Эпоха гигантизма. "Укррудпром (Украина)". 4 февраля 2011
07.02.2011 - 10:05
На мировом рынке стали объявлено о самом крупном слиянии со времени образования Arcelor Mittal. Японские Nippon Steel и Sumitomo Metal Industries, занимающие первое и третье места в национальном рейтинге производителей стали, решили объединиться.
Слияние позволит будущему японскому гиганту сократить затраты и повысить рентабельность, снизившуюся вследствие кризиса и растущей конкуренции со стороны Posco, Tata Steel и ведущих китайских компаний. Ранее Nippon Steel и Sumitomo сотрудничали по многим направлениям, так что, по оценкам аналитиков, интеграция будет проходить достаточно гладко. Завершить процесс слияния планируется, впрочем, только к октябрю 2012 года.
Как сообщают СМИ, новая компания будет контролировать 45% японского рынка стали, однако сделка не должна вызвать какого-либо противодействия со стороны антимонопольных органов. Правительство Японии полностью поддерживает объединение двух металлургических корпораций, рассчитывая, что это повысит их конкурентоспособность.
В 2010 году Nippon Steel и Sumitomo в совокупности выплавили более 47 млн. тонн стали. Японские источники сообщают, что компания станет вторым в мире производителем стали после Arcelor Mittal, хотя, по данным китайской национальной металлургической ассоциации CISA, это место должно принадлежать Hebei Iron & Steel, которая в прошлом году выпустила 52,9 млн. тонн металла. Впрочем, по объему доходов новый японский лидер будет существенно опережать китайского конкурента. Его ассортимент включает значительную долю высококачественной продукции высокого передела (толстый лист, автолист, прокат с покрытиями, бесшовные трубы и пр.), при этом по широте ассортиментного ряда объединенная компания будет превосходить даже Arcelor Mittal.
Предыдущая консолидационная операция в японской сталелитейной промышленности состоялась в 2002 году, когда посредством слияния компаний NKK и Kawasaki Steel была создана группа JFE Steel. Также союз Nippon Steel и Sumitomo представляет собой второе крупное слияние в мировой металлургической отрасли после начала кризиса 2008 года, если первым считать покупку ММК им. Ильича группой "Метинвест".
Впрочем, конкуренты тоже, как говорится, не дремлют. Корейская компания Posco, которая на протяжении последних лет считалась главным соперником Nippon Steel в Восточной Азии, существенно продвинулась в реализации своего индийского мегапроекта, получив от местного министерства окружающей среды разрешение на строительство металлургического комбината мощностью 12 млн. тонн в год в штате Орисса. Это очень важное достижение, так как пройти этот барьер очень непросто: по крайней мере, компаниям Arcelor Mittal и Tata Steel, также желающим построить с нуля новые метпредприятия в Индии, это пока не удалось.
Правда, разрешение, которое получила Posco, имеет условный характер. Чтобы начать строительство, корейской компании надо будет выполнить еще 60 требований, которые дополнительно выставило министерство. К тому же еще не решен вопрос с приобретением земли под строительство. Местные жители по-прежнему возражают против строительства комбината по соседству. Наконец, главное препятствие, которое надо еще преодолеть Posco, заключается в том, что у корейской компании еще нет разрешения на добычу железной руды. Между тем весь проект строительства комбината в Индии составлялся ради получения доступа к богатым железорудным месторождениям штата Орисса, без него он полностью теряет какую-либо привлекательность.
Дальневосточные каникулы
В Восточной Азии празднуют Новый год по китайскому календарю, так что региональный рынок стали взял паузу, которая, вероятно, захватит и всю текущую неделю. Впрочем, местные металлургические компании рассчитывают возобновить операции в середине февраля на более высоком ценовом уровне, чем до праздников. Повышение должно затронуть весь спектр стальной продукции, начиная от заготовок и слябов, которые в конце января предлагались восточноазиатским потребителям по 690-700 и 710-730 долларов за тонну CFR соответственно, и заканчивая продукцией высокого передела. Производители объясняют свои действия подорожанием сырья с одной стороны и ожидаемым экономическим оживлением — с другой.
