., предусматривающую расширение выпуска длинномерного проката преимущественно на заводе Scunthorpe, а в середине апреля этого года первый министр Уэльса Карвин Джонс, посетивший Индию специально для встречи с топ-менеджентом Tata Group, принес еще одну добрую весть. Руководство группы пообещало в течение следующих пяти лет инвестировать в свои металлургические предприятия в Уэльсе еще 800 млн. фунтов ст.
Уже известно, что 250 млн. фунтов ст. из этой суммы будет потрачено на модернизацию комбината Port Talbot. В июне этого года на пятимесячную реконструкцию будет остановлена доменная печь на этом предприятии. Благодаря капремонту ее мощность возрастет с 4,2 млн. до 4,6 млн. тонн чугуна в год. Также и мощности конвертерного цеха комбината будут соответственно расширены. В отношении прочих проектов Tata Steel пообещала определиться до конца текущего года. По словам Карвина Джонса, один из возможных вариантов заключается в закладке в Уэльсе новой угольной шахты, что обойдется в 300 млн. фунтов ст.
На инвестиции из-за рубежа рассчитывает и правительство Сербии, объявившее тендер на приватизацию комбината Zelezara Smederevo (ZS), который американская корпорация US Steel в декабре прошлого года вернула властям за символическую сумму в 1 доллар. Согласно условиям тендера, покупатель должен обладать опытом в добыче железной руды, производстве чугуна, стали и ферросплавов, получить в 2011 году доход не менее 1 млрд. евро или владеть активами, оцениваемыми не менее чем в 1,5 млрд. евро. Документация будет приниматься до 27 апреля, а 4 мая, за два дня до парламентских выборов, правительство собирается подвести итоги.
Ранее сообщалось, что интерес к ZS проявляет украинская группа “Донецксталь”, но недавно она сообщила, что не будет претендовать на предприятие. Таким образом, пока что единственным официальным кандидатом на приобретение завода является зарегистрированная в Люксембурге компания United Group, которая принадлежит российскому предпринимателю Игорю Шамису, близкому к государственным компаниям “Росатом” и “Русспецсталь”. В настоящее время United Group контролирует машиностроительный завод “Буммаш” в России и чешскую Pilsen Steel — одного из крупнейших в мире производителей кованых коленвалов для ветроэлектростанций и дизельных двигателей.
Ценовые потолки
На мировом рынке стали — без особых перемен. Металлургические компании все еще стремятся повысить цены на свою продукцию, но словно упираются в потолок. Из-за экономического спада в западных странах, косвенно затронувшего Китай и весь регион Восточной Азии, объем реального потребления стальной продукции ограничен, а дистрибуторы воздерживаются от крупных закупок стальной продукции.
Турецкие компании в первой половине апреля воспрянули духом благодаря все-таки начавшемуся подъему в национальной строительной отрасли. Внутренние цены на арматуру в результате подскочили до 685-705 долларов за тонну EXW, а экспортные котировки — до 680-700 долларов за тонну FOB. Однако вскоре выяснилось, что объем заказов со стороны турецких дистрибуторов и строительных компаний не настолько значителен, как казалось вначале, а 700 долларов за тонну при закупке турецкой арматуры готовы платить только в Ираке, испытывающем острый дефицит конструкционной стали. В то же время в других странах Ближнего Востока покупатели не собирались платить не только 700 долларов за тонну FOB, но и 700 долларов за тонну CFR. В результате к концу недели большинство турецких экспортеров понизили котировки на арматуру до более удобоваримых 670-680 долларов за тонну FOB, но и эти цены считаются многими покупателями слишком высокими.
Зато заготовки остаются в цене благодаря стабильно высокому спросу со стороны Саудовской Аравии, возвращению на рынок иранских компаний и скупке полуфабрикатов в Индонезии, где местные власти в марте практически заблокировали импорт металлолома. Экспортеры из СНГ успешно распродают майскую продукцию по 610 долларов за тонну FOB порты Черного моря, но некоторые компании стремятся поднять цены и до 615-625 долларов за тонну FOB (верхний уровень — для поставок в Индонезию).
Производители плоского проката, увы, не могут похвастаться подобными успехами. Украинские и российские металлурги в основном заключают контракты на поставку горячекатаных рулонов в мае по 610-630 долларов за тонну FOB — на том же уровне, что и в конце предыдущего месяца, а внутренние цены на аналогичную продукцию в Турции никак не могут преодолеть рубеж 700 долларов за тонну EXW.
В середине апреля пошли на попятную китайские компании. Покупатели их продукции в Индии, Корее и странах Юго-Восточной Азии не приняли подорожание горячекатаных рулонов до 650 долларов за тонну FOB и более. В конечном итоге китайцам пришлось понизить котировки до около 640 долларов за тонну FOB, а при поставках в Корею и Вьетнам — и до 625-630 долларов за тонну FOB. Естественно, под большим вопросом оказалось и объявленное корейскими и японскими металлургами повышение цен на горячий прокат до 700 долларов за тонну FOB и выше. По данным трейдеров, сделки осуществляются из расчета 665-690 долларов за тонну FOB.
Пойти на небольшие уступки (в пределах 5-10 евро за тонну) после Пасхи пришлось и европейским сталелитейным компаниям. Котировки пошли вниз прежде всего в Италии, где в кризис в экономике уже проявился. Германия и страны Центральной Европы пока более стабильны ? во всех отношениях.
Ни туда, ни сюда
На спотовом рынке железной руды сохраняется стабильность. Стоимость 63,5%-ного индийского концентрата при поставках в Китай уже четыре недели подряд не выходит из интервала 149-151 долларов за тонну CFR. По словам трейдеров, спрос имеет умеренный характер. Китайские потребители все еще имеют достаточные запасы и поэтому не спешат с их пополнением.
Впрочем, как считают аналитики, в ближайшее время это равновесие может быть нарушено, причем в сторону понижения. Относительно постоянные и к тому же достаточно высокие цены на ЖРС в последнее время были в значительной степени обусловлены сокращением производства ведущими компаниями отрасли. Из-за неблагоприятных погодных условий бразильская компания Vale в первом квартале текущего года уменьшила выпуск сырья на 15% по сравнению с четвертым кварталом 2011 года, а австралийские Rio Tinto и BHP Billiton — соответственно на 10 и 8%. Всего эти три компании, на долю которых приходится около 70% мирового экспорта руды (морским путем), сократили поставки на 21,7 млн. тонн. Как ожидается, во втором квартале все они возобновят выпуск в прежних объёмах, что может привести к избытку предложения в мировом масштабе.
Правда, китайские металлурги в последнее время наращивают обороты. В марте объем производства стали в стране достиг абсолютного рекорда — 61,6 млн. тонн, а в первой декаде апреля среднедневная выплавка впервые с июня 2011 года превысила отметку 2 млн. тонн в день. Так что спрос на руду в Китае, как ожидается, будет увеличиваться. Однако, по оценкам специалистов, более серьезное воздействие на стоимость руды окажут цены на стальную продукцию в Китае, а они сейчас как раз ползут вниз и тянут за собой сырье.
Но что бы ни произошло в итоге, специалисты сходятся в том, что ценовые изменения на рынке ЖРС будут незначительными. В частности, на состоявшейся на прошлой неделе железорудной конференции в Циндао (Китай) большинство экспертов высказали мнение о том, что как минимум до конца второго квартала спотовые котировки на руду останутся в интервале 145-155 долларов за тонну CFR. -- Укррудпром (Украина)