Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 01.06.2011

На рельсах потребления. "ИА "Минпром (Украина)"". 1 июня 2011

01.06.2011 - 11:26
Вагоностроительные заводы являются одними из основных потребителей стального проката в Украине. Однако их продукция идет на экспорт практически в полном объеме.

В текущем году все украинские вагоностроительные заводы загружены заказами на производство грузовых вагонов и цистерн, которые превышают результаты 2010 года. Рост объемов производства сказывается и на внутреннем рынке металлопотребления. По словам начальника отдела маркетинга АО "УГМК" Василия Адаменко, по итогам четырех месяцев 2011 года вагоностроителям принадлежит доля 12% в потреблении на рынке металлопроката. "Ежемесячное потребление вагоностроителей составляет 60-70 тыс. тонн. Наибольший объем в закупках приходится на горячекатаный лист, также очень много закупается специальных профилей (оси, профиль вагонной стойки, Z-профиль, гнутые профиля и т.д.), а также крупносортные уголки, швеллера, балки. Основными украинскими производителями такой продукции являются ДМК им.Дзержинского, МК "Азовсталь", ММК им.Ильича, Алчевский МК, Краматорский МЗ, МК "Запорожсталь", – говорит В.Адаменко.

Практически наверняка по итогам текущего года уровень потребления стального проката украинскими вагоностроительными заводами увеличится, так как интерес к их продукции проявляют как крупные железнодорожные компании, так и промышленные предприятия. Причем украинская продукция пользуется большим спросом в соседней России, где ускоренными темпами идет обновление парка ж/д вагонов.

В пресс-центре концерна "Азовмаш" (Мариуполь) сообщили, что портфель заказов на нынешний год сформирован и уже составляется на следующий. "Сегодня мощности вагоностроения используются практически на 100%. И для дальнейшего их увеличения нужны технические и организационные меры", – говорится в сообщении машиностроителей, которые планируют в текущем году выпустить 17 тыс. единиц подвижного состава (против 12,4 тыс. в 2010 году). За 4 месяца этого года на предприятиях концерна уже изготовлено более 5 тыс. вагонов.

ОАО "Стахановский вагоностроительный завод" (СВЗ) в 2010 году увеличило производство грузового подвижного состава в 4,7 раза, до 7434 единиц (в 2009 году было произведено 1583 вагона). Этот показатель в 1,3 раза выше результатов докризисных 2007 и 2008 годов. "Мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Уже в текущем году, согласно заложенным показателям в бизнес-плане, планируем увеличить выпуск грузовых вагонов до 8 тыс. ед.", – отметил председатель правления предприятия Виталий Касинов. А к 2012 году предприятие намерено выпускать 12 тыс. вагонов.

ОАО "Крюковский вагоностроительный завод" в 2010 году произвело чуть более 9 тыс. грузовых вагонов. Производственный потенциал ОАО "Днепровагонмаш" – около 5 тыс. грузовых вагонов.

"В Украине в 2010 году было произведено 25 402 грузовых вагона и 11 085 цистерн. В январе-апреле 2011 выпущено 10 439 грузовых вагонов и 4054 цистерны", – говорит аналитик ИК Concorde Capital Виталий Горовой. Старший аналитик ИК Dragon Capital Таисия Шепетко добавляет, что основным заказчиком украинских вагонов являются лизинговые компании и частные перевозчики из РФ. Так, совсем недавно государственная компания РЖД объявила о намерении закупить в Украине 3 тыс. грузовых вагонов.

"Мы ожидаем производства вагонов в 2011 году на уровне 46 тыс. ед., включая примерно 12 тыс. цистерн. Ажиотажный спрос на вагоны обусловлен их дефицитом в регионе, вызванным высокой изношенностью существующего подвижного состава. Также на спрос положительно влияют растущие объемы ж/д перевозок", – отмечает Т.Шепетко.

Не стоит забывать, что украинская продукция дополняет вагоны, произведенные в России. По данным компании Brunswick Rail (Москва), в 2010 году это было 90 779 вагонов, в т.ч. 54 670 полувагонов. Причем экспорт вагонов из РФ не превышает 1% от объемов производства.

Через границу

Российские потребители сохранят свою ключевую роль на украинском рынке производства грузовых вагонов и в ближайшие годы. "Учитывая реформу транспортной отрасли Российской Федерации, которая предполагает, что транспортными перевозками будут заниматься только частные компании, в скором времени именно они останутся крупнейшими заказчиками продукции вагоностроителей", – считает В.Горовой.

По данным Азовмаша, в 2010 году свыше 90% его продукции поставлялось на экспорт. Доля экспортных поставок в структуре продаж СВЗ превышает 70%. "Заказчиками подвижного состава производства СВЗ сегодня преимущественно выступают крупнейшие транспортные компании и ведущие лизинговые операторы железнодорожного подвижного состава России", – сообщили на предприятии.

