Качество важнее количества. "Укррудпром (Украина)". 18 декабря 2006
19.12.2006 - 08:31
В последние несколько месяцев в связи с резким увеличением объемов китайского экспорта на мировом рынке стальной продукции усилилось разделение на два сегмента - высококачественной стали, используемой в автомобилестроении и высокотехнологических отраслях, и коммерческой продукции, на которой и специализируются китайские металлурги.
При этом, если в массовом секторе наблюдается избыток предложения, а цены на нее снижаются, то продукция с высокой добавленной стоимостью по-прежнему остается в цене.
Это, в частности, подтвердил вердикт американской Комиссии по международной торговле, проголосовавшей 12 декабря за отмену действовавших с 1993 года антидемпинговых пошлин на импорт высококачественной коррозиестойкой листовой продукции для автомобилестроения из шестнадцати стран Европы Австралии и Азии. Ограничения остались в силе только для поставок из Германии и Кореи, по которым, по мнению Комиссии, все еще есть опасность демпинга.
Этому решению аплодировали американские автомобильные заводы (включая построенные японскими корпорациями), которые в последнее время лоббировали отмену пошлин, указывая на завышенные цены на данную продукцию в стране. Кроме того, по их оценкам, реструктуризация в металлургической отрасли США, проведенная в начале 2000-х годов, позволит местным производителям выдержать конкуренцию с иностранными поставщиками.
Со своей стороны, американские сталелитейные компании выразили сожаление по поводу решения Комиссии и заявили, что теперь у них возникнут проблемы. В частности, значительно проиграть от этого вердикта может "Северсталь", чье американское подразделение Severstal North America как раз специализировалось на снабжении автолистом заводов Ford.
В Европе в последние дни обсуждали новый поворот в истории с поглощением британско-нидерландской корпорации Corus. Бразильская CSN снова подняла цену на акции Corus до 5,15 фунтов стерлингов, соответственно оценив всю компанию в 4,9 млрд. фунтов (9,6 млрд. долларов) и превысив последнее, улучшенное, предложение индийской Tata Steel - 4,76 млрд. фунтов. Правление Corus, ранее поддерживавшее поступившее первым предложение индийской компании, теперь рекомендует согласиться на условия бразильцев, окончательное же решение примут акционеры на общем собрании, назначенном на 20 декабря.
В конце года в мировой сталелитейной отрасли анонсируется немало новых проектов, но всех затмила австралийская компания East West Line Parks Pty, официально объявившая о создании беспрецедентного по размерам сталеплавильного комплекса в составе 12 доменных печей общей производительностью 44 млн. тонн в год и стоимостью около 45 млрд. долларов. Правда, эти домны предполагается построить не в одном месте, а на разных концах трехтысячекилометровой железной дороги, которая свяжет железорудные месторождения Западной Австралии и угольные залежи Квинсленда (на востоке страны). Запустить эти объекты планируется в 2012 году.
Летом этого года основатель East West Line Parks Pty Шейн Кондон посетил Китай, Японию и Корею, где пытался заинтересовать своим проектом руководство ведущих сталелитейных корпораций региона. Поскольку реализация проекта уже стартовала, очевидно, что он достиг там определенного взаимопонимания. Ранее из Австралии экспортировались только железная руда и кокс, но не чугун или стальные полуфабрикаты.
Лучи света в темном царстве
Активность на мировом рынке стали постепенно спадает, так как все больше потребителей прекращают закупки, полностью обеспечив себя продукцией до конца года. В то же время, для трейдеров это последняя возможность избавиться от избыточных запасов, которые в ином случае удастся сбыть не ранее второй половины января. Тем не менее, значительного падения цен в последние дни не фиксировалось, а некоторые виды продукции даже пошли на подъем.
В первую очередь, это относится к профилям и балкам, применяемым, например, при строительстве высотных зданий и корпусов промышленных предприятий. Все больше европейских компаний сообщают о намерении поднять цены на эту продукцию в январе на 25-30 евро за тонн. Стоимость балок и швеллера на европейском рынке стабильно превышает 550 евро за тонн ex-works. Кроме того, немалая часть продукции уходит на экспорт в страны Персидского залива, где котируется на уровне 740-780 долларов за тонну CFR. О высоком спросе на профили и сортовой прокат со стороны стран Ближнего Востока сообщает и тайванская компания Feng Hsing, заявившая о намерении расширить объемы экспорта в этот регион, одновременно сократив поставки на внутренний рынок.
