Аперитив черничный, заграничный (03 - 07 августа 2009 г.). "СОГРА ". 11 августа 2009
11.08.2009 - 15:42
На минувшей неделе атмосфера на черно-металлургическом рынке Азиатско-Тихоокеанского Региона в полной мере соответствовала бодрому заряду известной шуточной песни Владимира Высоцкого. Позитивный настрой, преобладающий в мировой экономике, заставляет игроков повышать цены и наращивать мощности стальных "мускулов", отдыхавших в период кризисного простоя.
Китайские металлурги с неторопливостью мастеров гимнастики цигун продолжают затягивать процесс заключения долгосрочных железорудных контрактов с поставщиками из Австралии. Переговоры между ними приобрели характер долгой позиционной борьбы, в ходе которой стороны обмениваются "подножками" и "болевыми приемами". В июле Пекин "раздул" шпионский скандал с Rio Tinto, а на прошлой неделе настала очередь австралийцев - они публично обвинили власти КНР в отсутствии четкой политики по контролю над ввозом сырья, что приводит к слишком большому количеству импортеров ЖРС. Поставщикам не нравится, что доля спотовой продукции на китайском железорудном рынке в текущем году превысила 82%.
Однако Китай, будучи "в своей квартире", чувствует себя вполне уверенно и следует лозунгу: "Прочь влияния извне!" Местные геологи чуть ли не каждый месяц находят на территории страны новые залежи железной руды. Вот и на днях стало известно об открытии еще одного магнетитового месторождения в Алашаньской впадине (автономный район Внутренняя Монголия), которое, безусловно, укрепит сырьевую независимость КНР. Правда, его запасы не так уж велики - 120 млн. тонн, да и содержание железа в руде составляет не более 10-25%, но для Поднебесной это вполне неплохо.
Позиция Пекина в противостоянии с поставщиками остается прочной еще и потому, что в портовых складах страны хранится огромное количество железной руды. В конце июля эти запасы насчитывали больше 73 млн. тонн, по сравнению с июнем увеличившись на 3,6%. К тому же, в информационной борьбе с Австралией китайская сторона успешно применяет тактику "пятой колонны", в качестве которой выступают небольшие продуценты ЖРС, конкурирующие с тяжеловесами - BHP и Rio. Так, скромная компания Atlas планирует в 2009 г. экспортировать в КНР более 3 млн. т железной руды. Опираясь на китайский спрос, она намерена к 2010 г. нарастить объем ежегодной добычи до 12 млн. тонн, а к 2012 превратиться в четвертого по величине австралийского поставщика ЖРС на мировой рынок. Что ж, дорогие магнаты, молодые чемпионы наступают вам на пятки: "Привыкайте к новизне!"
Оздоровительная гимнастика этим летом более чем актуальна для китайцев, ведь к глобальной пандемии гриппа A/H1N1 в данной стране добавилась локальная эпидемия легочной чумы. "Очень вырос в целом мире гриппа вирус, три-четыре", - как пел все тот же Владимир Семенович. Но, несмотря на все болезни, сталелитейная промышленность Поднебесной охвачена почти лихорадочным оптимизмом. Например, стало известно, что суммарный объем прибыли предприятий отрасли за июль с.г. может достичь 20 млрд. юаней, а если конъюнктура стального рынка останется неизменной или улучшится, то по итогам года этот показатель может возрасти до $100 млрд., превысив заработанные в 2008 г. 84,6 млрд. юаней. А это будет означать, что, невзирая на кризисный провал, китайская черная металлургия продолжает расти, уверенно обгоняя конкурентов.
Лишним доказательством тому стали озвученные в первых числах августа планы реализации новых сталелитейных проектов. В частности, в рамках четырехлетней программы развития промышленности провинции Чжэцзян в г. Нинбо начнется сооружение стального комбината годовой мощностью до 10 млн т. А концерн Benxi Steel уже приступил к строительству предприятия по производству холоднокатаной нержавейки в индустриальном парке Линьган на территории провинции Ляонин, которое в 2011 г. должно приступить к работе. Мощность первой очереди проекта составит 100 тыс. т нержавеющей стали, а объем инвестиций в ее создание - 1,7 млрд. юаней.
Строя все новые металлургические комбинаты, Китай безжалостно избавляется от устаревших шахт и заводов. Недавно его чиновники дали промышленным кругам очередную разнарядку: в 2009 г. "сойдут с дистанции" отсталые и неэффективные предприятия по добыче каменного угля годовой мощностью 6 млн. т, а также по производству ферросплавов - 700 тыс. т. В общем, "если хилый - сразу в гроб".