"Из всего объема выпускаемой продукции только около 10% идет на рынок Украины. Так, ГП "Укрзализныця" за 20 лет независимости нашего государства не приобрела ни одного вагона производства СВЗ", – отмечает В.Касинов. Справедливости ради отметим, что в настоящее время заказ Укрзализныци выполняет Крюковский ВЗ (Кременчуг).

В УГМК добавляют, что тесная кооперация с российскими потребителями способствует увеличению импорта стального проката. "Вагоностроители импортирует достаточно много металлопроката. По итогам 4 меяцев 2011 года на импортный прокат приходится 17% из общего объема потребления металлопроката вагоностроительными предприятиями. Весь объем импорта приходится на Россию", – говорит В.Адаменко.

Одной из причин для импорта проката является и то, что основной объем заказов вагоностроительных заводов идет на экспорт, и для оптимизации возврата НДС им выгодно импортировать стальную продукцию. Кроме того, специфические профили для производства вагонов на постсоветском пространстве производят всего несколько металлургических заводов, поэтому вагоностроители стараются не ограничиваться одним поставщиком с целью диверсификации закупок и минимизации цен.

Наш рынок

Украинским перевозчикам необходимо обновлять парк вагонов, однако им не всегда удается успешно конкурировать с российскими компаниями. Например, Укрзализныця (УЗ) уже неоднократно заявляла о желании закупить новые вагоны (сегодня в собственности госкомпании находится почти 120 тыс. вагонов). Ведь более 80% парка уже исчерпали свой ресурс. Однако на практике у УЗ нет свободных средств для размещения и оплаты крупных заказов.

У частных перевозчиков находится еще более 70 тыс. вагонов. В частности, парк крупнейшей частной ж/д компании Украины – корпорации "Межрегиональный промышленный союз" (МПС) – около 10,5 тыс. ед. "В рамках комплексной программы по расширению и обновлению парка подвижного состава компания приобретает по 100 полувагонов ежемесячно. С начала года парк корпорации пополнился 350 новыми единицами", – говорит генеральный директор МПС Владимир Мезенцев.

Сегодня к крупнейшим отечественным потребителям вагонов можно отнести и промышленные предприятия с достаточными финансовыми ресурсами. Так, в прошлом году Азовмаш произвел 500 вагонов для предприятий Метинвест-Холдинга, а в конце февраля 2011 Полтавский ГОК договорился о покупке у СВЗ 400 полувагонов с возможностью приобретения еще 600 ед. до конца 2012 года.

"Темпы обновления парка подвижного состава сегодня крайне низкие", – говорит В.Мезенцев. По его мнению, ключевым сдерживающим фактором для частных операторов выступает острый дефицит вагонного литья, вызванный фактическим его отсутствием в свободной продаже. "С одной стороны, суммарные мощности сталелитейных предприятий сейчас ощутимо ниже, чем потребности рынка. С другой стороны, важную роль играет ценовой фактор – стоимость комплектующих для строительства вагонов только за прошедший год возросла более чем вдвое, что, в свою очередь, привело к существенному подорожанию оказываемых услуг", – отмечает генеральный директор МПС.

"Основными поставщиками вагонного литья для украинских предприятий являются два украинских (Кременчугский сталелитейный завод и Азовэлектросталь) и четыре российских предприятия", –- говорит В.Горовой. При этом продукцию Кременчугского завода в последнее время практически в полном объеме выкупает российская компания "ВТБ-лизинг", а Азовэлектросталь обеспечивает потребность предприятий Азовмаша.

По мнению аналитика Concorde Capital, один из вариантов решения данной проблемы – заказ литья из других стран (например, Китая), однако в этом случае возможны сложности с сертификацией данной продукции как в Украине, так и в России. Тем более что после нескольких аварий, связанных с браком вагонного литья, в РФ этому вопросу уделяется особое внимание.

Ажиотажный спрос на грузовые вагоны, а также увеличение стоимости металлопроката влияет на цену готовой продукции – в последнее время она неуклонно растет. Председатель наблюдательного совета ОАО "Стахановский ВЗ" Эдуард Мисевра не исключает, что рост цены на вагоны сохранится и во втором квартале 2011: "Основополагающим фактором формирования ценовой политики на грузовой подвижной состав производства СВЗ по-прежнему остается цена на металлопрокат и комплектующие, а также крупное литье". Данное утверждение справедливо и для других вагоностроителей, поэтому основными клиентами украинских заводов останутся "денежные" заказчики – российские потребители, а также украинские частные компании, которые входят в крупные бизнес-группы. -- ИА "Минпром (Украина)"

Новости по этой теме

В Новости

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>