Миттал разливает по старинке. "ИА "Минпром (Украина)"". 14 марта 2012
14.03.2012 - 10:30
ArcelorMittal Кривой Рог затянул с реализацией перспективного инвестпроекта по строительству первой машины непрерывного литья заготовки. Ее запуск в эксплуатацию был запланирован еще на октябрь-ноябрь 2011 года, но вот уже близится к завершению март 2012, а комбинат не готов сообщить о выполнении программы.
Подводные камни одного проекта
Уже в феврале 2011 тогдашний генеральный директор АМКР Ринат Старков сообщил, что строительство МНЛЗ отклонилось от графика. Но, по его словам, отклонение было небольшим, около 10 дней. Получается, что в дальнейшем отставание нарастало. Почему до сих пор АМКР не отрапортовал о запуске МНЛЗ в промышленную эксплуатацию? В пресс-службе комбината не ответили на соответствующий запрос МинПрома. Но можно предположить, что недостаточное финансирование не является причиной.
Да, представители комбината неоднократно указывали на задержку с возмещением НДС из госбюджета, которая приводит к "вымыванию" оборотных средств. Одно время сумма задолженности государства достигала 3,4 млрд грн., и это, безусловно, осложняло ведение производственной деятельности. С другой стороны, не стоит забывать, что АМКР входит в состав крупнейшего в мире горно-металлургического холдинга и обоснованно может рассчитывать на его поддержку как со сбытом металлопродукции, так и с пополнением "оборотки". Благодаря вертикальной интеграции в рамках комбината АМКР имеет один из самых высоких в отрасли показателей рентабельности производства – 12,5% по полной себестоимости за 2010 год. Чистая прибыль АМКР за указанный период составила 1,21 млрд грн. По итогам 2011 получен еще более впечатляющий финансовый результат: 2,143 млрд грн.
В крайнем случае привлечь кредитные ресурсы на достаточно выгодных условиях под перспективный инвестпроект – не проблема для такого предприятия. Одним словом, загвоздка здесь явно не в финансовом вопросе. Отметим, что, по оценкам различных экспертов, стоимость проекта по сооружению шестиручьевой МНЛЗ на комбинате составляет 100-150 млн долл.
Источник, знакомый с ситуацией на предприятии, на условиях анонимности сообщил МинПрому, что МНЛЗ в Кривом Рогу фактически построена и даже опробована в тестовом режиме. Однако полученная при этом сортовая заготовка оказалась неудовлетворительного качества. "Поэтому формально проект завершен, а фактически там ничего не работает", – сказал собеседник издания. По его словам, проект из соображений экономии изначально разрабатывался под старую чешскую МНЛЗ. Затем рассматривался вариант новой машины, но тогда комбинат не вписывался в утвержденную акционером смету в 92 млн долл. Поэтому в итоге и было решено приобрести бельгийскую МНЛЗ категории б/у. "Отсюда и проблемы. Если бы они взяли новую машину, все было бы нормально. А так хотели сэкономить – и теперь там элементарно нет людей, чтобы довести отладку этой машины", – подчеркнул источник МинПрома. По его данным, сейчас комбинат вообще испытывает дефицит квалифицированных кадров: "Когда у них была авария на доменной печи №9, они были вынуждены приглашать специалистов из Мариуполя, хотя еще в Союзе криворожская школа доменщиков считалась лучшей".
В свою очередь, старший аналитик компании "Astrum Investment Management" Юрий Рыжков отметил, что по его данным, МНЛЗ в Кривом Рогу была введена в эксплуатацию, но работала нерегулярно – постоянно случались остановки, аварии. "По моему мнению, причина кроется не столько в нехватке заказов, сколько в ошибках, допущенных во время строительства, – возможно, спешили, использовали дешевые материалы", – предположил эксперт.
Неприятно, но и не смертельно
Проектная мощность строящейся МНЛЗ составляет 1,2 млн тонн в год при общем объеме выпуска на АМКР 5,9 млн тонн сортовой заготовки. Таким образом, реализация программы позволяет на 20% снизить энергоемкую разливку через слитки. Помимо экономии природного газа на их повторном разогреве, МНЛЗ повышает на 15-20% выход готового проката за счет уменьшения стальной обрезки. Одним словом, в экономической целесообразности перехода на непрерывную разливку ни у кого нет сомнений, в т.ч. на самом АМКР.
На комбинате разработан план, позволяющий после ввода МНЛЗ в эксплуатацию увеличить объем производства катанки до 400 тыс. тонн в год по сравнению с нынешними 100 тыс. тонн. Это должно раз и навсегда сгладить острые углы в отношениях с предприятиями ассоциации "Укрметиз". Ее представители на балансовых совещаниях в Днепропетровске неоднократно жаловались как на задержку с отгрузкой, так и на качество получаемой катанки. Теперь же криворожский комбинат анонсировал для метизников выпуск пружинной стали, стали для холодной высадки и раскисленной алюминием стали – в дополнение к выпускаемой продукции из марок с добавочной стоимостью (высокоуглеродистой катанки до ст.70 включительно).
Вице-президент ассоциации "Укрмет" Сергей Грищенко отметил, что ранее в Кривом Роге рассматривали разливку в слитки как вполне приемлемую для рядовых марок стали с точки зрения экономики. "Но поскольку непрерывная разливка считается более перспективной, инвестору было поставлено такое условие. Но это все-таки связано с большими затратами и комбинат может не форсировать переход на МНЛЗ, используя существующую технологию. Хотя будущее, безусловно, за непрерывной разливкой", – сказал он.
