Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 11.03.2011

Интервью: Владимир Маркин, Президент Объединенной металлургической компании. "Прайм-ТАСС". 10 марта 2011

11.03.2011 - 15:09
Вопрос: Владимир Степанович, каковы основные производственные итоги компании в 2010 г? Какая доля экспорта, какую долю российского рынка вы занимаете и как она изменилась по сравнению с 2009 г?

Ответ: В 2010 г наши предприятия произвели около 2,2 млн т труб. Это – наш рекордный показатель за всю историю компании. Доля ОМК на российском трубном рынке выросла с 19 проц в 2009 г до 24 проц в 2010 г.

- Экспорт труб в 2010 г составил 12,6 проц от общего объема произведенных труб. В 2009 г было - 31,6 проц. Сокращение экспорта вызвано значительным ростом потребности в трубах на внутреннем рынке.

Вопрос: Какие основные тенденции в развитии трубной отрасли в 2010 г Вы могли бы отметить? Как менялся спрос и росли требования заказчиков?

Ответ: Объем российского трубного рынка в 2010 г составил 9 млн т, что выше на 45 проц объемов 2009 г. Основной тенденцией стал рост спроса на трубы компаниями ТЭКа. Реализация масштабных трубопроводных проектов "Газпромом" и "Транснефтью" привела к рекордному росту рынка труб большого диаметра /ТБД/. В 2010 г российские трубные компании произвели 3 млн т ТБД, из них 1,3 млн т – это наши трубы.

- Освоение новых месторождений нефти и газа вызвало рост потребления обсадных труб на 20 проц. Примерно на 40 проц выросло потребление линейных труб среднего диаметра, применяемых в ЖКХ, строительстве и обустройстве месторождений.

- Другая важная тенденция развития трубной отрасли – сохранение курса на модернизацию производственных мощностей и импортозамещение. В прошлом году были введены в эксплуатацию новый цех по производству ТБД на ЧТПЗ, новый завод в Шексне по производству профильных труб /"Северсталь"/, завершен проект реконструкции комплекса по производству обсадных труб на Выксунском заводе нашей компании. Модернизация оборудования и освоение новых технологий позволяют сегодня удовлетворить практически на 100 проц потребности российского рынка трубами отечественного производства.

- Хотел бы отметить дальнейший рост потребления труб с дополнительными эксплуатационными свойствами. В сегменте ТБД это - трубы с повышенными группами прочности /К60 и выше/ и увеличенной толщиной стенки /от 25 мм и выше/. В сегменте обсадных трубах это – трубы с высокогерметичной резьбой класса Premium и трубы повышенных группы прочности. В сегменте нефтегазопроводных трубах /НГП/ - это изделия с повышенной стойкость металла к коррозии, кислым средам, низким температурам и перепадам давления.

- Серьезная проблема для отрасли - кризис перепроизводства. Суммарные мощности всех российских производителей труб составляют около 14 млн т в год. Возьмем, например, сегмент труб большого диаметра. В 2010 г их было произведено 3 млн т при совокупной мощности – около 5 млн т, это ОМК, ТМК, ЧТПЗ, ИТЗ и украинский Харцызский трубный завод. В нынешнем году, по прогнозу Фонда развития трубной промышленности, потребление ТБД на внутреннем рынке упадет до 2 млн т. То есть загруженность составит около 40 проц.

- То же самое касается других сегментов труб. Многие российские компании недавно ввели в строй новые трубные станы /"Уралтрубпром", "Северсталь", ТМК/. Ожидается пуск нового стана на Волгореченском заводе.

- С образованием Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана трубный рынок прирос рядом предприятий из Белоруссии и Казахстана. Это - компания KSP Steel из Казахстана /производит обсадные трубы, нефтегазопроводные и общего назначения/, Белорусский металлургический завод /БМЗ/, выпускающий трубы общего назначения и нефтегазопроводные /НГП/, другие предприятия. У российских потребителей труб сегодня появилась возможность выбирать продукцию, как минимум, из 12 поставщиков.

Вопрос: Как в среднем изменялись цены на трубы и основное сырье в течение 2010 г?

Ответ: Должен отметить, что проблема ценообразования в металлургии и в трубной отрасли в последние годы была и остается одной из самых сложных. Главным образом, из-за цен на сырье. Цена трубы, к примеру, на 70-75 проц складывается из цены на металл.

