Возможно, уже в скором времени следующий Севморпутем флот будет заходить в Петропавловск для попутной дозагрузки. "Север ДВ". 13 октября 2010
13.10.2010 - 13:25
Еще одно судно прошло из Европы в Азию через Арктику. Интервью с капитаном и представителем компании-судовладельца
Еще одно судно, уже четвертое за нынешнюю навигацию, прошло Северным морским путем из Европы в АТР. Контейнеровоз "Мончегорск", принадлежащий компании "Норильский никель" 15 сентября вышел из порта Мурманск в рейс по маршруту Мурманск – Дудинка – Пусан – Шанхай. В настоящее время судно уже находится в Японском море на подходе к порту Пусан. Дизель-электроход "Мончегорск" - судно ледокольного типа, построенное специально для плавания в Арктике, поэтому переход по Северному морскому пути он совершил самостоятельно, без сопровождения ледоколов.
Стоит отметить, что компания "Норильский никель" на сегодняшний день имеет наиболее богатый опыт морских перевозок по Северному морскому пути, эксплуатируя пять собственных современных арктических контейнеровозов. Однако рейс "Мончегорска" - первый в восточном направлении, из Европы в Азию.
О том, как проходит рейс т/х "Моннчегорск", о Северном морском пути и перспективах его дальнейшего развития, а также о потенциальных возможностях порта Петропавловск-Камчатский стать базовым обслуживающим портом и грузовым хабом восточной части Севморпути корреспондент РИА Север ДВ побеседовал с представителями компании "Норильский никель" - заместителем директора Мурманского транспортного филиала Вячеславом КОНОПЛЕВЫМ и капитаном дизель-электрохода "Мончегорск" Сергеем КУДРЯВЦЕВЫМ.
- В первую очередь интересно узнать мнение моряков, имеющих опыт плавания по Севморпути, действительно ли климат и ледовая обстановка в Арктике меняются в лучшую сторону?
С. В. Кудрявцев: Без сомнения, как и во всем мире. Климат стал более мягкий, более теплый. Интересно бы узнать статистику штормовых дней по месяцам по сравнению с прошлыми годами, ведь во всем мире количество штормов увеличилось. Ледовая обстановка также улучшилась, причем значительно. Хотя, чтобы делать долгосрочные заключения, необходимо подождать три-четыре года. Все может вернуться на круги своя. Мы весь переход проехали почти по чистой воде. В моей практике в конце сентября такого не было, хоть где-нибудь да попадали на серьезный лед.
- Какую бы Вы дали оценку сегодняшнему состоянию Севморпути?
С. В. Кудрявцев: Если имеется в виду навигационное состояние, то оно в целом хорошее. При современном развитии способов определения судна и, соответственно, дублирования этой навигационной аппаратуры, как на нашем судне, нет необходимости восстанавливать все навигационное обеспечение, каким оно было в Советские времена. Достаточно (и это будет более чем достаточно, по моему мнению) установки маяков с радиолокационными ответчиками только на подходах к портам, бухтам-укрытиям от непогоды и в проливах (Вилькицкого, Санникова и, может быть, в некоторых проходах северо-восточной части Карского моря). Должна быть возможность определения по системам GPS и ГЛОНАСС. Системы GPS и ГЛОНАСС все равно будут развиваться.
- Пойдет ли "Мончегорск" в обратный путь Северным морским путем?
В.В. Коноплев: Да, пойдет. По окончанию текущего рейса судно выйдет в рейс из Шанхая на Дудинку.
-Планируется ли на обратном пути заход судна в порт Петропавловск -Камчатский?
В.В. Коноплев: Заход в Петропавловск-Камчатский в этом рейсе не планируется, поскольку судно обеспечено всем необходимым.
- Рассматривает ли в принципе Ваша Компания при планировании рейсов в Азию по Северному морскому пути заходы судов в Петропавловск-Камчатский на обслуживание?
В.В. Коноплев: В принципе такой вопрос рассматривается, но требует дополнительной проработки. Особенно в части попутной загрузки судов в Азиатском или в Европейском направлении.
- Как Вы оцениваете перспективы порта Петропавловск-Камчатский стать базовым портом восточной части Севморпути с точки зрения географических, климатических и экономических условий?
В.В. Коноплев: Положительно. Незамерзающий, удобно расположенный порт на перекрестке морских путей с хорошей ремонтной и снабженческой базой.
- Каковы, по Вашему мнению, явные плюсы и минусы Севморпути?
В.В. Коноплев: Основной плюс - это наиболее короткий путь из Европы в Азиатско - Тихоокеанский регион. Основной минус - это сезонность, то есть путь открыт для основной массы судов и грузов только три-четыре месяца в году.
- Как Вы считаете, реально ли в ближайшем будущем открытие регулярного судоходства по Севморпути?
В.В. Коноплев: Открытие регулярного судоходства в летне-осенний период времени года по Северному морскому пути в ближайшее время реально при принятии определенных организационно - технических и правовых мер.
Говорить о круглогодичном плавании по СМП, мне кажется, пока рановато.
Нужны мощные ледоколы и крепкие суда для преодоления льдов. На сегодня в мире только Компания "Норильский никель" имеет транспортные суда высокого ледового класса, способные работать как с ледоколом, так и самостоятельно в тяжелых льдах.
- Что, по вашему мнению, необходимо сделать в первую очередь для развития Севморпути?
В.В. Коноплев: Во-первых – это создание законодательной базы плавания по Севморпути. Во-вторых - улучшение навигационно-гидрографического обеспечения безопасности плавания судов, в части развития навигационных спутников систем, средств навигационного ограждения опасностей, промеров глубин и т.д. Необходимо создание информационных систем гидрометеорологического и ледового обеспечения безопасности мореплавания по Северному морскому пути. Также нужны базы по контролю за состоянием окружающей среды, предотвращению чрезвычайных ситуаций и борьбе с ликвидацией последствий такого рода ситуаций. Также в числе приоритетов я назову создание сети спасательно-координационных центров и должное ледокольное обеспечение.