Аналитик компании "Case-Украина" Евгений Дубогрыз также полагает, что переход на непрерывную разливку стали в настоящее время некритичен для АМКР. Он отметил, что только за счет наличия собственных ресурсов железной руды себестоимость тонны стали для комбината на 75-80 долл. меньше по сравнению с показателями других крупных отечественных метзаводов. "Этого хватает, чтобы обеспечивать продукции комбината конкурентные преимущества на рынке. Поэтому в краткосрочной перспективе ввод МНЛЗ мало что дает АМКР в плане финансовых показателей. Рентабельность по EBITDA у комбината – около 25%, тогда как в среднем по отрасли 0-5%. Трудности с запуском МНЛЗ могли бы стать критичными для предприятий без собственной руды, например, комбинатов в Алчевске и Днепродзержинске", – пояснил эксперт.
Также можно отметить, что если МНЛЗ в Кривом Роге действительно установлена и готова к работе, это позволяет холдингу "ArcelorMittal" отчитаться перед Фондом госимущества Украины о выполнении инвестобязательства по техперевооружению комбината, взятого при его покупке. А используется машина или нет, ФГИУ уже неинтересно: в хоздеятельность частной компании ведомство не влазит, для него достаточно наличия агрегата в рабочем состоянии.
Туманные перспективы
Несмотря на прошлогоднее сокращение производства к 2010 на 8,5% по прокату, до 4,94 млн тонн, на 7% по стали, до 5,72 млн тонн и на 8% по чугуну, до 4,89 млн тонн, текущий год комбинат начал достаточно резво. Выпуск проката в январе-феврале вырос на 10,3% к аналогичному периоду 2011, до 856 тыс. тонн, стали на 8,4% – до 969 тыс. тонн, чугуна на 9,9% – до 843 тыс. тонн. Но удастся ли удержать взятый темп?
Главными рынками сбыта для АМКР являются страны Африки (в первую очередь – Египет, далее Нигерия и Сенегал) и Персидского залива. Между тем основные поставки сортового проката из Украины идут в соседнюю Российскую Федерацию. Так, по данным Государственной таможенной службы, по итогам января на РФ пришлось 23,28% отгрузок – 121,11 тыс. тонн, тогда как на Ирак – 6,77%, на Иорданию – 6,14%. Стоит отметить, что к январю 2011 поставки сортового проката в Ирак заметно сократились: со 141,48 тыс. до 35,2 тыс. тонн. Последствия военных действий в этой стране потихоньку ликвидируются и темпы строительных работ снижаются. Соответственно уменьшается и потребление сортового проката. И рост поставок в Иорданию с 17,76 тыс. до 31,93 тыс. тонн за январь не компенсировал потери сбыта в Ираке.
Между тем и в самой РФ украинским производителям сорта и длинномера становится все теснее. По оценкам консалтингового агентства "Металл-Эксперт", в ближайшее время российские мощности по сортовому прокату могут вырасти на 10,5 млн тонн в год. Из них проекты на 7,3 млн тонн относятся к категории высокой вероятности реализации. Среди них можно выделить СПЗ "Северсталь-Балаково" и Ковровский СПЗ с производительностью 1 млн тонн в год каждый, "Татсталь" – 1,1 млн тонн, Калужский, Ростовский и Тюменский ЭМЗ – 900, 550, 550 тыс. тонн соответственно. Большинство из них будут запущены в промэксплуатацию в 2012-2015 годах. Между тем многие федеральные строительные программы в РФ сейчас "заморожены". Это означает в среднесрочной перспективе усиление демпингового давления со стороны российских производителей на рынках дальнего зарубежья.
Подобные процессы уже сейчас наблюдаются и на украинском внутреннем рынке, где за январь импорт длинномера и сорта вырос на 18% к аналогичному периоду 2011, до 28,89 тыс. тонн. При этом ввоз из РФ увеличился на 17,75%, до 19,77 тыс. тонн, а средняя цена по контрактам уменьшилась с 1018 долл./тонн, до 934 долл./тонн. В таких условиях возможности украинских производителей длинномерного и сортового проката для наращивания производства представляются ограниченными. А значит, потребность в запуске МНЛЗ у АМКР точно не появится до конца нынешнего года.
При этом следует учитывать такой аспект, как возникшие сложности с обеспечением ломом. АМКР сообщил, что в январе ухудшилась ситуация с его поставками на комбинат – что привело к уменьшению объема производства к плановому. К началу марта положение улучшилось: запасы лома на предприятии выросли до 19 тыс. тонн против 12 тыс. тонн на 1 февраля. Тем не менее тревожный звоночек прозвенел. Кроме того, можно вспомнить и о проблемах с поставками в Кривой Рог коксующегося угля из Российской Федерации. В конце февраля администрация ОАО "Российские железные дороги" запретила отправку угля своими вагонами в адрес АМКР в связи с длительным простоем вагонного парка в Кривом Роге. В прежние годы конфликты по данному вопросу у комбината возникали и с "Укрзализницей", однако российские железнодорожники заняли гораздо более жесткую позицию, чем их украинские коллеги.
Что же касается "ArcelorMittal", то в СНГ у них строится еще одна МНЛЗ производительностью 400 тыс. тонн в год на комбинате в Темиртау. Возможно, что данный проект в Казахстане окажется успешнее украинского. -- ИА "Минпром (Украина)"