Норильский никель, крупнейший в мире производитель никеля и палладия, ждет роста цен на свои металлы в 2011 году за счет запуска нескольких фондов, которые должны увеличить инвестиционный спрос.
"Цены как минимум поменяются на величину среднемировой инфляции. То есть рост будет, но незначительный, - сказал глава в интервью Рейтер сбытового комплекса Норникеля Виктор Спрогиc. - Спрос на наши металлы достаточно стабилен, кроме того, мы ожидаем роста инвестиционного спроса".
По его словам, росту популярности металлов среди инвесторов будет способствовать запуск несколькими фондами и компаниями в первом квартале 2011 года фондов ETC (Exchange Traded Commodities), которые позволят вкладывать средства в физический металл, а также большой объем ликвидности на рынке.
Речь идет об ETC для никеля, меди и еще целой группы базовых металлов, а также для платиноидов, сказал Спрогис. Он не уточнил названий банков и компаний, которые запустят инструмент, но не исключил, что Норникель может поставить металлы для них.
Глава сбыта Норникеля также видит дефицит на рынке палладия и небольшой избыток на рынке никеля.
"Палладий - единственный рынок, где в связке производство- потребление есть дефицит", - сказал Спрогис, добавив, что на рынке никеля есть определенное превышение производства над потреблением.
ПАЛЛАДИЙ ГОХРАНА
Российское госведомство Гохран, запасы которого являются государственной тайной, по словам Спрогиса, в 2011 году последний раз поставит палладий на мировой рынок.
"2011 год будет последним, когда мы ждем поставок (палладия) из Гохрана, хотя они и не будут уже столь значительными как в предыдущие годы. Мы полагаем, что в 2012 году эти поставки будут равны нулю", - сказал он.
Продажи драгметалла из российских госзапасов были одним из ключевых источников предложения на мировом рынке в течение нескольких лет.
По оценке компании Johnson Matthey, в 2009 году Россия продала 960.000 унций палладия, и без этих продаж на рынке был бы дефицит в 200.000 унций.
Спрогис также считает, что у палладия нет никаких фундаментальных причин быть дешевле двух других драгметаллов - золота и платины.
"Есть мнение, что палладию не достает ценности бренда, но это сложный вопрос, поскольку драгметаллы - это не совсем то же самое, что вино и картины известных художников", - полагает глава сбыта Норникеля.
Во вторник цены на палладий к 12.10 МСК составляли в Лондоне $744,72 за тройскую унцию, на платину - $1.714,00 за унцию, на золото - $1.387,10 за унцию.
Палладий уже стоил больше платины и золота десять лет назад, когда его цена превысила $1.000 за унцию из-за игры трейдеров, в том числе и на российских госзапасах, а затем упала и обрекла финотчеты некоторых автопроизводителей на списания потерь от скупки металла, нужного им для выпуска каталитических нейтрализаторов.
"В 2002 году мы начали восстанавливать доверие к России как к поставщику (палладия) практически с нуля. Десять лет назад был урок, который только сейчас перестает оказывать давление на рынок", - сказал Спрогис.
Норникель сталкивался в прошлом с отсрочками экспорта палладия, поскольку профильные ведомства опаздывали с выдачей вывозных лицензий. Теперь часть этих лицензий стала выдаваться сразу на несколько лет, и проблем с экспортом больше не возникает.
"(Проблем) не дождетесь. Механизм отработан", - заверил глава сбытового подразделения компании, которая обеспечивает 22 процента мирового рынка никеля и 38 процентов рынка палладия.
СБЫТ В УСЛОВИЯХ КОНФЛИКТА
Проблему отсрочки экспортных лицензий Норникелю удалось решить незадолго до кризиса на финансовых рынках, за которым последовал очередной виток конфликта акционеров компании и вал взаимных обвинений, в том числе в адрес сбытового подразделения Норникеля.
Осенью 2010 года аудитор KPMG провел due diligence деятельности Норникеля. Инициатором проверки был алюминиевый гигант Русал, владелец 25 процентов акций Норникеля, обвинивший последнего в неэффективном сбыте.
"Выводы аудитора показали, что система сбыта Норникеля полностью соответствует мировым стандартам, а обвинения Русала полностью неверны", - отмечает Спрогис.
Среди многий обвинений Русала этого года в адрес своего подразделения Спрогис признает справедливость только одного утверждения - что Норникель не использует свое доминирующее положение на рынке для получения дополнительной выручки, но сам таких примеров в современной горной добыче не знает. -- Рейтер