- Что касается динамики цен в 2010 г, то в целом весь металлургический сектор испытывал давление со стороны сырьевых рынков. С восстановлением спроса на продукцию металлургических переделов цены на сырье росли опережающими темпами. Это, в первую очередь, относится к железной руде: рост по железорудному концентрату и окатышам составил более 100 проц к уровню 2009 г. Фактически был превышен средний уровень цен 2008 г. Для сравнения: плоский прокат в 2010 г вырос на 29-30 проц, а трубная продукция, например, по трубе нефтегазового назначения /НГП и обсадные трубы/ выросла примерно на 15 проц.

- Мы старались идти навстречу нашим клиентам и избегали резких колебаний цен и в 2009, и в 2010 гг. Сегодня трубники совместно с нефтегазовыми компаниями РФ ведут работу по определению механизма долгосрочного ценообразования, определения формул цен на трубную продукцию. Надеюсь, в результате будет согласована прозрачная методика ценообразования, которая будет учитывать интересы обеих сторон.

Вопрос: Как Вы оцениваете выручку компании по итогам 2010 г? Какова доля заемных средств и уровень долговой нагрузки на конец 2010 г? Кто основные кредиторы ОМК?

Ответ: По предварительным данным выручка компании по итогам 2010 г составила порядка 122,5 млрд руб, что превышает аналогичный показатель 2009 г более чем на 25 проц. Следует отметить, что столь существенный рост объясняется, в основном, увеличением объема реализованной продукции.

- Мы оцениваем долговую нагрузку компании как вполне комфортную – доля заемных средств составляет около 3 проц от активов компании. Чистый долг - около 50 млрд руб. Порядка 80 проц объема кредитного портфеля приходится на долгосрочные кредиты со сроком погашения до 13 лет. Среди основных кредиторов предприятий группы – крупнейшие российские банки: Сбербанк России, Газпромбанк; и дочерние структуры иностранных банков: Райффайзенбанк, ЮниКредит Банк, Коммерцбанк Евразия, БСЖВ, БНП-Париба, а также иностранные банки: IFC, Raiffeisen Zentralbank Oesterreich AG, Deutsche Bank, Commerzbank, BNP Paribas и другие.

Вопрос: Каков общий объем инвестиций, направленный компанией на развитие и модернизацию в 2010 г? Сколько в целом компания планирует инвестировать в развитие в нынешнем году?

Ответ: По предварительным итогам на развитие и модернизацию предприятий компании в 2010 г было направлено 21 млрд руб.

В 2011 г финансирование проектов, направленных на развитие и модернизацию, составит 33 млрд руб. Основная часть этих инвестиций уже одобрена советом директоров ОМК.

Вопрос: Когда будет принято решение о строительстве 2-й очереди литейно-прокатного комплекса /ЛПК/, от чего оно зависит?

Ответ: Ориентировочно решение о начале строительства второй очереди ЛПК может быть принято во второй половине 2011 г. Срок реализации проекта: 3-4 года. Приблизительная стоимость - 350-400 млн евро. Это позволит увеличить мощность ЛПК до 3 млн т горячекатаного рулона в год.

Вопрос: Сколько железнодорожных колес компания произвела в 2010 г? Каков был объем экспорта, изменились ли основные регионы поставок?

Ответ: В прошлом году ОМК произвела 664 тыс колес, что на 53 проц больше показателей кризисного 2009 г, когда мы произвели 433 тыс колес. Напомню, что колесопрокатный комплекс ВМЗ является крупнейшим в Европе.

- Среди факторов, способствовавших росту, отмечу увеличение внутреннего грузооборота на 8 проц. Одновременно, в прошлом году в России выросло и производство вагонов.

- В 2010 г ОМК в 2 раза увеличила отгрузки колес в страны дальнего зарубежья. Наши колеса поставляются ведущим мировым компаниям более чем в 30 странах мира. В том числе в США и Канаду, где мы имеем право на неограниченные поставки железнодорожных колес. Такое право из крупнейших мировых производителей есть только у японской Sumitomo. Мы также выиграли ряд важных тендеров в странах Европы и в Индии.

- В декабре 2010 г ОМК продлила на 5 лет /до конца 2015 г/ долгосрочный контракт на поставку колес для РЖД. В соответствии с подписанным документом, ОМК произведет и поставит в течение 5 лет для РЖД свыше 3,2 млн железнодорожных колес. Всего по контракту за 12 лет РЖД будет поставлено 7,2 млн колес.

