Белорусский транзит дешевеет. Поможет ли? "ИА РЖД-Партнер.ру". 30 июля 2009
30.07.2009 - 14:41
С 1 августа вступает в силу решение Белорусской железной дороги о снижении транзитных тарифов на перевозки по территории страны черных металлов и чугуна в направлении Калининградской области. В результате они сравняются с действующими российскими ставками, которые рассчитываются исходя из тарифного расстояния.
Правда, данная мера распространяется только на перевозки продукции ОАО "НЛМК", ОАО "ОЭМК" и ОАО "Тулачермет", которые гарантировали увеличение перевозок в порты российского эксклава до конца 2009 года суммарным объемом не менее одного миллиона тонн. Таким образом, БЧ удовлетворила просьбы российских металлургов и калининградской стороны. Напомним, повышение транзитных тарифов по территории Литвы (на 11,5% с 1 августа 2008 года) и Белоруссии (на 14,5% с 1 января 2009-го) привело к снижению объе¬мов экспортных грузоперевозок на 50%.
По словам начальника службы грузовой работы и внешнеэкономической деятельности БЧ Александра Станкевича, в первом полугодии 2009-го транзитные перевозки черных металлов и чугуна сократились в общем объеме на 7%.
В департаменте по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политике ОАО "РЖД" пока не комментируют снижение Белорусской магистралью транзитных тарифов, ссылаясь на первую свежесть документа и невозможность прогнозирования объемов перевозок, зависящих от многих условий. Как сообщают источники, близкие к ходу состоявшихся 15 июля переговоров между руководством Белорусской, Литовских и Калининградской железных дорог, изначально предполагалось, что снижение тарифов на транзит металлов будет только пробным шаром – перед тем как расширить эту практику на всю основную номенклатуру грузов. Однако теперь многое зависит от дальнейшей позиции Литвы. Если она не перейдет на расчет своих тарифов исходя из тонно-километров, скидок на другие грузы от БЧ, скорее всего, можно не ждать.
По мнению первого заместителя генерального директора ОАО "Калининградский морской торговый порт" Владимира Лавренчука, без снижения тарифов Белорусской железной дорогой эти договоренности не имели бы смысла и не повлияли бы на восстановление объемов перевозок на калининградском направлении. "Мы надеемся, что проведенная работа с белорусскими и литовскими коллегами даст свои положительные результаты в ближайшее время, – говорит В. Лавренчук. – По состоянию на 24 июля 2009 года НЛМК уже отгрузил в адрес КМТП около 23 тыс. тонн металла".
Между тем, по словам наблюдателей, литовские портовики просто "продавливают" противоречащие интересам страны решения. Так, Клайпеда получила от Минтранса республики феноменальные экономически необоснованные преференции. 21 июля текущего года ЛГ выпустила телеграмму о снижении тарифа на перевозку железорудных брикетов в направлении Клайпедского порта почти на 70%. Таким образом, теперь стоимость перевозки одной тонны этого груза по территории Литвы на Клайпеду составляет 2,56 долл. США/т при тарифном расстоянии 422 км, а на Калининград – 15,61 долл. США/т при расстоянии 236 км.
Аналитики отмечают, что тарифы на транзит через Литву в любом случае проигрывают стоимости перевозки в Усть-Лугу, куда в последнее время переориентируются грузоотправители.
В то же время, по словам В. Лавренчука, портовые тарифы Калининградской области вряд ли отпугивают потенциальных грузоотправителей, ведь их уровень на КМТП остается неизменным в течение последних 10 лет. "На сегодняшний день тарифы Калининградского порта самые низкие по Северо-Западу, проблема остается в транзитных тарифах железных дорог, которые в некоторых случаях выше российского уровня в два-три раза", – подчеркнул В. Лавренчук.
При этом генеральный директор ООО "Карго Сервис" Сергей Заворотын¬ский полагает, что для возвращения грузопотока на калининградское направление хотя бы частично необходимо, чтобы транзитные железные дороги при принятии решений по тарифам, касающимся российских грузов, следующих в направлении портов Калининградской области, воздерживались от явного и скрытого протекционизма собственного транспортного комплекса и проводили предварительные консультации с российской стороной. -- ИА РЖД-Партнер.ру