Рынок IPO в России: "Новая эра" или первый "блин" - снова комом? "ФинАМ.ru". 16 мая 2011
17.05.2011 - 08:32
Во время апрельского визита в Китай президент России Дмитрий Медведев посетил, в том числе, и Гонконгскую биржу, одну из крупнейших фондовых площадок в мире. В ходе общения с председателем биржи Медведев назвал главу "РУСАЛа" Олега Дерипаску, также присутствующего на встрече, "счастливчиком", поскольку именно "РУСАЛ" стал первой российской компанией, проведшей первичное размещение в Гонконге. Да и сам 2010 год в целом на рынке российского IPO прошел под знаком "РУСАЛа", заработавшего более $2,2 млрд за 10% своих акций на гонконгской бирже и попавшего в двадцатку крупнейших IPO по объему в мире. По словам Дмитрия Медведева, "это было очень трудное время и для мировой экономики, и для господина Дерипаски в частности. Тем не менее, всё прошло благополучно...". Сам же Олег Дерипаска оценил размещение своей компании в Гонконге как "очень положительный опыт": "Мы начали размещать русские депозитарные расписки на акции "РУСАЛа", и теперь у нас здесь 60% рынка ликвидности каждый день, а в России уже 30%".
Размещение акций ОК "РУСАЛ" составило 42% от общего объема рынка сделок с участием российских эмитентов в 2010 году, таким образом, по оценкам аналитиков, одно лишь удачное IPO алюминиевой компании позволило преодолеть последствия кризиса 2008-2009 годов, когда рынок первичных и вторичных размещений в России оказался практически заморожен. Чего, кстати, нельзя сказать про рынки США и Европы, где в период мирового финансового кризиса за счет первичных и вторичных размещений проходила рекапитализация практически всего банковского сектора. Но если в 2009 году российские компании практически полностью прекратили привлекать капитал путем размещения акций, то в 2010 году оборот рынка IPO отечественных эмитентов, по данным Bloomberg, составил более $5 млрд. С одной стороны, это всего лишь около 2% от общемирового оборота рынка первичных размещений, который в прошлом году составил более $295 млрд, но, с другой стороны, эксперты уверены в том, что с 2010 года началась перезагрузка, "разморозка" российского рынка IPO.
2011 год: "Весна" на рынке IPO?
"Если в 2010 году рынок находился в стадии посткризисного восстановления, то начало 2011 года охарактеризовалось уверенным ростом количества и объема размещений, благодаря улучшению макроэкономических условий и на фоне повышения ликвидности", - отметил генеральный директор Института фондового рынка и управления Владимир Майданюк в ходе выступления на VII Всероссийском IPO Конгрессе. И, как неоднократно отмечал вице-президент ММВБ Геннадий Марголит, "с приходом весны 2011 года российские эмитенты продолжили свое шествие на биржу". По данным аналитиков Альфа-банка, на этот год IPO запланировали более 40 российских компаний, среди которых лидируют металлургическая и горнодобывающая отрасли. "Но в целом отраслевая структура обещает стать более разнообразной. В общей сложности объем IPO, к которым идет подготовка, оценивается в $26 млрд. Крупные размещения в силу своей специфики пройдут на западных биржах - в Гонконге, Лондоне и Нью-Йорке. Однако, вес российских площадок, по предварительным прогнозам, должен возрасти", - считают Ангелика Генкель и Владимир Дорогов из Альфа-банка. Пока неизвестно, какой процент IPO в этом году пройдет именно на российских биржах (в 2010 году, по данным исследования Offerings.ru, стоимостная доля российских биржевых площадок выросла с 21% до 28%), но, по мнению экспертов, новая стадия развития отечественного рынка IPO должна ознаменоваться ростом привлекательности именно российских фондовых площадок. По оценке руководителя управления развития и маркетинга РТС Алексея Елисеева, у современных российских бирж есть ряд преимуществ перед зарубежными площадками, в том числе, сокращение временных издержек на подготовку и размещение акций (в России этот процесс занимает от 3-4 до 6-12 месяцев, в Лондоне - от 7-8 до 18 месяцев, в США - до 2 лет). Кроме того, проведение первичного размещения акций в России менее затратно, внутренний спрос на инвестиционные инструменты превышает предложение, а отечественные бренды более узнаваемы на внутреннем рынке, чем за рубежом.