- ВМЗ совместно с РЖД и ВНИИЖТ постоянно осваивает новые виды колес, включая проектирование и разработку новых технологий. К 2012 г на Выксунском заводе будут внедрены требования самого передового международного стандарта IRIS, направленного, в том числе, на предотвращение и снижение числа дефектов в цепи поставок.

- В течение семи последних лет в развитие колесопрокатного комплекса нами было направлено более 3 млрд руб. К 2015 г в это производство будет инвестировано свыше 9 млрд руб. Мы также рассматриваем возможность увеличения производства до 1-1,2 млн колес в год.

Вопрос: Как работает Альметьевский трубный завод в составе ОМК, планируется ли расширение мощностей?

Ответ: По итогам 2010 г АТЗ произвел 176 тыс т труб, и это – лучший результат за последние 15 лет. Компания рассматривает варианты дальнейшей реконструкции Альметьевского завода.

Вопрос: Как обстоят дела с железорудным активом ОМК в Белгородской области? Когда ОМК начнет его развитие?

Ответ: В настоящее время на Белгородской горнодобывающей компании /БГДК/ продолжаются экспериментальные работы по освоению уникальной технологии скважинной гидродобычи /СГД/. Объемы добываемой при этом руды небольшие, но для нас важно именно освоить эту уникальную технологию.

Белгородский проект ОМК рассматривает как венчурный, и дальнейшее его развитие будет определено только после отработки технологии СГД.

Вопрос: Каковы планы по производству труб и колес на 2011 г? Сформирован ли уже портфель заказов?

Ответ: В 2011 г мы планируем произвести и продать 2,4 млн т труб /на 10 проц больше чем в 2010 г/. Портфель заказов на первый квартал уже практически сформирован. По некоторым позициям, например по ТБД, мы можем планировать производство на несколько месяцев вперед. По другим видам труб, таким как ВГП, - максимум на месяц. В среднем, горизонт планирования производства у нас составляет 1,5-2 месяца. При этом мы не можем сказать, что у нас на 100 проц загружены мощности. Резервы, как правило, остаются.

- В сегменте железнодорожных колес, годовой план производства сформирован. Наши специалисты прогнозируют производство 700-750 тыс колес. План отгрузок на первый квартал полностью сформирован.

Вопрос: В каких крупных трубопроводных проектах рассчитывает участвовать ОМК в 2011 г? Каковы основные регионы экспорта, будет ли расширяться география поставок?

Ответ: В 2011 г планируется произвести 1,2-1,3 млн т труб большого диаметра, основная часть которых /более 80 проц/ будет поставлена для строительства магистральных нефте- и газопроводов. ОМК будет участвовать во всех проектах, реализуемых на территории России.

- В нынешнем году продолжится поставка труб для проектов ОАО "Газпром": "Бованенково-Ухта", "Ухта-Торжок" и "СЕГ". Для ОАО "Транснефть" будут продолжены поставки ТБД по проектам нефтепроводов "ВСТО-2" и "Заполярное-Пурпе". Планируется отгрузка ТБД в адрес нефтяных компаний для строительства новых трубопроводов, в т.ч. нефтепроводов с месторождений Пякяхинское, Тихорецк-Туапсе и др.

- В 2011 г компания продолжит отгрузки ТБД для подводного газопровода Nord Stream. Планируется участие в поставках ТБД по проекту "Штокман", а также для строительства газопровода в Нигерии /оператор проекта компания Total/.

- Также мы полны решимости участвовать в строительстве газопровода "Южный поток". Недавно, кстати сказать, на Выксунском заводе была изготовлена опытная партия труб для этого проекта.

Вопрос: Возможны ли приобретения новых активов в будущем или компания будет полностью сосредоточена на развитии существующих мощностей?

Ответ: Компания стремится проводить консервативную политику в области слияний и поглощений. Конечно, основные усилия и ресурсы в ближайшее время будут направлены на развитие существующих производств. При этом мы открыты для предложений и регулярно анализируем возможности приобретения новых активов. Таким образом, если мы увидим интересное предложение – то мы его обязательно рассмотрим.

- Что касается новых сегментов бизнеса, ОМК постоянно исследует рыночные возможности и перспективы развития, расширяет номенклатуру выпускаемой продукции, выходит в новые сегменты.

С пуском стана "5000" в этом году, компания выйдет на рынок "толстого" листа, который будет использоваться не только для производства труб большого диаметра, но и для мостостроения, судостроения, производства буровых платформ и т.д.

Вопрос: Насколько сильно влияет китайский и украинский импорт труб на деятельность российских трубных компаний и на ОМК в частности?

