Американская мечта для российских производителей. "Русмет". 29 июня 2009
29.06.2009 - 15:41
В соответствии с решением Правительства РФ, 18-21 ноября 2009 года в США пройдет Российская Национальная Выставка. Rusmet выиграл конкурс и стал организатором.
ООО "Интеллектуальные ресурсы" (Rusmet.ru) 19 июня 2009 признано победителем открытого конкурса Минпромторга РФ на оказание услуг по организации и проведению Российской национальной выставки в г. Чикаго (США), которая пройдет 18-21 ноября 2009 года в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 г. № 93-р.
Выставка, совпадающая с 200-летием установления дипломатических отношений России и США, должна содействовать дальнейшему развитию и укреплению торгово-экономических связей, расширению сотрудничества в социально-гуманитарной сфере, укреплению деловых и культурных контактов двух стран. Объем взаимной торговли в 2008 превысил 25 млрд.долларов США. Главная задача ближайшего времени состоит в том, чтобы к 2014 году увеличить эту цифру в два раза. Все помнят лозунг, выдвинутый администрацией президента Обамы "Покупай американское!" для выхода из кризиса. По аналогии, главным лозунгом выставки станет: "Покупай российское!" На конференциях и форумах будет показано, как взаимное сотрудничество наших стран будет способствовать экономическому благополучию наших стран.
Для того, чтобы обеспечить высокий уровень мероприятия и эффективную работу для российских компаний, Rusmet совместно с Московской Ассоциацией Предпринимателей и Деловым Советом Среднеатлантических Штатов привлекает к сотрудничеству предпринимательские организации США: Ассоциацию ведущих компаний, Ассоциацию индустриального развития, Ассоциацию биотехнологических компаний, Ассоциацию химической индустрии, WTC – World Trade Centre и Центр экспортной торговли, Инновационная Америка.
Информационную поддержку будут оказывать ведущие российские и американские СМИ: всего около 150 изданий, которые систематически поддерживают деловые мероприятия по российско-американскому деловому сотрудничеству.
Площадкой для проведения выставки в Чикаго станет выставочный центр Mc Cormick Place, который предоставит России не только место для экспозиций, но и конференц-залы для форумов, семинаров, круглых столов и презентаций, которые Rusmet организует вместе с российскими и американскими партнерами.
Дни России в США будут способствовать расширению прямых деловых контактов между представителями промышленных, энергетических, сельскохозяйственных, инвестиционных, торговых, деревообрабатывающих и логистических компаний. На сегодняшний день во взаимной торговле – более 700 позиций. Отдельное и особое внимание будет уделено организациям и институтам, работающим в сфере науки и образования. Большой интерес американцы проявляют к сотрудничеству в сфере туризма и здравоохранения.
Для металлургических компаний из России может стать интересным тот факт, что с 16 по 18 ноября в этом же выставочном центре проходит крупнейшая в США выставка по металлургии.
В структуре российского экспорта в США на продукцию черной и цветной металлургии в стоимостном выражении приходится 32,9%: в 2008 году экспорт составил 3,9 млрд.долларов США.
Привлекательность американского рынка для России
Уже сейчас наблюдается постепенное и трудное восстановление фондового рынка, повышаются цены на нефть, активизируется ситуация с выделением кредитов, в том числе, для строительства жилья. Все это позволяет с определенной долей оптимизма рассчитывать на восстановление спроса на черные металлы на американском рынке к концу текущего года. А это значит, что принятые решения об ограничении использования импортного металла в США практически никак не повлияют на рост производства черных металлов. При восстановлении рынка эти меры не будут играть ключевую роль для импортеров металлопродукции на американский рынок.
Уровень цен на металлы в США традиционно выше среднемировых цен на 15-30%, что делает его очень привлекательным для импортеров. Те импортеры, которые научились работать там с потребителями, никогда не захотят покинуть рынок, даже несмотря на определенные нюансы в работе и более длинные сроки прохождения сделок.