Однако для самих российских эмитентов привлекательность отечественных бирж, судя по всему, еще не так очевидна: компании, которые уже провели IPO в 2011 году, в качестве площадки для выхода на рынок выбрали Лондонскую биржу. Так, в феврале текущего года Группа ГМС разместила на LSE 15% своих акций в форме GDR общим объемом $360 млн, в апреле в Лондоне разместились "НОМОС-Банк" (GDR и обыкновенные акции общим объемом $718 млн) и головная компания строительного холдинга "ЛенСпецСму" Etalon Group (GDR общим объемом $575 млн). По мнению аналитиков, основная причина того, что российские компании для первичного выхода на рынок выбирают именно Лондон, - в желании получить дополнительный спрос на акции, уйти от "узости" отечественного рынка. "Есть мнение, что если пойдешь на конкретную биржу, то дотянешься до какого-то конкретного спроса. На самом же деле, спрос на акции определенной компании - все равно у одних и тех же групп лиц, независимо от биржи", - считает исполнительный директор J.P.Morgan Антон Мальков, добавляя, что выбор площадки, конечно, важен, но все определяет сектор, в котором представлена компания, и ее размер. Вместе с тем, ряд российских компаний свое стремление на зарубежные рынки объясняют тем, что в России на сегодняшний день нет справедливой биржи для той отрасли, которую они представляют. К примеру, "Фармсинтез", который занимается разработкой инновационных лекарственных препаратов, в конце 2010 года разместил 30% своего уставного капитала на ММВБ, однако IPO в России компания рассматривает лишь как подготовку к последующему листингу на американской площадке NASDAQ. По словам председателя совета директоров "Фармсинтеза" Дмитрия Генкина, отрасль биотехнологий на отечественном рынке пока не так востребована.
Стоит отметить, что вышеназванные компании - пока единственные из числа тех, кто не только планировал провести IPO в 2011 году, но и осуществил свои намерения. Сезон публичных размещений в этом году должны были открыть золотодобывающая "дочка" "Северстали" Nord Gold, угольная компания "Кокс" и ЧТПЗ, которые впоследствии объявили о переносе готовящихся IPO. При этом причины, которыми эмитенты объясняют такие свои решения, звучат на удивление похоже - "неподходящая рыночная конъюнктура", "необычные рыночные настроения". В результате отказа от размещения Nord Gold упустила возможность привлечь на рынке около $1 млрд, "Кокс" не разместил акции на сумму порядка $500 млн, ЧТПЗ же мог получить благодаря своему IPO в Лондоне $472,5 - 621 млн. Между тем, по мнению экспертов, перенос первичного размещения из-за неблагоприятной ситуации на рынке - всего лишь стандартная отговорка для компаний, которые слишком высоко себя оценили и не хотят идти на уступки инвесторам. "Формулировка "неудачная конъюнктура рынка" на самом деле свидетельствует о нежелании компании пересмотреть диапазон своего размещения, пойти на уступки инвесторам. При этом шансов разместиться во втором полугодии 2011 года у них не намного больше, учитывая количество компаний, желающих провести IPO. Так что варианты для этих компаний - либо пересмотреть диапазон, либо искать другие способы привлечения капитала", - считает гендиректор Eastland Capital Павел Биленко.
Его слова справедливы также и для "Евросети", которая в конце марта анонсировала свое намерение разместить на Лондонской бирже GDR на обыкновенные акции материнской компании Euroset Holding NV, однако уже в апреле ритейлер принял решение отложить IPO. "Несмотря на интерес инвесторов к "Евросети", мы решили отложить IPO, учитывая непростую рыночную обстановку и волатильность на рынке", - прокомментировал данное решение главный исполнительный директор "Евросети" Александр Малис. Однако инвесторы называют несколько иные причины несостоявшегося IPO - завышенную стоимость акций ($9,25 - $11,3 за GDR), слишком оптимистичную оценку компании (на уровне $2,7 - $3,3 млрд), а также тот факт, что основной объем привлекаемых средств должен был пойти основному акционеру, а не на развитие компании, что может ограничить потенциал ее роста. Ряды компаний, которые объявили о переносе дат IPO своих акций, этой весной также пополнили "Витал Девелопмент Корпорэйшн" и "Вертолеты России". "Витал" планировал разместить 20% своего уставного капитала в секторе инновационных и растущих компаний ММВБ и на РТС и привлечь таким образом до 600 млн рублей на финансирование инвестиционной программы. Однако объем заявок, которые компания получила от потенциальных инвесторов по итогам road-show, оказался ниже ожиданий, в связи с чем было принято решение перенести выход на рынок на второе полугодие 2011 года. У "Вертолетов России", планировавших разместить свои акции и GDR на ММВБ, РТС и в Лондоне общим объемом более $500 млн, по оценкам аналитиков, были весьма неплохие шансы провести успешное IPO, даже если бы размещение прошло по нижней границе диапазона. Тем не менее, "Вертолетам России" также не удалось собрать книгу заявок. По словам Андрея Реуса, генерального директора ОПК "Оборонпром", в состав которого входит компания, "Вертолеты" не отказываются от планов по выходу на рынок и повторят попытку в 2012 году. "Вертолеты России" стали очень дорогим активом, и мы не можем позволить быть ему недооцененным", - цитируют СМИ слова г-на Реуса.
