С бюджетной высоты. "ИА "Минпром (Украина)"". 10 ноября 2011
10.11.2011 - 11:23
Украинцы уже запомнили экономические параметры основного финансового документа страны на грядущий год. Это прогнозный уровень бюджетного дефицита, который в 2012 намечено снизить до 2,5% (с 3,5% в 2011). Ожидаемый рост ВВП – на 5%, примерно такой же, как и в этом году, и годовой показатель инфляции в 7,9%.
Немаловажно, как новый госбюджет повлияет на работу промышленности Украины, особенно базовых отраслей – металлургии и машиностроения. Да, большая часть машпрома и весь ГМК приватизированы и напрямую от госбюджета не зависят. Но основные макроэкономические показатели влияют на работу и этих отраслей, и всей промышленности в целом.
Так, буквально в начале ноября первый вице-премьер, министр экономического развития и торговли Андрей Клюев заявил: в 2011 году отечественная экономика остается экономикой роста: за 9 месяцев прирост реального ВВП достиг 5,3%, а в ІІІ квартале относительно ІІ – 2,2%. Причем экономика растет прежде всего благодаря промышленности, где за отчетный период объемы производства увеличились на 8,6%, конкретно в металлургии – на 11,7%, а в машиностроении – на 20,4%.
По словам главы группы советников НБУ Валерия Литвицкого, на настроения бизнеса и промышленности влияет даже сам момент утверждения бюджета, а не только основные прогнозные параметры. На этот раз Рада может принять документ относительно рано – не позднее середины ноября, ведь у Кабмина и парламентского большинства есть "взаимопонимание" по основным вопросам. Доработка проекта с учетом поступающих пожеланий началась в конце сентября. Кроме того, акцентирует А.Клюев, впервые госбюджет разработан на основе сразу двух основополагающих документов – программы экономического и социального развития страны на 2012 год и нового Бюджетного кодекса.
Например, ВВП в будущем году должен вырасти еще на 5%. "Мы индустриальная страна, и это снова будет достигнуто в первую очередь за счет промышленного роста, – говорит В.Литвицкий, – который составит 7-8% в год (в перерабатывающих отраслях – 10-11%), а в 2013-14 – 8-9%. Такие показатели по ВВП и промышленности вполне реалистичны, как можно видеть на примере 2011 года. Но общемировая экономическая ситуация усложняется, и в следующем году сохранить темпы роста будет сложнее – в частности, из-за ослабления внешнего спроса на продукцию ГМК и машиностроения. А ведь именно эти отрасли определяют динамику бюджетных поступлений".
Действительно, за 9 месяцев года черная металлургия обеспечила 32,8% валовых доходов от экспорта, машиностроение – 17,2%, минеральное сырье – еще 13,9%. В Минэкономразвития добавляют: в январе-сентябре (по сравнению с аналогичным периодом 2010) металлурги повысили экспорт на 31,7%, машиностроители – на 36,2%, а горнодобытчики (всех видов) – в 1,56 раза.
Директор департамента финансов промышленности Минфина Украины Сергей Мельниченко уточняет: в бюджете-2012 поддержка приоритетных отраслей будет на 560 млн грн. больше, чем в нынешнем году, и достигнет 1150 млн грн. "Эти деньги пойдут через бывшее Минпромполитики. Одна из ключевых программ здесь – поддержка производства авиатехники (включая вертолеты) и запчастей к ней, в том числе через удешевление кредитов. В последние годы в бюджете не было такой статьи финансирования, теперь же будет выделено сразу 600 млн грн. Кроме того, на пополнение уставных фондов авиационных госзаводов направляется еще 300 млн грн.", – сообщил специалист. В итоге общая сумма достигнет 900 млн грн.
Да, спрос на украинские самолеты сохраняется: в декабре Киев намерен завершить отработку контракта с Ираном по закупкам и организации совместного серийного выпуска регионального реактивного лайнера Ан-158. Стоимость контракта – около 2,4 млрд долл., он рассчитан на 20 лет, предусматривает поставку 16 готовых машин и сборку еще 64 на иранских мощностях.
