7 июля 2009 г.в Москве Министр Э.С. Набиуллина выступила на открытии Российско-Американского бизнес-саммита, организованного Российским союзом промышленников и предпринимателей и Американской торговой палатой.
08.07.2009 - 15:25
Тезисы выступления Министра Э.С. Набиуллиной на открытии Российско-Американского бизнес-саммита, Москва, 7 июля 2009 г.
Уважаемые дамы и господа, американские и российские коллеги!
Позвольте поблагодарить организаторов российско-американского бизнес-саммита за предоставленную возможность выступить вместе с господином Локом перед столь представительной аудиторией американских и российских деловых кругов.
Мне хотелось бы также поблагодарить бизнес-сообщества двух стран за активную поддержку межгосударственного диалога в торгово-экономической сфере. Его важность отмечалась на российско-американском круглом столе во время Петербургского международного экономического форума.
Потенциал торговли между нашими странами реализуется далеко не полностью. В 2008 г., когда влияние кризиса окончательно еще не проявилось, товарооборот составил 27,3 млрд. долл. США, увеличившись на 53%. Но и при этом среди торговых партнеров России США занимает лишь 8 место. Доля США во внешней торговле России составляет 3,7%. Удельный вес России во внешней торговле США еще ниже - менее 1%. Это крайне мало по сравнению с потенциалом наших стран и той динамикой, которая наблюдается у России с другими странами. В текущем году рост торговли, по очевидным причинам, снизится.
Значительного совершенствования требует и структура взаимной торговли. Путь к ее улучшению лежит в развитии кооперации и реализации совместных проектов.
Со стороны бизнес-сообщества мы ждем предложений и рекомендаций для формирования перечня крупных и перспективных проектов, которые можно было бы реализовать на двусторонней основе. Все значимые инициативы нашего двустороннего взаимодействия получат инструмент прямой и эффективной государственной поддержки в рамках комиссии.
Несколько слов о тех секторах и сегментах, где наши интересы совпадают, и где мы особенно рассчитываем на сотрудничество с американскими компаниями.
Мы приглашаем американские компании к сотрудничеству в приоритетных областях, понимая, что в их активе – передовые технологии и эффективный менеджмент. Речь, прежде всего, идет о торговле высокотехнологичными услугами, сфере научно-технических разработок и их коммерциализации, сотрудничестве в области космоса, в атомной сфере. Большую отдачу может дать осуществление совместных проектов в области нано- и биотехнологий.
С учетом важности обеспечения глобальной энергостабильности не просто перспективно, но и необходимо сотрудничество наших стран в сфере современных энергоэффективных и энергосберегающих технологий, альтернативных источников энергии, в том числе чистой энергии.
Мы видим также значительные перспективы для развития взаимовыгодного инвестиционного сотрудничества в области транспорта, связи, машиностроения, строительства и сельского хозяйства.
Сегодня перед экономиками и России, и США стоит необходимость одновременного решения двух задач – минимизации последствий кризиса и формирования потенциала для будущего послекризисного развития.
Для повышения конкурентоспособности российской экономики считаем ключевым переход к инновационной модели ее развития.
Недавно создана комиссия, возглавляемая Президентом, по модернизации и технологическому развитию экономики России. Созданы пять рабочих групп по приоритетным направлениям: энергоэффективность и ресурсосбережение, ядерные технологии, космические технологии, технологии в области медицины, а также стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.
И надо сказать, что у нас уже есть немало "success stories" (успешных историй). К числу наиболее крупных инвестиционных проектов, реализуемых в России при участии американских компаний, можно отнести проекты "ЭксонМобил", "КонокоФилипс", "Шеврон" – в нефтегазовом секторе, "Форд" и "Дженерал Моторз" - в автомобильной промышленности, "Алкоа" - в металлургическом секторе, "Каргилл" - в сельском хозяйстве и многие другие.
Совместный проект с компанией "Бренко" - по производству железнодорожных подшипников нового поколения; в Калужской области планируется открыть сборочное производство сельскохозяйственной техники компании "Джон Дир". В числе новых проектов - совместное предприятие "Боинг" и "ВСМПО-Ависма" по производству титановых деталей для самолетов. Завод "Пепсико" в подмосковном Домодедово будет запущен в строй уже завтра. Все это – новые высокопроизводительные рабочие места.
На начало апреля 2009 года объем накопленных прямых инвестиций США в России составил около 3 млрд. долл. США. При этом российско-американское инвестиционное сотрудничество имеет по-настоящему двусторонний характер. По взаимным объемам инвестиций у нас сейчас, примерно, паритет. Российские компании в последние годы все более активно работают в США, инвестируя в компании энергетического сектора, черной и цветной металлургии. Прямые инвестиции российских компаний в США оцениваются примерно в 5 млрд. долл.
Говоря об инвестициях, нужно отметить, что реальные возможности двух стран заметно шире. Мы полагаем, что сейчас самое время вкладывать в Россию, так как здесь находится евразийский рынок – один из самых емких рынков в мире, потребности которого, на сегодняшний момент в значительной степени покрываются за счет импорта.