По мнению экспертов, еще одной причиной переноса ряда IPO в начале этого года стала запущенная российским правительством программа приватизации. Независимые участники рынка не смогли бы составить конкуренцию ВТБ, продажа 10% которого на открытом рынке стала самым успешным размещением акционерного капитала на российском рынке в посткризисный период. В то же время, как отмечает начальник аналитического отдела ИК "БФА" Денис Демин, "в отличие от ЧТПЗ, "Кокса" и Nord Gold, государство как собственник ВТБ смогло довольствоваться адекватными ценами, предложенными рынком за бумаги банка".
А будет ли "бум"?
Среди планируемых в этом году размещений - IPO "Яндекса", "Мечел-Майнинга", "СУЭКа", "ФосАгро", "Сыктывкар Тиссью Груп", "Русской медной компании", "Ютинет.Ру", а также SPO "Сбербанка" в рамках приватизации. Наибольшие ожидания участники рынка возлагают на "Яндекс": голландская Yandex N.V.намерена разместить на бирже NASDAQ более 50 млн обыкновенных акций по цене $20-22 за бумагу и, таким образом, привлечь не менее $1 млрд. Перед IPO компания оценила себя в $6,38-7,02 млрд, что примерно на $1 млрд превышает оценку Mail.ru Group, при этом аналитики считают данные цифры вполне адекватными. Размещение "Яндекса" станет не только вторым выходом на рынок отечественной Интернет-компании, но также и первым российским IPO на NASDAQ за последние пять лет (в 2006 году там разместилась СТС Медиа). Аналитики отмечают, что IT-сектор на сегодняшний день представляет собой интересный объект для инвесторов с большими перспективами развития, на западе компании из сектора Интернет-технологий размещаются очень успешно. Ярким подтверждением тому служит и IPO Mail.ru Group, которая в ноябре прошлого года разместила в Лондоне 17% своих акций и привлекла таким образом более $912 млн. Более того, акции Интернет-компании были размещены по верхней границе заявленного диапазона - $27,7 за бумагу. "Mail.ru в 2010 году стала единственной компанией, размещение которой прошло по верхней границе диапазона. Также нас впечатлили первые дни торгов бумагами, которые продемонстрировали максимальный уровень дохода инвесторов - на уровне 32%", - отметил управляющий директор проекта Offerings.ru/"IPO в России" Юрий Игнатишин на VII Всероссийском IPO Конгрессе, который прошел в Москве в конце апреля. Кроме того, по его словам, примечателен тот факт, что спрос на бумаги Mail.ru превысил предложение в 20 раз, в то время, как, например, книга заявок на акции ВТБ в 2007 году была переподписана всего лишь дважды.
Таким образом, "подходящая рыночная конъюнктура" для проведения IPO сегодня не только у "Яндекса", но и у ведущего российского Интернет-рителейра электроники "Ютинет.Ру", который этим летом планирует разместить 15% своих акций на РИИ ММВБ. Road-show компании должно пройти в июне, сама же сделка, в ходе которой "Ютинет" ожидает привлечь $12-18 млн на дальнейшее развитие, может быть закрыта в июле-августе. По словам замгенерального директора ММВБ Геннадия Марголита, участвовавшего в презентации "Ютинет.Ру", успешному проведению IPO будет способствовать тот факт, что среди широкого круга частных инвесторов наверняка окажутся и сами клиенты компании.
В целом же, ситуация на российском рынке, ликвидность которого возрастает с конца 2010 года, готовность банков кредитовать новых эмитентов, а инвесторов - вкладывать свои денежные средства, говорят в пользу проведения компаниями IPO. Ограничениями для эмитентов, планирующих выход на рынок, могут стать лишь их собственное нежелание адекватно себя оценить, а также конкуренция с госкомпаниями и растущий рынок валютного долга. Не столь оптимистично перспективы 2011 года оценивает гендиректор Центра развития фондового рынка Юрий Данилов, по словам которого Россия даже в докризисный период отставала от других стран по количеству IPO. На сегодняшний день Индия, Китай, Гонконг по объемам первичных размещений вышли на докризисный уровень, России же вряд ли в 2011 году удастся вернуться на эти уровни, отметил г-н Данилов в ходе своего выступления на форуме "IPO в России: Итоги 2010 года. Прогнозы на 2011". По мнению эксперта, среди сложностей для сегодняшнего рынка IPO - крайне плохие условия для размещения компаний средней и малой капитализации, которые испытывают давление со стороны крупных нерезидентных холдингов, а также непривлекательный инвестиционный климат в России. Число сделок на отечественном рынке, конечно, растет, но не такими темпами, как хотелось бы, так что ожидать в 2011 году "бума IPO", даже по российским меркам, не стоит, считает Юрий Данилов. -- ФинАМ.ru