Кроме того, по информации С.Мельниченко, в проект госбюджета заложены крупные средства для Государственного космического агентства – 838 млн грн., что в 1,7 раз больше, чем в 2011 году Первый замглавы комитета Верховной Рады по вопросам бюджета Владислав Лукьянов согласен: авиация и космос – важнейшие направления высокотехнологичного машиностроения, и государство должно их поддерживать. "Но насколько быстро будет отдача – это, конечно, вопрос. Смогут ли эти перспективные сферы хотя бы через несколько лет занять существенное место в структуре ВВП? – говорит депутат. – Это продукция с очень высокой добавленной стоимостью, и конкуренция по ней на мировом рынке высока. Реальность в том, что Ан-148/158 по соотношению "цена-качество" вполне привлекателен, и нам нужно обеспечить ему финансовую поддержку, создать лизинговые компании (чтобы продавать самолеты перевозчикам, испытывающим дефицит оборотных средств)".
А вот прямой поддержки сельхозмашиностроения в 2012 году в бюджете не предусмотрено, тогда как в текущем году это было 60 млн грн. Зато снова намечено пополнить уставный капитал НАК "Украгролизинг" – на 80 млн грн., "для покупки техники с дальнейшей передачей ее агропредприятиям на условиях финансового лизинга". Финансироваться эта статья будет за счет уже идущего лизинга, а также возврата ранее выданных кредитов на сельхозтехнику. Правда, объем пополнения капитала НАК сокращен: в 2011 году это было 369 млн грн., в 2010 – почти 389 млн. В целом, констатирует С.Мельниченко, в 2012-14 годах темпы роста производства в машиностроении будут постепенно повышаться и составят 23-25%, а в металлургии – 6-6,5%.
Наконец начнется и финансирование принятой еще до кризиса, в 2008 году, "целевой экономической программы" развития промышленности до 2017 года. В грядущем году по этой статье выделяется более 356 млн грн. С. Мельниченко напоминает: проект предусматривает рост доли инновационных отраслей в структуре промпроизводства. Прежде всего речь идет о машиностроении, доля которого к 2017 году должна достигнуть 32% (в 2008 – на уровне 15%). Общая доля инновационной продукции в реализуемых промышленных товарах должна подняться с 8-10% до 30-35%. Стоимость программы – до 1,5 трлн грн., в том числе 104 млрд из госбюджета, 46 млрд из местных бюджетов, 418 млрд из собственных средств производителей, 780 млрд кредитов. Экономический эффект от программы оценивается в 1,1 трлн грн. (в постоянных ценах 2007 года).
В угольной индустрии на одну только частичную компенсацию себестоимости добычи госшахтам будет выделено 6,8 млрд грн. (в 2010-11 – по 5,8 млрд). А на "реструктуризацию" отрасли – еще 1,3 млрд грн. С.Мельниченко уточняет, что по данной статье тоже финансируются проекты стабилизации и развития угольных компаний. Энергетика получит 525,6 млн грн. на новые мощности всех типов и передающие линии, 180 млн – на реконструкцию ГЭС холдинга "Укргидроэнерго". В этой связи В. Лукьянов замечает: "До 50% электричества в стране производится на АЭС, и развитие мирного атома – почти безальтернативный для нас путь. Поэтому создание СП с Россией по выпуску топливных элементов для АЭС повысит конкурентоспособность национальной экономики в целом".
Также продолжится поддержка энергосберегающих проектов – на общую сумму более 531 млн грн., из них на удешевление кредитов – 6 млн грн. Это меньше, чем в текущем году (665 млн грн.). А п.23 ст. 9 проекта Закона "О государственном бюджете Украины на 2012 год" включает содействие снижению выбросов парниковых газов и участию в международных проектах в этой сфере (112,8 млн грн.). Хотя пока мы отстранены от киотских механизмов – профильные органы ООН обвинили Украину в нарушении правил подачи отчетности. Аналитики считают, что наказание продлится примерно до апреля.