И этот рынок будет не только емким, но и открытым. Курс на скорейшее присоединение России к ВТО – неизменен. Хотела бы еще раз это подчеркнуть, зная, какое внимание этой теме уделяют присутствующие в зале бизнесмены. Сейчас идет работа по некоторой перегруппировке, переформатированию процесса. Мы ведем ее вместе с нашими партнерами и намерены двигаться максимально быстрыми темпами.
Российская Федерация давно уже живет по основополагающим правилам и нормам ВТО и разделяет на практике основные принципы этой организации.
Не согласна с теми, кто считает нашу антикризисную политику чрезмерно протекционистской. При этом она – в отличие от многих других стран – ограничена только тарифной сферой. Мы не ввели и не намерены вводить какие-либо ограничения для иностранных инвесторов. Увеличение импортных тарифов – это попытка хотя бы частично компенсировать ущерб от антиконкурентной, массированной поддержки своих производителей нашими торговыми партнерами. Причем большинство тарифных мер действуют только 9 месяцев до сентября этого года.
Один пример. Защитный эффект увеличенных пошлин на ввоз автомобилей в Россию в десятки раз меньше, чем эффект субсидий, предоставленных производителям автомобилей в других странах. Часто предоставляя финансовую поддержку предприятиям, наши партнеры косвенно субсидируют значительную часть своего экспорта в Россию. Мы не считаем такое положение вещей правильным.
Нужно также учитывать, что за последнее время Россия снизила ставки импортных пошлин по целому ряду товаров. Динамика либерализации российской внешней торговли подтверждается снижением средневзвешенной ставки импортного тарифа: в 2007 г. она составляла 11,6%, за 5 месяцев текущего года - 10,8%. Хочу отметить, что и в рамках создания таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана при формировании единого таможенного тарифа также была заложена тенденция к снижению ставок ввозных пошлин.
Антикризисный протекционизм многолик, часто находится за рамками многосторонних правил ВТО, но от этого не становится "дружелюбнее". Именно поэтому мы выступаем за активизацию диалога по антикризисной проблематике на всех действующих международных форумах – G-8, G-20, ОЭСР, ВТО, а также в рамках ООН. Уже на этой неделе указанные проблемы будут обсуждены на саммите "восьмерки", а в сентябре – в формате G20. Россия остается приверженной реализации договоренностей, направленных на преодоление протекционизма.
Нами проводится последовательная политика по улучшению инвестиционного климата и безопасности капиталовложений в России, и, прежде всего, для прямых иностранных инвестиций.
С целью создания конкурентоспособных "правил игры" для корпораций совершенствуется корпоративное законодательство. Развиваются механизмы защиты прав собственности, включая предотвращение и урегулирование корпоративных конфликтов.
На прошлой неделе Государственной думой принят пакет поправок в законодательство, которые позволят повысить прозрачность и эффективность рассмотрения корпоративных споров, в большей степени защитить права бизнеса, в том числе иностранных инвесторов.
За последний год во многих крупнейших компаниях, в которых государство является контролирующим акционером, представители государства заменены на независимых директоров.
Правительство России подготовило пакет антирейдерских законов с целью повышения прозрачности корпоративных споров. Теперь все корпоративные споры будут объединяться в системе арбитражных судов у одного судьи. Усиливаются штрафы за злоупотребление процессуальными правами.
С целью установления четких и прозрачных правил работы для иностранных инвесторов в стратегических для государства сферах, вступил в силу в мае 2008 г. закон о порядке осуществления иностранных инвестиций в 42 стратегических сектора экономики, делая этот чувствительный вопрос максимально прозрачным и предсказуемым для инвесторов. К настоящему моменту состоялось 3 заседания Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. На согласование представлено 12 сделок и практически все принимаемые решения - положительные.
В конце 2008 г. принят закон "О противодействии коррупции", в котором сформулированы основные направления государственной политики в этой сфере. Разработан и утверждён Национальный план противодействия коррупции.
Совершенствуется налоговая законодательная база, которая ведется по 3-м направлениям: предусматривает снижение налоговой нагрузки на экономику, налоговое стимулирование инвестиций и инноваций, улучшение налогового администрирования.
Инновационное развитие, да и просто ведение обычного бизнеса невозможно без эффективной защиты прав интеллектуальной собственности. Именно поэтому мы привели свое законодательство в этой сфере в соответствие с лучшими мировыми стандартами. Налаживаем эффективную систему правоприменения. Думаю, сейчас дела с защитой прав интеллектуальной собственности в России обстоят лучше, чем у многих членов ВТО, в том числе недавно вступивших в эту организацию.
В период кризиса мы возлагаем определенные надежды на малый и средний бизнес. Отмечу, что в последнее время российское правительство предприняло ряд мер по его поддержке. Соответственно, важными становятся вопросы взаимодействия малого и среднего бизнеса наших стран. Нам интересен американский опыт по встраиванию малых и средних предприятий в высокотехнологичные производственные цепочки.
Хотелось бы подчеркнуть, что повестка трех панелей этого бизнес-саммита весьма актуальна для начала качественно нового этапа в нашем торговом и инвестиционном взаимодействии. Надеюсь, итогом нынешних дискуссии станут конкретные предложения и рекомендации деловых кругов обеих стран по формированию экономической повестки дня России и США.
В завершение желаю всем участникам заседания успешной и плодотворной работы! -- INFOLine, ИА (по материалам Министерства экономического развития)