При этом у сокращения объема выпуска ферросплавов, помимо заботы об экологии и техническом прогрессе, есть и более прозаическая причина - КНР "подогревает" их рынок во имя роста цен. К примеру, ферромарганец, который китайские производители продают в Японию, уже стоит $1600 за тонну, хотя совсем недавние контрактные расценки были на полтысячи долларов меньше. Поднебесная вообще увеличивает коммерческую активность в данном секторе - в августе в районе экономического развития г. Тяньцзинь откроется первая в стране биржа по торговле ферросплавами. Для ее создания свои инвестиции объединили 11 компаний, вложив в проект 250 млн. юаней.
Ободряющие сигналы посылает нам и черная металлургия Японии - местные производители повышают цены на свою продукцию, сообразуя их с удорожанием сырья и ростом спроса. Так, компания Nisshin Steel 4 августа сообщила, что поднимает розничные цены на тонколистовую х/к никелированную нержавеющую сталь и трубы из нержавейки. Хромированный х/к тонкий лист в сентябре подорожает на 10 тыс. иен за т. А через два дня, 6 августа, другой продуцент, Nippon Steel & Sumikin Stainless Steel Corporation, анонсировал повышение цен на никелированный х/к тонкий, средний и толстый лист на внутреннем рынке на 20 тыс. иен. Теперь никелированная тонколистовая сталь будет стоить 335 тыс. иен, а хромированная - 245 тыс. иен за тонну.
По оценкам японских экспертов, в этом году горячий прокат может подорожать до 600 долларов, а холодный - до 700 долларов. Но нужно отметить, что такой энергичный рост цен на нержавейку, в первую очередь, вызван их взлетом на рынке цветных металлов (прежде всего, никеля). Наличие реального платежеспособного спроса на столь дорогую сталь, на наш взгляд, пока находится под сомнением.
А вот японский сталелитейный флагман, Nippon Steel, отбросил сомненья прочь и 2 августа запустил простаивавшую печь на заводе в г. Оита, увеличив ее объем. Вот кому, в самом деле, не страшны Арктика с Антарктикой! Ведь по сравнению с маем июньский уровень экспорта стали из Японии вырос на 33%, а драйвером этого роста был соседний Китай, закупивший на 16,4% больше стальной продукции, чем в АППГ. Правда, за первую половину с.г. японский экспорт сплава упал на 37%, но во втором полугодии, следуя физкультурной логике, он должен "отжаться".
Впрочем, сталеварам Страны Восходящего Солнца по-прежнему сложно не быть "мрачными и хмурыми" - опубликованная ими в конце июля финансовая отчетность за 2-й квартал не радует. Все пять лидеров отрасли остаются убыточными. На сентябрь 2009 г. Nippon Steel прогнозирует 8 млрд., JFE - 4 млрд., Sumitomo - 6 млрд., Kobe Steel - 6,5 млрд. иен убытков. Однако если раньше руководители японских корпораций безутешно хлестали "коньяк и кофе", то теперь, следуя совету главного академика Иоффе, они явно переходят к "спорту и профилактике", а именно - увеличивают загрузку своих производственных мощностей. Компания Nippon Steel во втором полугодии планирует нарастить объемы выплавки стали на 21,7%, JFE - на 11,9%, а Kobe Steel - на 20,1%.
Индийским сталеварам тоже "не страшны дурные вести" - в июле 2009 г. крупнейшая сталелитейная компания страны, SAIL, увеличила объемы производства на 14% до 1,08 млн. т, а JSW Steel - на 51% до 502 тыс. т. Выпуск нерафинированной стали в Индии в июне 2009 г. составил 4,58 млн. т, повысившись на 6%. Конечно, по сравнению с Японией и Китаем, это не очень большие показатели, но их рост свидетельствует о том, что на фоне кризиса "в выигрыше даже начинающий".
В целом, движение, происходящее в стальном секторе азиатской металлургии, действительно очень напоминает тренировку на беговой дорожке, ведь наблюдающийся повышательный тренд - это всего лишь постепенное возвращение к докризисным высотам. А поскольку лидеры отрасли пострадали от экономических пертурбаций сильнее, чем аутсайдеры, то теперь, благодаря "эффекту базы", мы вслед за Высоцким можем воскликнуть: "Красота - среди бегущих первых нет и отстающих!" -- СОГРА