А вот на реконструкцию газопровода Уренгой – Помары – Ужгород направляется всего 12 млн грн. По мнению директора Института энергетических исследований Дмитрия Марунича, это означает, что Кабмин не особо рассчитывает на полномасштабное начало модернизации магистрали даже и в 2012 году. Наконец, на Евро-2012 в следующем году поступит до 7,5 млрд грн., тогда как в 2011 это были 9,4 млрд, в 2010 – 11,6 млрд. В данном конкретном случае уменьшение суммы связано с постепенным окончанием подготовки к турниру.
В целом по ряду статей финансирование больше, чем в 2010 – но меньше, чем в 2011 году. В.Лукьянов объясняет это тем, что госбюджет-2012 разработан на основе пессимистического сценария развития событий, с учетом угрозы новой волны мировой экономической рецессии. Но по большинству промышленных статей поддержка если и снижена, то не очень значительно.
Возвращаясь к анализу макропоказателей, депутат сказал, что спад бюджетного дефицита в 2012, а также снижение доли госбюджета в структуре ВВП до 28,5% (с 29,3% в 2011) повысят общую ликвидность экономики. А это значит, среди прочего, упрощение доступа к инвестиционным и кредитным ресурсам. Такая тенденция началась уже в этом году, подтверждает замглавы Минэкономразвития Валерий Мунтиян: на конец сентября общий объем кредитов, направленных банками в экономику, вырос относительно 1 января на 9,3%, до 791,6 млрд грн. И промпредприятия смогут привлекать больше кредитов на поддержание и развитие работы. Оздоровление ситуации видят и потенциальные инвесторы, которые в 2012 году будут оживленнее вкладывать средства в отечественную индустрию, уверен В.Мунтиян.
В то же время до окончания парламентских выборов (осень-2012) вряд ли стоит ждать новых денег от МВФ, сообщил МинПрому вице-президент НАН Украины Валерий Геец. По этой причине ликвидность экономики несколько сузится. "Также стоит подумать над дальнейшей девальвацией гривны ради повышения конкурентоспособности товаров – все наши основные торговые партнеры это уже сделали", – советует экономист.
В.Лукьянов резюмирует: основные параметры, заложенные в госбюджет, станут неплохим стимулом для промышленного развития страны, а господдержка будет идти по многим важным направлениям. Но направлений поддержки должно быть больше, полагает депутат. "В 2012 году мы в промышленности почти достигнем докризисных показателей 2008 года, и транспортная инфраструктура снова перестает справляться с грузопотоками. А значит, ее надо активно развивать – дабы обеспечить стабильный рост не только на год, но и далее. В первую очередь нужно расширять пропускную способность железных дорог, обновлять подвижной состав, в том числе специализированный (для металлургических грузов, для агропродукции).
"Не менее важно развивать и портовый грузооборот. А также возродить торговый флот. А это уже затронет и судостроение. Собственный флот дает преимущество во внешней торговле и дополнительные проценты роста ВВП. Для его создания у нас есть и хорошие верфи, и глубоководные порты. Нужна продуманная госпрограмма развития морского транспорта", – добавил депутат.
Для ГМК же ряд экспертов видит смысл в новых мерах поддержки и преференциях. По словам В.Мунтияна, "понятно, что в рамках ВТО и зон свободной торговли, в которые вступает Украина, это будет сложно. Но было бы полезно". В.Лукьянов добавляет: "И металлурги, и их смежники должны быстрее выходить из кризиса и развивать выпуск качественной продукции, конкурентоспособной и по качеству, и по цене. Плюс нужно сдерживать рентабельность, чтобы при новых ценовых спадах у отрасли был "запас прочности". И, конечно, внедрять ресурсо- и энергосберегающие технологии, причем стимулы могут быть как поощрительными, так и "наказательными". Украинским промышленникам надо научиться делать деньги более динамично и инновационно, чем сейчас, уверен В.Лукьянов, "а правильная госбюджетная политика может стать неплохим подспорьем". -- ИА "Минпром (Украина)"