Ситуация в черной металлургии США – даже при политике протекционизма при госзакупках доля импорта растет
Когда в 1998 году в Америке говорили о чудовищном кризисе в национальной металлургии, загрузка мощностей была на уровне 75%. Проводя аналогию с 2007, за год до кризиса, 1997-й год был также для металлургов США самым успешным с 1990 года. Спустя 10 лет после того кризиса случилось нечто большее, чем кризис. Опять в 2007-м году американцы показали самые хорошие цифры, это был пик. Всего за 11 месяцев, с января к концу 2008 года загрузка мощностей американских заводов практически снизилась вдвое: с 90% до 50%. В 2009 падение производства стали продолжилось и уже в феврале загрузка мощностей составляла 36%! США в феврале выплавили стали в два раза меньше, чем в прошлом году. При этом, доля импорта в потреблении выросла с 20 до 30%. Для сравнения – у России сегодня показатель производства всего на 30% ниже прошлогоднего. Очень интересно отметить следующий факт: начиная с февраля 2009 вплоть до мая, по уровню производства стали, Россия обогняет Америку! Это событие произошло впервые с момента развала СССР. Если в Америке было произведено 3,76 млн.т, то в России – 4,3 млн.т. Март повторил достижение: у Америки – 4,1 млн.т, а у России - 4,6 млн.т. К маю ситуация аналогичная: у американцев 4,3 млн., у нас - 4,7. К сожалению, мы не можем того же сказать о внутреннем металлопотреблении, как раз здесь, у России дела обстоят значительно хуже: доля экспорта в производстве составила 48% за 12 мес. 2008 и уже 68% в январе 2009. У США экспорт стали не превышает 8-10%, а доля импорта в потреблении традиционно не превышает 20%.
Сильнее всего американские протекционистские меры ударяют по главному торговому партнеру США – Китаю, который в 2008 году потеснил с первого места Канаду (здесь подразумеваются все отрасли, не только металлургия). Россию и Украину данные меры почти не затрагивают. И вот почему. Для этого достаточно проанализировать структуру импорта стали в США. Главными поставщиками металлопроката являются (приведено в порядке убывания): Канада (20%), Китай (16%), Мексика (10%), Корея (8%), Япония (6%), Россия (4%), Украина (4%), Индия (4%), Бразилия (4%), Германия (4%), Турция (3%). На остальные страны приходится 17% импорта. Даже без протекционистских мер, по итогам января-февраля 2009 было отмечено значительное сокращение импорта.
У России в структуре экспорта пока преобладают полуфабрикаты. Если в целом по 2008 году доля полуфабрикатов у России составляет 56%, то для поставок в США данная цифра в 2008 составляла 68%, в январе 2009 – 80%, в феврале – 62%. Примерно подобная картина и у Украины. Полуфабрикаты и горячекатаный плоский прокат для дальнейшего переката не пострадают, т.к. после переработки данный металлопрокат становится "made in USA". Поэтому при восстановлении рынка в США российские поставки тоже восстановятся до прежнего уровня. Для справки, в российском экспорте на США в 2008 году пришлось около 7%. Т.е. Америка пока не является существенным торговым партнером в области металлургии и здесь предстоит много работы для расширения сотрудничества. В рамках выставки, 18 ноября, Русмет проведет металлургическую конференцию, которая должна помочь российским поставщикам в отстаивании своих интересов.
Ситуация с Китаем – кардинально другая, на полуфабрикаты, например, в январе 2009, пришлось всего 0,04% от всего экспорта стали в США. Китай экспортирует продукцию высокого передела, что как раз подпадает под меры. И вот здесь ситуация может развернуться очень захватывающая. Но, одновременно, не будем забывать, что в США в пакете мер по поддержке экономики пока никто не определил четко объем закупок черных металлов. Сколько это будет миллионов тонн – 2 или 5, а может и больше. Объем импорта с 1991 находился в пределах 27-42 млн.т. Основное потребление черных металлов в США всегда базировалось на собственном производстве (в 2008 произведено 91 млн.т стали). Хотя доля импорта в потреблении всегда была высока. США в мире являются крупнейшим импортером черных металлов, за исключением нескольких лет, когда по этому показателю первое место занимал Китай.
Китай поставляет в США продукцию с высокой добавленной стоимостью, в основном, это стальные трубы, главным образом нефтяного сортамента. Россия, по данным США, поставляет в основном полуфабрикаты, а Турция - продукцию строительного сортамента.
О городе Чикаго. Один из крупнейших по численности населения и экономическому значению город США. В городе и его пригородах расположены многочисленные предприятия по производству разнообразного строительно-дорожного оборудования, средств связи, транспортного машиностроения, радиоэлектроники, химической, нефтеперерабатывающей и металлургической промышленности. Особое место занимают пищевая и легкая промышленность (мясоконсервная, мукомольная, швейная, мебельная). В городе функционируют фондовая и товарная биржи. В Чикаго расположено много различных банков, страховых обществ, контор различных компаний-импортеров. Исходя из географического расположения города и наличия удобных транспортных связей его с основными промышленными центрами Канады, важнейшими внешнеэкономическими партнерами чикагских промышленных предприятий, выступают соответствующие их интересам канадские фирмы. -- Русмет