В других регионах повышение цен на плоский прокат приостановилось. Металлургические компании заранее анонсировали новые котировки на февраль-апрель и теперь стремятся подтвердить заявленный уровень конкретными сделками. Однако потребители все больше сопротивляются подъему цен, считая его чрезмерным. В частности, начал снижаться спрос в Европе, где ранее дистрибуторы и конечные потребители активно пополняли истощившиеся к концу прошлого года запасы. По мнению покупателей, горячекатаные рулоны в Европе не должны стоить более 600 евро за тонну EXW, тогда как металлурги выставляют апрельские котировки на отметке 620-630 евро за тонну EXW. В связи с этим все больший интерес вызывает украинский горячий прокат, который предлагается в страны ЕС по 560-580 евро за тонну DAP/CFR.
Прекратился рост цен и в Турции, где местным компаниям пришлось стабилизировать горячий прокат на уровне 820-850 долларов за тонну EXW для поставок в марте-апреле. Украинская и российская продукция котируется в Турции по 750-760 долларов за тонну CFR плюс 5 или 9% пошлины. В целом экспортеры из СНГ консолидировали свои предложения по горячему прокату в интервале 720-750 долларов за тонну FOB. Стоимость украинской толстолистовой стали составляет 700-750 долларов за тонну FOB для ближневосточных и до 780 долларов за тонну FOB/DAP — для европейских покупателей.
На ближневосточном и европейском рынках длинномерного проката продолжается стагнация. Строительная отрасль большинства стран этих регионов, по мнению экспертов, начнет выходить из депрессии не ранее второй половины текущего года. Потребители, немного пополнив запасы в первой половине января, покинули рынок.
Стоимость украинских и российских заготовок в итоге опустилась до 620-630 долларов за тонну FOB, причем покупатели требуют дальнейших уступок. Турецким компаниям пришлось уменьшить экспортные котировки на арматуру до 680-690 долларов за тонну FOB, да и на местном рынке, где еще в середине января наблюдалась повышенная активность, произошло насыщение и цены снизились до менее 695 долларов за тонну EXW. Алжирские компании приостановили закупки арматуры в Южной Европе, заставив поставщиков отступить до около 530 евро за тонну FOB по сравнению с 540-550 евро за тонну во второй половине января. В самой Европе производители удерживают интервал 535-550 евро за тонну EXW на юге и до 580 евро за тонну EXW в восточноевропейских странах, но объем продаж очень низкий. Признаки ослабления наблюдаются даже в США, где длинномерная продукция поднималась в течение двух с половиной месяцев. При этом, местные трейдеры все больше интересуются закупками менее дорогой импортной продукции.
Тихая неделя
Праздники в Китае, значит, тишина на спотовом рынке железной руды, который еще в конце января ушел на каникулы на уровне 188-191 доллар за тонну CIF для 63,5%-ного индийского концентрата. Поставки этого материала, впрочем, упали в прошлом году, а в нынешнем могут вообще сократиться до минимума, если правительство Индии введет новые ограничения на экспорт сырья. В целом, по словам аналитиков, падение объемов индийского экспорта руды является одним из важнейших факторов, обусловивших подъем спотовых цен на руду до значений, близких к рекордным.
Впрочем, китайские компании стараются компенсировать сокращение индийского экспорта (который идет преимущественно в Китай) и уменьшить зависимость от "большой тройки" ведущих железорудных компаний, расширяя закупки у нетрадиционных поставщиков. Так, в прошлом году Китай импортировал около 13 млн. тонн железной руды из Ирана, хотя сейчас поставки в таком объеме стали невозможными из-за введения в Иране экспортных пошлин на данное сырье в размере до 50%. Зато, очевидно, будет увеличиваться импорт из таких стран, как Перу, Чили и Венесуэла (в совокупности более 18 млн. тонн в прошлом году), Россия, Индонезия, Вьетнам. По словам аналитиков, подорожание железной руды при сохранении относительно низких "посткризисных" затрат на доставку делает транспортировку сырья по нетрадиционным маршрутам вполне рентабельной.
Еще один вариант действий китайских металлургов по снижению сырьевой зависимости заключается в приобретении железорудных активов за рубежом. По этому пути решила пойти и индийская государственная компания NMDC, крупнейший производитель железорудного сырья в стране. Как заявляет руководство NMDC, зарубежные активы покупаются с целью расширения объема поставок на внешние рынки, где цены выгоднее, чем в самой Индии.
Помимо участия в крупном совместном проекте в Индонезии, NMDC сообщает, что готовит покупку еще трех железорудных и трех угольных активов в Австралии, Албании и Мозамбике. Компания также планирует осуществить покупку двух небольших австралийских месторождений железной руды уже в ближайший месяц. -- Укррудпром (Украина)