В то же время, менее востребованные виды длинномерного проката продолжают дешеветь. В Средиземноморье арматура предлагается местными компаниями по 420-430 евро за тонну ex-works, единственное исключение - Греция, где цены могут превышать 500 евро за тонну ex-works. Азиатские производители катанки жалуются на падение закупок этой продукции для нужд изготовителей метизов. По словам тайванских металлургов, число заказов на первый квартал 2007 года составляет не более 60-70% от их обычного уровня. Отпускные цены на низкоуглеродистую катанку сократились на Тайване до 475-485 долларов за тонну ex-works, тогда как аналогичная китайская продукция котируется по 480-490 долларов за тонну C&F.
Зато не дешевеют пока заготовки. Китайские полуфабрикаты предлагаются по 405-410 долларов за тонну FOB, кроме того, в странах Юго-Восточной Азии появилась и российская продукция по 425-430 долларов за тонну C&F. По предварительным данным, объемы экспорта полуфабрикатов из Китая мало изменились после введения пошлин в начале ноября, так что, по некоторым данным, правительство КНР подумывает об увеличении тарифов до 15% с Нового года.
На рынке листовой стали продолжается падение цен в Европе и США. Так, средний уровень цен на горячекатаные рулоны на американском рынке сократился до около 540 долларов за короткую т (907 кг). В ЕС повышение курса евро и конкуренция со стороны импорта заставила местных производителей сбавить цены до около 420-430 евро за тонну ex-works. К тому же, в регион поступает крайне дешевая китайская оцинкованная сталь, котировки которой находятся на уровне 610 евро за тонну C&F. Европейские компании предлагают этот материал не дешевле 630-650 евро за тонну ex-works.
Тем не менее, европейцы считают вполне возможным достижение роста цен на оцинковку на 25-40 евро за тонну в январе. Эта продукция, все шире используемая в различных отраслях, пользуется большим спросом, кроме того, стоимость цинка в последнее время достигла рекордных в истории значений. По тем же соображениям анонсировали рост цен на 50 долларов за тонну в январе и японские экспортеры жести, компенсируя максимальное за 17 лет подорожание олова.
Производство оцинкованной стали бурно идет на подъем по всему миру. Только за последнюю неделю о новых проектах в этой сфере заявили китайская Baosteel, корейская Posco и словацкая US Steel Europe.
Не так быстро
Японская металлургическая корпорация Nippon Steel и корейская Posco, находящиеся в партнерских отношениях, заявили, что будут проводить совместные переговоры с ведущими экспортерами железной руды. По мнению аналитиков, подобный союз двух крупнейших потребителей железной руды в Восточной Азии усилит их позиции на переговорах и заставит считаться с ним даже "большую тройку" поставщиков.
Между тем, в прессе уже прошли сообщения, что ценовые переговоры, не успев толком начаться, уже близки к завершению, так как бразильская корпорация CVRD, якобы, договорилась с китайскими металлургами о повышении цен на 5-10% по сравнению с уровнем текущего года. Эту информацию опроверг лично генеральный директор CVRD Роджер Аньелли, сообщивший, что переговоры еще будут продолжаться. Правда, по мнению большинства аналитиков, они должны в итоге принести как раз тот самый рост цен в пределах 5-10%, с чем соглашались, в принципе, даже китайские представители. Может, обе стороны просто хотят получить удовольствие от самого процесса торга?
Корпорация Arcelor Mittal, тем временем, сделала еще один шаг на пути к самообеспечению железной рудой. Руководство этой группы и правительство Либерии сообщили о завершении предварительной оценки расположенных в этой стране месторождений железной руды, права на разработку которых Mittal Steel получила в 2005 году. Теперь Arcelor Mittal приступит к строительству ГОКа и транспортной инфраструктуры. Общая стоимость проекта оценивается в 1 млрд. долларов, а его завершение ожидается в 2009 году.
На рынке металлолома продолжается рост цен, вызванный крупными закупками со стороны азиатских и средиземноморских компаний, спешащих воспользоваться относительно благоприятными погодными условиями для пополнения запасов сырья. Стоимость российского лома 3А при поставках в Корею и на Тайвань достигает 285-295 долларов за тонну C&F, а в Турции аналогичный материал из стран СНГ котируется на уровне 285-290 долларов за тонну C&F. -- Укррудпром (Украина)