Ответ: Импорт влияет очень сильно. И развитые и развивающиеся страны бережно относятся к своим национальным производителям труб. Как правило, ограничивая иностранное присутствие тарифными /пошлины/ и нетарифными мерами.

- Прошлогодний рост импорта труб в Россию на 70 проц настораживает. Инвестируя ежегодно миллиарды рублей в обновление и расширение производства, трубники рассчитывают на поддержку со стороны правительства. В первую очередь, на регулирование объемов импорта и противодействие недобросовестным игрокам.

- В США, например, импортные пошлины на некоторые виды китайских труб превышают 100 проц. Фактически, речь идет о полном закрытии внутреннего рынка в отношении низкокачественного демпинга. Преодолеть такой барьер невозможно. В России же, до недавнего времени, защита была минимальной: импортные пошлины на ТБД составляли лишь 8 проц, пошлины на украинские трубы НГП – 8,9 проц. Необходимо отметить, что в начале этого года правительство России пересмотрело и увеличило импортные пошлины, в зависимости от вида труб, до 18-37 проц.

- В 2010 г доля украинских труб на российском рынке составила 7 проц и это при том, что у нас действовало соглашение с Украиной о самоограничении поставок некоторых видов труб на российский рынок, в основном заводы компании "Интерпайп", в объеме 260 тыс т. На 2011 г это соглашение продлено, квота "Интерпайпу" увеличена до 300 тыс т. Остальные же украинские производители, в том числе, и Харцызский трубный завод, могут поставлять в Россию трубы без количественных ограничении. А российские компании, кстати сказать, смогут экспортировать на Украину всего 10 тыс т труб OCTG. Если вернуться к доле украинских труб на российском рынке - 7 проц, то я могу вас заверить, если бы российские трубы заняли долю на рынке труб США более 3 проц, против нас давно бы начали расследование.

- Можно оценить влияние импорта через финансовые потери государства от импорта труб. В 2010 г импорт из Украины /труб всех украинских производителей/ превысил 630 тыс т, а импорт из Китая составил около 130 тыс т труб. Суммарный ущерб государству составил, как минимум, 1 млрд долл.

- И это без учета социальных потерь: не были созданы дополнительные рабочие места; бюджеты недополучили налоговые сборы. Этим примером я только хотел подчеркнуть, что когда мы открываем свои рынки для импортных товаров, которые можем производить сами – это дорогое удовольствие для государства.

Вопрос: Почему же все-таки так много покупается украинских труб?

Ответ: Ответов два. Первый – экономический, часто украинские поставщики грешат демпинговыми ценами на российском рынке, т.к. российский рынок для них, в отличие от западного, открыт в большей степени.

- Второй ответ технический - российские стандарты на трубную продукцию отстают от тех стандартов, по которым реально идет поставка труб. Они устарели и отстали фактически на десятилетия. Их редакции часто датируются 70-ми годами прошлого века. Этим пользуются украинские трубники, которые изготавливают продукцию на устаревшем оборудовании. Российская же трубная отрасль выпускает современные продукты на новейшем оборудовании. Но и та и другая продукция соответствуют устаревшим требования ГОСТа. Фактически же на разном оборудовании производятся продукты с принципиально разными качественными характеристиками. Потребитель же при выборе производителя часто подходит формально: ГОСТу соответствует, цена ниже – подписываем контракт. В связи с этим я бы хотел отметить – назрела серьезная необходимость начать работу по внедрению единых современных стандартов.

СПРАВКА:

Объединенная металлургическая компания /ОМК/ - один из крупнейших отечественных производителей труб, железнодорожных колес и другой металлопродукции для энергетических, транспортных и промышленных компаний. В составе ОМК 4 крупных предприятия металлургической отрасли: Выксунский металлургический завод (VSMZ) /Нижегородская обл/, Альметьевский трубный завод /Республика Татарстан/, завод "Трубодеталь" /Челябинская обл/ и Литейно-прокатный комплекс /Нижегородская обл/.

В 2010 г ОМК обеспечила 24 проц объема производства труб российскими предприятиями, в том числе 42 проц труб большого диаметра и 64 проц российского потребления железнодорожных колес. В 2010 г предприятия ОМК произвели 2,2 млн т трубной продукции различного сортамента, а также 664 тыс железнодорожных колес. -- Прайм-ТАСС

Новости по этой теме

В Новости

Всего новостей  157188

ГОД:
МЕСЯЦ:
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
2
3
8
9
10
16
17
24
30
31

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>